Инновации.виды инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:24, доклад

Краткое описание

В XIX в. под «инновацией» понимали, прежде всего введение элементов одной культуры – в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Термин инновация был введен в научный оборот австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером в первом десятилетии XX в. Еще в начале века Шумпетер понял роль инновации, как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции. В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а так же то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 23.01 Кб (Скачать файл)
  1. В XIX в. под «инновацией» понимали, прежде всего введение элементов одной культуры – в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Термин инновация был введен в научный оборот австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером в первом десятилетии XX в. Еще в начале века Шумпетер понял роль инновации, как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции. В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а так же то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают, как его активный элемент» Он рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, инноваций:
  2. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.
  3. Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленного метода(способа) производства, в основе которого обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара.
  4. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
  5. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

-1-

    1. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия

Инновация (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство)

Инновация- это  нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения - рынок чистой конкуренции нововведений.

Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Кибернетическая модель инновационного процесса представляется в виде системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними. Данная модель выражает непрерывность и автономность общественного процесса обработки информации. 

Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства,

-2-

стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

1) В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации, они включают  применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых  продуктов.

- процессные инновации означают  новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур  в составе предприятия (фирмы).

2) По типу новизны для рынка  инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- но вые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

3) По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация  и др.);

- инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4) В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

-3-

- модификационные (частные).

 

Виды инноваций

Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны):

  1. базисные инновации - реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
  2. улучшающие инновации- обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  3. псевдоинновации - направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

По типу новизны для рынка:

  1. новые для отрасли в мире;
  2. новые для отрасли в стране;
  3. новые для данного предприятия.

По характеру применения:

  1. продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
  2. технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  3. социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
  4. комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
  5. рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах,

услугах на новых рынках.

По стимулу появления (источнику):

  1. инновации, вызванные развитием науки и техники;
  2. инновации, вызванные потребностями производства;
  3. инновации, вызванные потребностями рынка.

По роли в воспроизводственном процессе:

  1. инновации потребительские;
  2. инновации инвестиционные.

По масштабу:

  1. инновации сложные (синтетические);

2. инновации  простые.

 

 

 

 

  1. Роль инноваций в развитии организации

Инновационная деятельность организации направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.

Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

* фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

* инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;

* производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., М.: Финансы и статистика, 2009. - 304с.
  2. Фархутдинов Р.А. Инновации. М 2009
  3. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: Учебник для вузов. М.: ЗАО Издательство Экономика, 2009. 400с.

 


Информация о работе Инновации.виды инноваций