Инноватика, новация(новшество), новатор, инновация (нововведение)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:44, лекция

Краткое описание

Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).
Признаками инноваций являются:
новизна (радикальная — возникновение новых свойств, относительная — улучшение параметров объекта);
востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.);
реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.);

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты ИМ.docx

— 157.97 Кб (Скачать файл)
  1. Инноватика, новация(новшество), новатор, инновация (нововведение)

Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Признаками  инноваций являются:

  1. новизна (радикальная — возникновение новых свойств, относительная — улучшение параметров объекта);
  2. востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.);
  3. реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.);
  4. наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

 

  • Новация. новшество, которого не было ранее: новое теоретическое знание, новый метод, принцип и т. д. Новация в мировоззрении и идеологии, в формировании новых отраслей и новых направлений, в радикальном изменении системы управления относят к революционным изменениям, когда сами новации требуют ломки стереотипов мышления, смены кадрового состава, подготовки новых специалистов, изменения норм и регламента, программ и проектов, законом и даже конституционные нормы гражданского общества. Поэтому новации часто носят революционный характер и являются основой научно-технических и любой революции.
  • новатор — тот, кто вносит и осуществляет новые, прогрессивные идеи, приёмы и т. п. в какой-либо области деятельности
  • Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
  • Иннова́ция — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях[1].

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы

  1. Инновационный процесс. Инновационная деятельность

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может  быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению  и использованию инноваций.

Вопросам  управления инновационной деятельностью  посвящено отдельное направление менеджмента — инновационный менеджмент.

Для финансирования инновационной деятельности создаются венчурные фонды.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям

  1. Инновационная активность. Ромб оценки уровня инновационной активности.

Инновационная активность – это целенаправленная деятельность субъектов предпринимательской деятельности относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и др.), технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления производством.

Основными факторами инновационной  активности на макроуровне являются темпы роста государственных расходов на развитие науки и образования, рациональная инновационная политика государства, стимулирующая налоговая, кредитная, амортизационная политика и т.д.

 

Представление об инновационной активности в части  развития формируется и измеряется с помощью различных методов. Одним из них является метод «черного ящика», который уже строго разделяет анализируемую систему на три части: 1) «вход» – инновации и ресурсы; 2) «оператор» или механизм преобразования входа в выход (организационно-управленческие решения); 3) «выход» – результат в виде новых продуктов, услуг, знаний.  Это позволяет установить четыре самых важных фактора инновационного процесса компании, которые сводятся в так называемый «ромб инновационной активности» 1:

 

 

Рисунок. Ромб инновационной активности

 






 



 


 

 

4. инновационная среда.

- сочетание внутренней  и внешней сред участника инновационного  процесса. Дальнее (макросреда) и  ближнее (микросреда) окружение составляют  внешнюю среду любого участника  инновационного процесса, оказывают  либо косвенное (макросреда), либо  прямое (микросреда) влияние на условия  инновационной деятельности и  ее результат. В качестве компонентов  макросреды выступают социальная,технологическая,экономическая и политическая сферы. Компонентами микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования: рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала(инновационных инвестиций), звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс. Под внутренней И.с. понимают внутрифирменные отношения компонентов фирмы, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

 

5. законы развития.  S-образные интегральные логические кривые развития (жизненного цикла технологии и товара)

 

Чем, в сущности, является S-образная кривая для процесса развития какой-либо

системы? Основной ее смысл — это  демонстрация динамики, то есть изменения  во

времени кумулятивного (накопленного) значения некоторого параметра, характери-

зующего развитие данной системы. В рассмотренном выше примере в качестве такого

параметра выступает объем (количество) продажза определенный период времени.

Многочисленные экспериментальные  исследования, проведенные в течение XX

столетия, показали, что модели, основанные на S-образных кривых, достаточно хоро-

шо описывают динамику самых разнообразных природных, технико-экономических и

социокультурных процессов. В монографии Дж. Мартино [4] приведены различные

примерыпроцессов, хорошо подчиняющихся S-образной модели развития:

− увеличение веса тыквы по мере ее роста на грядке;

− количественный рост популяции  дрожжевых бактерий;

− увеличение световой эффективности (люмен/ватт) электрических ламп ос-

вещения;

− рост скоростей винтовой и реактивной авиации и т. д.

На рисунке показана S-образная кривая, отражающая зависимость между затратами, связанными с разработкой и улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, получаемыми от вложенных средств.

Вначале, когда средства вкладываются в исследование нового продукта, успехи весьма скромны.

Потом, когда в  дело идут ключевые для достижения успеха знания, реализуемые в виде разработок, результаты деятельности улучшаются почти скачкообразно.

Наконец, по мере инвестирования в продукт или процесс дополнительных средств с целью их совершенствования, технический прогресс становится все более трудным и дорогостоящим. Это предопределяет предел эффективного использования того или иного продукта или технологии (последнее графически иллюстрируется верхней частью кривой). 

Способность менеджеров распознавать пределы используемых технологий имеет решающее значение, поскольку предопределяет успехи или  неудачи фирмы.

Таким образом, технологии имеют свой жизненный цикл, включающий начальную стадию развития (медленное  развитие), сменяющуюся стремительным  развитием, которое завершается  зрелостью. На последней стадии развития прирост затрат на НИОКР часто  уже не дает ожидаемого результата. В этом случае происходит замена одной  технологии другой — более перспективной.

Периоды перехода от одной группы продуктов или процессов  к другой иногда называют технологическими разрывами. Возникает разрыв между S-образными кривыми за счет формирования новой S-образной кривой, но не на базе тех же знаний, которые лежали в основе старой кривой, а на базе совершенно новых знаний.

Например, переход  от электронных ламп к полупроводникам, от винтовых самолетов к реактивным, от магнитной ленты к компакт-дискам и т. д. — все это примеры  преодоления технологических разрывов. И все они позволяют потеснить отраслевых фирм-лидеров.

S-образные кривые почти неизменно проявляются парами. Промежуток между парой кривых представляет собой разрыв, в рамках которого одна технология замещает другую. На деле одна единственная технология редко способна удовлетворить все запросы потребителей. Почти всегда существуют конкурирующие технологии, каждая со своей S-образной кривой.

Компании, которые  научились преодолевать технологические  разрывы, вкладывают деньги в исследования, в том числе и фундаментальные, чтобы знать, где они находятся  на соответствующих S-образных кривых и чего следует ожидать в будущем

 

6. классификация инновация.

Различают несколько видов инноваций:

  • технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

 

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

Информация о работе Инноватика, новация(новшество), новатор, инновация (нововведение)