Значение и сущность опроса, анкетирование, почтовый опрос, интервьюирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:03, реферат

Краткое описание

Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов.
Опрос, как наиболее популярный метод социологического исследования, весьма органично влился в нашу повседневность и обеспечивает решение задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность.

Содержание

I. Введение 3
II. Основная часть 4
1. Значение и сущность опроса 4
2. Анкетирование 5
3. Почтовый опрос 8
4. Интервьюирование 9
III. Заключение 11
IV. Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

исследования.doc

— 29.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

№ стр.

I. Введение 3

II. Основная часть 4

  1. Значение и сущность опроса 4

  1. Анкетирование 5

  1. Почтовый опрос 8

  1. Интервьюирование 9

III. Заключение 11

IV. Список литературы 12

I. ВВЕДЕНИЕ

Методы социологического исследования представляют собой универсальный  инструмент для познания большого комплекса  социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно  же, экономистов.

Опрос, как наиболее популярный метод социологического исследования, весьма органично влился в нашу повседневность и обеспечивает решение задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т.д.

Рассмотрим  же более детально, в чем заключается  сущность опроса, определим значение для исследовательской деятельности и разберем его виды на примере  анкетирования, почтового опроса и  интервьюирования. Попутно постараемся  обозначить их положительные черты  и возможные недостатки.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Значение и сущность  опроса

 

Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом и наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни — от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью  статистических методов и должна представлять собой микромодель  генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Однако всегда следует  учитывать возможное искажение  информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

 

2. Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса – анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее   предназначение – дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно  классифицировать:

- по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

- по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

- по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление  мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы  о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор  вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает  с его мнением. Закрытые вопросы  могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность  выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные – нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы  не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они  дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более  богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные  вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют  от респондента критического отношения  к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев  или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях  на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его  личных качеств или обстоятельств  его деятельности.

Основные вопросы  анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

 

3. Почтовый опрос

Почтовый  опрос – разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

Разновидность почтового  опроса – прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один – когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй – когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

Важное преимущество почтового опроса – простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле над деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.

Вместе с тем  почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них – неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.

 

 

4. Интервьюирование

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных  его организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью  по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью  по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью:

формализованное;

фокусированное;

свободное.

Формализованное интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное  интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

 

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изучению данной темы, следует отметить, что  социологический опрос, в отличие от других методов сбора социологической информации, позволяет "уловить" через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований.

К несомненным  достоинствам опроса следует также отнести возможность его применения не только для социальной сферы, но и эффективного использования в других (не социологических) областях деятельности, аккумулируя логические, психологические, статистические и математические знания.

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список литературы:

 

  1. Методы прикладных исследований в менеджменте. О.Е. Лысов. Учебное пособие, 2011.– 164 с.
  2. Методы социологического исследования. И. Ф. Девятко. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002.
  3. Социология. Элементарный курс. Ю.Г. Волков, М: Юристъ, 2001.
  4. Краткий словарь по социологии. Под общ. ред. Д.М. Гвишиани,        Н.И. Лапина; Политиздат, 1988 – 479 с.
  5. Социология: Учебник для вузов. В. Н. Лавриненко, Н.А. Нартов,

О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

 

 

 




Информация о работе Значение и сущность опроса, анкетирование, почтовый опрос, интервьюирование