Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:33, реферат
Целью данной работы является изучить классификацию инноваций.
Задачи: - дать определение понятию инновации;
- рассмотреть классификацию инноваций.
Введение 4
1. Понятие инновации 5
2. Классификация инновации 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13
План
Введение
1. Понятие инновации
2. Классификация инновации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности это и является актуальностью выбранной темы. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов, производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Целью данной работы является изучить классификацию инноваций. Задачи: - дать определение понятию инновации; - рассмотреть классификацию инноваций.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.1
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение». В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения.2 В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения, то есть инновации. В современных экономических условиях инновационная активность предприятия является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.3
Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.4 Главная цель инновационного менеджмента - результативность инновационного процесса, то есть максимизация эффекта от коммерческой реализации инновации.
Инновация - это существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды (в то время как новация – это новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности). Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояние. В современных условиях к одному из побудительных мотивов создания инновация относится конкуренция на рынке. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных конкурентных преимуществ.5 Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в приобретении фирмой конкурентных преимуществ. Однако положительный эффект не всегда достижим, так как инновации являются специфическим продуктом; специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании новшества, особенно при выходе на рынок (90% новинок терпят поражение на рынке).
Таким образом, инновацию характеризуют
следующие аспекты:
1) является результатом планируемой
творческой деятельности людей, направленной
на совершенствование существующей системы;
2) инновацией считается новшество,
реализованное на практике;
3) объектами инноваций могут
самые различные сферы жизнедеятельности;
4) способствуют преодолению
кризисов на макро - и микроуровнях, увеличивают
конкурентоспособность;
5) связаны с рисками.6
2.Класификация инновации
Для успешного управления инновационной
деятельностью необходимо тщательное
изучение инноваций. Прежде всего, необходимо
уметь отличать инновации от несущественных
видоизменений в продуктах и технологических
процессах (например, эстетические изменения
– цвета, формы); незначительных технических
или внешних изменений в продуктах, оставляющих
неизменными конструктивное исполнение
и не оказывающих достаточно заметного
влияния на параметры, свойства, стоимость
изделия, а также входящих в него материалов
и компонентов; от расширения номенклатуры
продукции за счет освоения производства
не выпускавшихся прежде на данном предприятии,
но уже известных на рынке продуктов, с
целью удовлетворения текущего спроса
и увеличения доходов предприятия. Новизна
инноваций оценивается по технологическим
параметрам, а также с рыночных позиций.
С учетом этого строится классификация
инноваций.7
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
- продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
- процессные инновации означают
новые методы организации производства
(новые технологии). Процессные инновации
могут быть связаны с созданием новых
организационных структур в составе предприятия
(фирмы).
По типу новизны для рынка инновации
делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии,
информация);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
В Научно-исследовательском
институте системных исследований (РНИИСИ)
разработана расширенная классификация
инноваций с учетом сфер деятельности
предприятия. По этому признаку выделяются
инновации:
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.8
Целесообразно вести такое разделение как:
1) инновация первого рода – к ним относятся новые открытия, изобретения, идеи впервые внедряемые в производство;
2) инновации второго рода - это
изобретения ноу-хау, или идеи, внедряемые
повторно, то есть они не являются первые
в мире.
Инновации могут быть в виде
продукта (новый товар), или в виде процесса
(новая технология, новые методы, новая
организация труда).
По инновационному потенциалу различают:
- базисные инновации - это принципиально новые решения формирующие новые отрасли;
- модифицирующие – представляют собой существенные изменения в базисных инновациях (сот. телефоны);
псевдоинновации - это решение представляющие собой незначительные изменения базисной.9
Классификация10
Признак |
Виды признаков |
1. По видам |
Научные, технологические, экологические, социальные, экономические. |
2.По назначению |
Товар массового спроса, товар для промышленного использования, товар для обороны |
3. По степени новизны |
- Радикальные – делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); - Модифицирующие – улучшают,
отдельны элементы существующих систем
(например,плазменный-экран); - Комбинированные – сочетание предыдущих. |
4. по характеру связи с предшествующими образцами |
- Открывающие новые направления в человеческой деятельности (космический корабль); - Заменяющие (электровоз вместо паровоза); - Отменяющие (сварка вместо клепки); - Возвратные, обращающиеся к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами); - Имитирующие, в том числе ретроспективно (образцы моды). |
5. по результативности |
-Внедренные и полностью используемые; - Внедренные и слабо используемые. |
6.В зависимости от характера, общественной цели |
1)Ориентированная на прибыль; 2) Не ориентированная на прибыль (экологические); 3) Специальная (здравоохранение, образование). |
7. по сфере применения |
Производственные, управленческие, рыночные, социальные, торговые. |
Заключение
Особенностью современного
этапа развития инновационной деятельности
является образование в крупнейших фирмах
единых научно-технический комплексов,
объединяющих в единый процесс исследование и производство.
Это предполагает наличие тесной связи
всех этапов цикла “наука - производство".
Создание целостных научно-производственно-
В 80-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных.
С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.11
Таким образом, инновация это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Список использованной литературы