Инновационная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 13:31, реферат

Краткое описание

Поддержка инновационной деятельности в России определена в рамках социально-экономической политики и направлена на формирование целей Российской Федерации в области науки и техники. Имеет сформированные цели и направления.
Задачи по активизации, формированию и дальнейшей поддержке научно-технической и инновационной политики возложено на Министерство экономического развития и торговли совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание

Ведение
Глава1. Инновационная политика Российской Федерации ............................................3
Глава2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности в России...................................................................................................................................7
Глава3. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности………..10
Глава4. Научно-техническая политика России...............................................................12
Заключение………………………………………………………………………………13
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная подддержка иновационной деятельности.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Ведение

Глава1. Инновационная политика Российской Федерации ............................................3

Глава2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности в России...................................................................................................................................7

Глава3. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности………..10

Глава4. Научно-техническая политика России...............................................................12

Заключение………………………………………………………………………………13

 Список используемой литературы…………………………………………………….14

Приложение…………………………………………………………………………….15

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поддержка инновационной деятельности в России определена в рамках социально-экономической политики и направлена на формирование целей Российской Федерации в области науки и техники. Имеет сформированные цели и направления.

Задачи по активизации, формированию и дальнейшей поддержке научно-технической  и инновационной политики возложено на Министерство экономического развития и торговли совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Работа по поддержанию инновационной деятельности со стороны государства обусловлена необходимостью развития науки и как следствие культуры государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Инновационная политика Российской Федерации

Государственная инновационная политика – это составная часть

социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в

инновационной сфере;

- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

-создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении

инновационной деятельности; активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере; укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности. Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования должна иметь: четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

-информационную систему, формирующую информационный образ объекта

регулирования, достаточную для реализации функций управления;

инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы

государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках

выполнения своих функций.

Основными целями государственной политики РФ являются:

- создание экономических, правовых и организационных условий для

инновационной деятельности;

- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции

отечественных производителей на основе создания и распространения базисных и

улучшающих инноваций;

- содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию

рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

- расширение государственной поддержки, направляемой на развитие

инновационной деятельности;

- содействие расширению взаимодействия объектов РФ при осуществлении

инновационной деятельности;

- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

К основным приоритетным направлениям инновационной деятельности государства относятся:

- работы по созданию, освоению и распространению техники, технологий,

которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планирования производства;

- работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

- научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

- направления научно-технической политики, связанные с международным

разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Основными органами управления в части регулирования инновационной

деятельности являются:

- Министерство экономического развития и торговли РФ – на него возложены  функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капиталовложений;

- Министерство образования и науки РФ – на него возложены задачи по активизации научно-технической политики государства и инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности в России

Государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:

- законодательное регулирование инновационной деятельности, создание

благоприятного инновационного климата;

- финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью;

финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих

инновационную деятельность предприятий, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

- финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

- инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

-размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

-предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

-содействие формированию инновационно-венчурных фондов поддержки малого  и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;

-поручительство перед российскими и иностранными  кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

-обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ;

-организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;

 

-тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности, содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности.

Венчурный капитал и трансфер технологии приобретают пер-востепенное

значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой.

Во-первых, только на основе крупномасштабного освоения высоких технологий современного, пятого технологического уклада возможно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, восстановить утраченные позиции на внутреннем рынке, обеспечить рабочие места и получить необходимые ресурсы для инвестиций и инноваций.

Во-вторых, трансфер технологий от одного из наиболее сильных в мире

военно-промышленного комплекса России в гражданские отрасли позволит сохранять мощный научно-технический потенциал и эффективно его использовать для производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешних рынках.

В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса и инновационной

инфраструктуры поможет повысить занятость и доходы ученых, инженеров,

квалифицированных рабочих - главной движущей силы освоения технологий

постиндустриального типа.

В-четвертых, освоение базисных инноваций и трансфера технологий поможет сохранить единое технологическое пространство в рамках СНГ (доля СНГ в мировом экспорте упала с 1985 по 1995 гг. вдвое, а области машиностроения —еще больше).

Однако нужно признать, что работа по государственной поддержке трансфера технологий и венчурного капитала не приобрела необходимого размаха ни на федеральном уровне, ни в регионах. Это тормозит переход от депрессии к оживлению экономики, восстановление утраченных позиций на внутреннем и внешнем рынках.

Большое значение в преодолении отставания в этой сфере имеет развитие

сотрудничества как со странами Запада, так и Востока.

Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий.

Одним из сдерживающих факторов развития инновационной политика государства является недостаточная нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности. Поэтому приоритетной  задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кон-дратьева и Институт микроэкономики подготовили проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственный инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он будет внесен в Государственную Думу.

Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются и принимаются субъектами Российской Федерации. Пример показала Саратовская область, где в июле 1997 г. принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности».

Можно ожидать, что в ближайшие годы будет заполнена ниша в правовом регулировании инновационной деятельности; это будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

 

 

 

 

Глава3. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:

- государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

- создание государством налоговых, кредитных, таможенных амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам;

- включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

- государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

- государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

- проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

- оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации,

маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

- государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники;

Информация о работе Инновационная политика Российской Федерации