Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:42, контрольная работа
Целью данной работы является изучить историю формирования и развития менеджмента как науки в разные периоды времени и нациях. Задачей данной работы является показать чего достигла такая наука, как менеджмент во время своего развития, до нынешнего времени, что актуально, что не актуально стало для этой науки.
ВВЕДЕНИЕ
Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
Эволюция управления на основе выделения различных школ управления.
Школа научного управления.
Классическая школа управления.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
Школа науки управления.
Этапы развития менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Ни одна организация, ни одно
предприятие не может добиться успеха
без управления. Однако управление
как вид деятельности и как
наука в таком виде, в котором
мы имеем его в настоящее время,
появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали
жить организованными группами, у них
появилась необходимость управления.
Целью данной работы является изучить историю формирования и развития менеджмента как науки в разные периоды времени и нациях.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Она функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что она процветает на протяжении многих веков.
Изучение истории развития менеджмента в настоящее время особенно актуально, т.к. изучая исторический опыт и пути развития, отслеживая эволюцию можно прийти к пониманию истинной сущности управления и осознанию того, как сделать его наиболее эффективным. Целью написания данной работы является изучение истории развития менеджмента.
Задачей данной работы является показать чего достигла такая наука, как менеджмент во время своего развития, до нынешнего времени, что актуально, что не актуально стало для этой науки.
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Изучая историю можно
встретить немало ярких примеров,
демонстрирующих присутствие
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000
гг. до н. э., являются ярким свидетельством
не только культуры древних египтян, но
и их управленческого искусства. Строительство
огромных пирамид требовало, прежде всего,
четкого планирования и организации труда.
Древние греки уделяли особое внимание
вопросам организации и управления производственными
процессами, заботились о четкой специализации
рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Линейная структура управления
государством получила выражение в
системе управления Римской империей.
Ее основной проблемой был сбор налогов
со всех ее частей, значительно удаленных
друг от друга. Прямое правление из
Рима осуществить было крайне трудно.
Изменение структуры управления
позволило укрепить могущество Римской
империи.
К сожалению, эволюция управленческой
мысли в России этого периода изучена
недостаточно.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.
Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить огромного
вклада английского социалиста-
В этот же период времени
Ф. Энгельс указал на то, что следует
различать управление вещами и управление
людьми. От этого тезиса в дальнейшем
будут отталкиваться многие ученые
в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма
функция управления осуществлялась самим
капиталистом и небольшой группой приближенных
к нему лиц. Роль специально подготовленных
управляющих особенно усиливается в эпоху
развития монополистического капитализма.
Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой
внешней средой, управляющие развивали
систему знаний о том, как лучше использовать
ресурсы.
Таким образом, предпосылками
и источниками формирования менеджмента
как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации
производства;
- развитие рыночных отношений,
основными элементами которых являются
спрос, предложение и цена.
Для систематизации этапов
развития науки управления первоначально
использовался исторический подход
с применением хронологического
принципа.
Эволюция управления на основе
выделения различных школ управления.
По мнению М.Мескона и других,
за всю историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три принципиально
различных инструмента управления, т.е.
воздействия на людей.
Иерархия – это организация,
где основное средство воздействия
отношения власть – подчинение,
давление на человека сверху с помощью
принуждения, контроля над распределением
материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые
и признаваемые обществом организации,
групповые ценности, социальные нормы,
установки, шаблоны поведения, ритуалы,
которые заставляют человека вести
себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных
отношений по горизонтали, основанных
на купле-продаже продукции и услуг, на
отношениях собственности, на равновесии
интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития
менеджмента формировались
1. Использование научного
анализа для определения
2. Отбор работников, лучше всего
подходящих для выполнения задач, и их
обучение.
3. Обеспечение работников ресурсами,
требуемыми для эффективного выполнения
их задач.
4. Систематическое и правильное
использование материального стимулирования
для повышения производительности.
5. Отделение планирования и
обдумывания от самой работы.
II. Классическая школа управления.
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход
к управлению всей организации.
III. Школа человеческих
отношений и школа
1. Применение приемов управления межличностными
отношениями для повышения степени удовлетворенности
и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении
к управлению и формированию организации
таким образом, чтобы каждый работник
мог быть полностью использован в соответствии
с его потенциалом.
IV. Школа науки управления.
1. Углубление понимания сложных управленческих
проблем благодаря разработке и применению
моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь
руководителям, принимающим решения в
сложных ситуациях.
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:
Адекватно соответствующим
этапам происходит процесс формирования
научных школ, но менялась организация
управления от простых методов управления
к сложным. Сравнительный анализ старой
и современной организации управления
приведено ниже:
Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Управление строилось с упором на приказ и интуицию. Современная же организация имеет более четко выраженную структуру, в которой присутствуют руководители разных уровней. Принятие решения осуществляется большим количеством людей, что повышает его согласованность и обоснованность. Упор в управлении делается на коллективную работу и рациональность.
Этапы развития менеджмента
С некоторой условностью можно выделить 8 этапов в развитии менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием
учения Тейлора чуть позже появляются
научные работы по менеджменту Френка,
Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан
с новыми подходами в развитии учения
о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора,
но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (адмистративная)
школа управления, родоначальниками которой
стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.
В частности, А.Файоль впервые предоложили
новую теорию менеджмента, раскрывающую
его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Информация о работе История формирования и развитие менеджмента как науки