Институциональный подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Необходимость повышения качества таможенных услуг определяет новые институциональные условия развития таможенной службы Российской Федерации. Возникает необходимость в разработке и внедрении современных подходов и методов повышения эффективности таможенного администрирования и качественного управления институциональным развитием таможенных органов. Актуальность проблемы обусловлена новыми параметрами условий развития таможенных органов. В частности, они закреплены в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и рамочных стандартах безопасности и облегчения международной торговли. В указанных документах четко определено, что эффективное институциональное развитие является важнейшим направлением совершенствования таможенного администрирования и развития таможенных служб мира .

Вложенные файлы: 1 файл

тамож.мен-т.реферат.docx

— 20.80 Кб (Скачать файл)

 

Институциональный подход в управлении.

Необходимость повышения  качества таможенных услуг определяет новые институциональные условия  развития таможенной службы Российской Федерации. Возникает необходимость  в разработке и внедрении современных  подходов и методов повышения  эффективности таможенного администрирования  и качественного управления институциональным  развитием таможенных органов. Актуальность проблемы обусловлена новыми параметрами  условий развития таможенных органов. В частности, они закреплены в  Киотской конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур и рамочных стандартах безопасности и облегчения международной торговли. В указанных документах четко  определено, что эффективное институциональное  развитие является важнейшим направлением совершенствования таможенного  администрирования и развития таможенных служб мира .

Одним из перспективных концептуальных подходов к проблеме развития таможенных органов в условиях изменений  является институциональный подход. Институционально-эволюционная теория содержит теоретико-методологический и технологический инструментарий решения поставленной проблемы развития таможенных органов, адаптация и  совершенствование которого позволит разработать теоретические основы и методические положения управления развитием таможенного дела в  рамках единой платформы таможенного менеджмента .

Новые условия развития таможенных администраций формируют сегодня  общую концепцию институционализации таможенного дела. Она объединяет новую философию таможенного дела ("контроль в виде сервиса"), идеологию развития таможенных институтов и важнейшие направления институционализации.

Дальнейшее развитие мировой  торговли возможно только при создании благоприятных условий для ее осуществления, что зависит от эффективности  деятельности таможенной службы как  социально-экономического института  государства и регулятора внешнеторговой деятельности, а также от качества услуг, оказываемых таможенными  органами. Выделение в качестве приоритетной сервисной функции таможенной службы и ее реализация является в современных  условиях важнейшим направлением институционализации  таможенного института, определяющим все остальные направления совершенствования  таможенной деятельности.

Исследование динамики трансформационных  издержек таможенной службы России позволило  выявить основные проблемы и перспективные  направления ее институционального развития. Анализ финансовых документов ФТС России позволил сгруппировать  все затраты на таможенную службу по двум направлениям: затраты, обеспечивающие функционирование таможенных органов, и затраты, направленные на развитие таможенной службы, ее трансформацию  в процессе институционализации. Анализ соотношения указанных групп издержек позволяет делать выводы о периодичности, характере и источниках развития таможенной службы в определенный период, а проведение корреляционно-регрессионного анализа указанных элементов и результативных показателей деятельности таможенных органов дает возможность прогнозировать перспективные направления финансирования, максимально обеспечивающих комплексное развитие таможенных органов и достижение ими поставленных целей.

В ходе исследования определено, что ключевыми направлениями  институционализации являются: правоохранительная деятельность таможенных органов, инфраструктура, международное сотрудничество таможенных администраций, кадровая и социальная политика, научные исследования.

Наиболее весомыми направлениями  финансирования институционализации  таможенной службы, позволяющими достигать  значимые результативные показатели в  стратегической перспективе, являются:

  • затраты на развитие международного сотрудничества таможенных администраций мира (реализацию так называемой "второй опоры" Рамочных стандартов);
  • затраты на обеспечение функционирования правоохранительной деятельности;
  • затраты на развитие научных исследований в таможенной сфере;
  • финансирование основных направлений кадрового обеспечения и социальной политики.

Таким образом, точечное, своевременное  и стабильное финансирование выявленных наиболее значимых аспектов институционализации  таможенных органов, на наш взгляд, позволит обеспечить создание условий  для: полномасштабного функционирования таможенной службы, развития перспективных  направлений деятельности в рамках институционализации таможенной службы; достижения поставленных целей и  своевременного решения задач в  сфере таможенной деятельности; повышения  эффективности таможенных органов  в стратегической перспективе, в  том числе и с точки зрения снижения трансакционных издержек.

Концепция управления институционализацией в широком смысле представляет собой  совокупность взглядов на проблему развития таможенных органов и охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области  стратегии, производственных процессов, структуры и культуры данного  социально-экономического института. К элементам предлагаемой концепции  относятся: ключевые идеи, принципы и  направления развития таможенных органов; инструменты анализа институциональной  среды таможенных органов в динамике, а также инструменты управления институционализацией, применение которых позволит повысить эффективность управления развитием таможенных органов. В предлагаемой концепции управление институционализацией рассматривается как осознанная деятельность по переводу таможенных органов из текущего институционального состояния в будущее, предварительно описанное состояние, то есть деятельность, обеспечивающая перевод системы на качественно новый уровень развития. Концепция включает два основных аспекта – теоретический (концептуальная) часть и практический (прикладная) часть.

Управление институционализацией подразумевает – обеспечение непрерывного развития таможенной службы как института, представляемого эволюционирующими концептуальными, правовыми и организационными положениями и компонентами.

Предложим следующую формулировку видения для таможенной службы России: создание в XXI веке конкурентоспособной  таможенной службы, осуществляющей эффективное  таможенное администрирование, обеспечивающее цивилизованные условия для развития международной торговли в сочетании  с эффективной защитой национальной безопасности и экономических интересов  страны. Миссия организации – это  общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Миссия таможенной службы представляет собой качественно  выраженную цель организации, которая  преобразуется затем в систему  долгосрочных и краткосрочных целей, отраженных в программах и планах.

Рассмотрим основные элементы системы управления институционализацией таможенной службы. Управление институционализацией представляется как процесс подготовки, принятия и реализации стратегических решений, направленный на достижение поставленных целей в долгосрочном периоде  и обеспечение адаптации системы  к изменяющимся условиям посредством  изменения ее качественных характеристик. При реализации концепции стратегического управления процессом институционализации таможенной службы России важным представляется выделять ключевые параметры институционализации, на которые необходимо направлять управляющие воздействия. Ключевые параметры выявляются, как правило, в ходе анализа результатов мониторинга таможенной деятельности и институциональной среды ее функционирования и представляются в качестве констант предложенной "матрицы институционализации" .

Применение матрицы позволит анализировать, контролировать и направлять процесс институционализации таможенной службы в процессе ее эволюционного  развития, тем самым, делая этот процесс  управляемым. Практическая значимость применения матрицы в управлении развитием таможенной службы состоит  в том, что она дает ответы на следующие  важные вопросы: последовательность выполнения изменений, темп и характер изменений, а также оценка изменений организаторами данного процесса. Подведение результатов  позиционирования констант на матрице  институционализации обеспечивает руководство высшего звена информацией, являющейся стартовой для осуществления  реформ.

В результате реализации концепции  дальнейшее развитие и обновление получит  материально-техническая база таможенной службы, улучшится технология таможенного  обслуживания, повысится уровень  профессиональной подготовки сотрудников, улучшится нормативно-правовое, методологическое и информационное обеспечение таможенной службы. Затраты на реализацию концепции  развития дадут высокие экономические  результаты в виде прироста поступлений  в бюджет таможенных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Андриашин Х.А. Таможенное право. Учебник для вузов / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов. – М.: Юстицинформ. – 2006 – 116 с.
  2. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг. -М., 2005
  3. Зябкий В.М. Таможенные органы в механизме российского государства (теоретико-правовой аспект). Дис. к.ю.н. - СПб, 2004.
  4. Макрусев В.В. Основы системного анализа: направления, проблемы, методология.- М., 2005.
  5. Прусакова Н.В. Таможенные органы в механизме современного государства: сравнительно-правовое исследование : Дис. канд. юрид. Наук. - Москва, 2002-193 c.

 


Информация о работе Институциональный подход в управлении