Интеллектуальный капитал - основа современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

В этой работе, я раскрываю используемые в наше время определения понятия интеллектуальных активов, их структуры, а также взаимосвязь и различие между терминами используемыми в этой области, - области интеллектуального капитала.
В качестве объекта исследования выступают организационно-экономические формы и механизмы управления интеллектуальными ресурсами и оценки структурных элементов интеллектуального капитала промышленных предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие и сущность интеллектуального капитала. Модели и теориию …………5
Модель «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона…………………………………...5
Матрица Свейби……………………………………………………………………....6
Модель «Финансовый метод измерения неосязаемых активов»(FiMIAM)……....8

Глава II. Методы измерения интеллектуального капитала………………………………....10
Методика «неосязаемых ценностей» ……………………………………………...10
Сбалансированные счета…………………………………………………………....11
Коэффициент Тобина………………………………………………………………..11
«Третье поколение» измерителей ИК………………………………………………13

Глава III. Неосязаемые активы и интеллектуальный капитал………………………………14
Различия и совпадения……………………………………………………………...14
Интеллектуальный капитал как движущая сила экономического развития России………………………………………………………………………………...17
Приложение
Таблица. Различные подходы к определению интеллектуального капитала…………..19
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Интеллектуальный капитал.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

План:

 

 

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Понятие и сущность  интеллектуального капитала. Модели и теориию …………5

    1. Модель «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона…………………………………...5
    2. Матрица Свейби……………………………………………………………………....6
    3. Модель «Финансовый метод измерения неосязаемых активов»(FiMIAM)……....8

 

Глава II. Методы измерения интеллектуального капитала………………………………....10

    1. Методика «неосязаемых ценностей» ……………………………………………...10
    2. Сбалансированные счета…………………………………………………………....11
    3. Коэффициент Тобина………………………………………………………………..11
    4. «Третье поколение» измерителей ИК………………………………………………13

 

Глава III. Неосязаемые активы и интеллектуальный капитал………………………………14

    1. Различия и совпадения……………………………………………………………...14
    2. Интеллектуальный капитал как движущая сила экономического развития России………………………………………………………………………………...17

Приложение 

Таблица. Различные подходы к определению интеллектуального капитала…………..19

Заключение……………………………………………………………………………………...21

Список  использованной литературы………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и  технических ресурсов. Экономисты называют их "общественным благом".

В понятиях "интеллектуальная экономика" и "интеллектуальная компания" есть что-то абстрактное. Зато нет ничего абстрактного в интеллектуальном труде. Информация - самый важный исходный материал, необходимый для решения поставленной задачи. Раньше это относилось к отдельным работникам, теперь относится к большинству, а рабочие, не занимающиеся умственным трудом, уже не получают прежнего вознаграждения. Не у дел остаются и те, чей труд имеет однообразный, нетворческий характер, пусть и связанный с обработкой информации.

Все больше и больше сотрудников, приходя  на работу, погружаются в мир идей и информации. Доля работников, чей труд связан главным образом с материальными предметами и оказанием непрофессиональных услуг сократился более чем в два раза. Доля же тех, кто работает, прежде всего, с информацией (в торговле, на управленческих и административных должностях,  в свободных профессиях, в промышленности, в учреждениях) увеличился с 17% до 59%. *

Если для предприятия интеллектуальные ресурсы – это потенциальный  фактор производства, который должен быть использован оптимальным образом  при минимальных затратах, то для общества в целом это потенциал экономического роста и развития, степень реализации которого определяется уровнем социального и технического развития.

Интеллектуальный капитал (ИК) относится к нематериальным активам, но их грамотное развитие приносит ощутимые материальные результаты. Если в качестве объекта выступает компания, то не стоит забывать, что главным носителем интеллектуального капитала является специально подобранный и подготовленный персонал — человеческий капитал предприятия, способный создать и распространить инновации. Говоря о положении интеллектуального капитала в нашей стране, то конечно, в современной России уже существует понимание того, что наличие у предприятия интеллектуального капитала и его величина являются необходимыми и значимыми характеристиками эффективности бизнеса. Но экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраиваются крайне медленно. И в основном, идеи управления организацией и повышения капитализации компании через управление развитием человеческих ресурсов воспринимают крупные предприятия.

Но думаю, для нашей страны, это  всего лишь вопрос времени, и в  будущем, такое явление, как развитие интеллектуального капитала в малом  бизнесе будет возможным.

Эта тема интересна для изучения и исследования, так как понятие интеллектуального капитала – очень многогранное, и для меня, как для человека, получающего образование, актуальное в будущей профессии.

В этой работе, я раскрываю используемые в наше время определения понятия интеллектуальных активов, их структуры, а также взаимосвязь и различие между терминами используемыми в этой области, - области интеллектуального капитала.

В качестве объекта исследования выступают  организационно-экономические формы  и механизмы управления интеллектуальными  ресурсами и оценки структурных элементов интеллектуального капитала промышленных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расчет Стивена Барли. Информация из книги «Интеллектуальный  капитал – новый источник богатства  организаций» Т.Стюарта

Глава I.

Модели и теории, образующие структуру интеллектуального капитала.

 

 

Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы , включающие патенты , базы данных , программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и достижения высоких экономических и технических результатов.

Практически все исследователи ИК и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала:

  • человеческий капитал (HC);
  • структурный, или организационный, капитал (SC);
  • клиентский капитал (CC).

Каждая модель по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними.

  1. Модель «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона

Структура интеллектуального капитала в одной из наиболее известных  моделей «Skandia Value Scheme», разработанной  Л. Эдвинссоном для шведской страховой  компании Skandia, представлена ниже . Эта компания в 1995 г. впервые включила в свой годовой отчет раздел об интеллектуальном капитале, положив начало новой практике содержания годовых отчетов компаний.

В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал — это то, что остается в компании после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки). Процессный капитал — это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).

В этой модели интеллектуальный капитал  представлен в виде арифметической суммы его элементов. Вместе с  тем, в связи со сложностью рассматриваемых  явлений необходимо также учитывать взаимодействие элементов между собой и их неодинаковую роль в создании стоимости компании. Такая попытка сделана другим шведским исследователем — К.-Э. Свейби (Sveiby).

  2. Матрица К.. -Э. Свейби

Модель «The intangible assets monitor» широко известна. Свейби предпочитает употреблять заимствованное у бухгалтерского учета название «нематериальные активы», хотя в общепринятом смысле речь идет об интеллектуальном капитале.

Схематично эту модель можно  представить в виде таблицы, в  которой отражены инвестиции как в материальные активы (оборудование, здания), так и в нематериальные. Нематериальные активы Свейби делит на компетенцию сотрудников, внутреннюю и внешнюю структуру компании. К компетенции относятся мысленные знания, способности, накопленный опыт, образование. Внешняя структура ориентирована на отношения с клиентами и поставщиками; это имидж компании, торговые марки, признание продукции. Внутренняя структура ориентирована на поддержание организации и включает патенты, авторские права, базы данных, административные системы, научные исследования и разработки. Каждый из трех нефинансовых показателей оценивается с точки зрения роста и инноваций, эффективности и стабильности (табл.).

В данной модели обращает на себя внимание тот факт, что многие показатели трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений, например, «клиенты, улучшающие компетенцию (внутреннюю/внешнюю структуру», «ценности/отношение персонала».

 

Компетенция сотрудников

Внутренняя структура

Внешняя структура

Рост и инновации

Длительность работы в данной профессии (лет) 
Уровень образования 
Затраты на обучение и образование сотрудников 
Внутрифирменный оборот персонала 
Клиенты, повышающие компетенцию

Инвестиции в информационные технологии 
Клиенты, улучшающие структуру

Прибыль на одного клиента 
Рост числа клиентов 
Клиенты, улучшающие имидж компании

Эффективность

Доля специалистов 
Добавленная стоимость на одного занятого 
Добавленная стоимость на одного специалиста 
Прибыль на одного занятого 
Прибыль на одного специалиста

Доля обслуживающего персонала 
Индекс «ценности/отношение персонала»

Индекс удовлетворенности клиентов 
Продажи на одного клиента 
Индекс «выигрыш / потери»

Стабильность

Текучесть специалистов 
Средняя заработная плата 
Средний трудовой стаж

Срок жизни организации 
Текучесть обслуживающего персонала 
Доля новых сотрудников

Доля крупных клиентов 
Структура клиентов по длительности партнерских связей 
Частота повторяющихся заказов.


 

Каждый из показателей в модели Свейби имеет свою единицу измерения (проценты, коэффициенты, стоимость  в денежных единицах, удельные показатели и т.д.). Очевидно, что представленная система показателей дает не прямую, а косвенную оценку интеллектуального капитала компании, в виде результатов (например, добавленная стоимость, удовлетворенность клиентов) или внешних проявлений деятельности менеджеров по увеличению стоимости компании (например, затраты на обучение и образование сотрудников). В отчетах об интеллектуальном капитале не разъясняется порядок расчета показателей, даже таких, которые не имеют общепринятых подходов к расчету (индекс удовлетворенности клиентов и др.). Кроме того, сравнение отчетов одной компании за несколько лет приводит к выводу, что состав показателей достаточно произвольно и без объяснений изменяется, в связи с этим информация становится мало сопоставимой и плохо пригодной для принятия инвестиционных решений.

  3. Модель «Финансовый метод измерения неосязаемых активов»(FiMIAM)

Оценки интеллектуального капитала (и соответствующие модели) могут  довольно значительно отличаться в  разных компаниях. Поэтому сложившаяся основная структура интеллектуального капитала постоянно дополняется новыми подходами и попытками точнее учесть нефинансовые факторы роста стоимости. В трех- и четырехлистных моделях интеллектуального капитала в наибольшей степени учтено взаимодействие между элементами интеллектуального капитала. Трехлистная модель FiMIAM приведена на рис. (в оригинале). При пересечении кругов возникают новые элементы интеллектуального капитала, содержание каждого из которых описывается авторами с целью как можно точнее учесть влияние элементов на стоимость компании. В четырехлистную модель включен такой элемент, как стратегический альянс, или партнерский капитал, который рассматривается как отношения между акционерами. Уход партнера также может привести к потере доходов компании. Основное же достоинство этой модели в том, что авторами построена шкала структурированности элементов интеллектуального капитала (их всего 15, как число различных сочетаний 4-х основных элементов), на которой наиболее структурированным (следовательно, полностью принадлежащим компании) является структурный капитал, наименее — клиентский капитал; структурированность человеческого капитала рассматривается ниже среднего уровня. Такой элемент, как, например, «структурный капитал плюс человеческий капитал» рассматривается как знания, компетенция и умения сотрудников, вовлеченные в структуру компании и которые не могут быть потеряны из-за ухода работника. Этот показатель помещен в середину шкалы структурированности интеллектуального капитала. 

                                       

Итак, можно сказать, что в представленных моделях больше общего, чем различий. Подавляющее большинство авторов  признают наличие самостоятельных  элементов интеллектуального капитала — человеческого, организационного, клиентского, как бы они ни назывались. Вместе с тем, в настоящее время существует множество терминов, так или иначе связанных с неосязаемыми активами: брэнд, деловая репутация (гудвилл), интеллектуальная собственность, нематериальные активы, расходы на исследования и разработки (в российском варианте — НИОКР) и т.д.

 

 

 

Глава II.

Методы измерения интеллектуального  капитала.

В настоящее  время методик измерения интеллектуального  капитала насчитывается многие десятки, а количество показателей, которые фиксируются в этих методиках и отчетах компаний,нередко исчисляется сотнями. И в то же время множество отдельных компонентов интеллектуального капитала точно измерить очень сложно. Как, например, измерить ценность объединения усилий в коллективной работе или результатов мозгового штурма? Поэтому многие измерители весьма субъективны.

Информация о работе Интеллектуальный капитал - основа современной организации