Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:29, курсовая работа
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. В последнее время отмечается появление новых технологий, понятий, терминов. Научно-техническая революция, начавшаяся на пороге XX века, кардинально изменила характер и структуру производства, место и функции человека в нем. Основным стержнем развития экономики новой эры провозглашена информация.
В системах образования различных стран проходят на
Оглавление
Введение
Понятия «Компетенции» и «Компетентности». Разница между ними
Типы «Компетентностей»
Основные понятия технологии оценки компетенции
Пример «Модели Компетенций»
Использование компетенций линейным руководителем
Заключение
Список используемой литературы и web-ресурсов
Балтийский федеральный универс
Физико-технический факультет
Кафедра радиофизики и информационной безопасности
КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ. ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Специальность: организация и технология защиты информации, 5 курс
Дисциплина: «Управление персоналом»
Руководитель: Борзенков Владимир Анатольевич
Калининград
2012 год
Оглавление
Введение
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. В последнее время отмечается появление новых технологий, понятий, терминов. Научно-техническая революция, начавшаяся на пороге XX века, кардинально изменила характер и структуру производства, место и функции человека в нем. Основным стержнем развития экономики новой эры провозглашена информация.
В системах образования различных стран проходят наиболее крупные реформы за последние десять лет. Причины, потребовавшие реформирования образования - развитие технологий, которые изменили образ мира и глобализация мировой экономики.
Будущему специалисту, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией и приемами программирования, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов. Ответ на вызовы «информационной революции», по мнению А.Л. Андреева, видится в смещении конечной цели образования со знаний на компетентности.
В одном из докладов, представленных знаменитому Римскому клубу ученых со знаковым названием “Нет пределов обучению” впервые было специально выделено, что в противоположность традиционному “поддерживающему, воспроизводящему обучению”, обеспечивающего преемственность социокультурного опыта, возникает “инновационное обучение”, которое стимулирует крупные изменения в существующей культуре, социальной среде. Оно помимо овладения некой суммой знаний, всегда означает активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом, проблемные ситуации.
В последнее десятилетие и
Понятия «Компетенции» и «Компетентности» .
Разница между ними
Обычно под компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает А.Л. Андреев, в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации». Иными словами, компетентностная парадигма образования предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.
Этот же подход, но в рамках личностно-ориентированной парадигмы, задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида профессиональной деятельности. Обладая такими компетенциями, т.е. знаниями и умениями, возникающими в результате специально инициированной учебной деятельности, будущий специалист получает возможность выстраивать свою индивидуальную профессиональную деятельность адекватно условиям современности. Таким образом, компетентностный подход выступает в качестве оппонента утвердившейся в советской педагогике «зуновской» парадигме.
Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий "компетентность", "компетенция" ,взятых из разных источников:
- компетентность (лат. competens
- подходящий, соответствующий, надлежащий,
способный, знающий) - качество человека,
обладающего всесторонними
- компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;
- компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;
- компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;
Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".
В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:
- знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний20;
круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён;
- совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности.
Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.
A.B. Хуторской так разделяет
Типы «Компетентностей»
Выделяют следующие
типы компетентностей:
• поведенческая (индивидуальная);
• техническая (профессиональная);
• общая;
• специальная;
• пороговая;
• исполнительская;
• дифференциальная.
Бенефициант – человек, проходящий процедуру оценки
компетенции.
Действия – совокупность элементов деятельности,
которые не могут больше быть разделены,
иначе потеряют свой смысл. Чтобы не усложнять
описание рабочего места, элементарные
действия определяться не будут.
Деятельность – это обобщение действий, осуществляемых
работником на своем рабочем месте, в процессе
реализации миссии (цели), которая ему
предписана. Это ответ на вопрос: «Что
делает человек на своем рабочем месте?».
Карьера – субъективно осознанный трудовой путь
человека, способ достижения целей и результатов
в форме личностного самовыражения; поступательное
продвижение по служебной лестнице, изменение
навыков, способностей, квалификационных
возможностей и размеров вознаграждения,
связанных с деятельностью работника.
Карьера (от франц. cariera) – успешное продвижение
вперед в той или иной области (общественной,
служебной, научной, профессиональной)
деятельности. Целесообразно различать:
1) широкое понимание карьеры как профессиональное
продвижение, профессиональный рост (от
выбора профессии к овладению профессией,
упрочение профессиональных позиций,
овладение мастерством, творчеством и
др.); результатом карьеры в широком понимании
является высокий профессионализм человека,
достижение признанного профессионального
статуса; 2) более узкое понимание карьеры
как должностного продвижения, когда на
первый план выступает не только овладение
уровнями и ступенями профессионализма,
но и достижение определенного социального
статуса в профессиональной деятельности,
занятие определенной должности. В этом
случае карьера понимается, как сознательно
выбранный и реализуемый работником путь
должностного продвижения, стремление
к намеченному статусу (социальному, должностному,
квалификационному).
Квалификационный разряд – показатель степени сложности выполняемой
работы и уровня квалификации рабочего;
с учетом квалификационного разряда осуществляется
оплата труда, подбор и расстановка кадров
на производстве.
Квалификация – 1) степень и вид профессиональной обученности
(подготовленности) индивида, наличие
у него знаний, умений и навыков, необходимых
для выполнения им определенной работы;
2) характеристика определенного вида
работы, устанавливаемая в зависимости
от ее сложности, точности и ответственности;
3) степень профессиональной готовности
работников к выполнению трудовых функций
в рамках определенной профессии, специальности.
Квалификация – способность работника выполнить задачи
и обязанности данной работы. Уровень
квалификации определяется степенью сложности
выполняемой работы, а специализация квалификации
- объемом требуемых для выполнения работы
знаний, используемых материалов, инструментов
и оборудования, видом производимых товаров
и услуг. Квалификация приобретается в
ходе формального образования и обучения,
во время работы и неформального обучения.
Квалификация – степень общей и специальной профессиональной
подготовки работника, обладающего необходимыми
знаниями, умениями и навыками для выполнения
определенных видов работ. Квалификационные
требования, предъявляемые к работникам,
определяются Единым тарифно-квалификационным
справочником.
Квалификация – сумма знаний, умений и навыков, которые
необходимы человеку для того, чтобы удовлетворять
требованиям, предъявляемым к нему в связи
с выполнением рабочих заданий.
Когнитивная компетентность – компонент профессиональной компетентности,
учитывающий осознанную совокупность
интеллектуального поведения работника
(способность к принятию решений; анализу,
синтезу, классификации, обобщению и передаче
информации в процессе профессиональной
деятельности).
Компетентность 1) обладание компетенцией; 2) обладание
знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
Компетентность – способность делать что-то хорошо или
эффективно, соблюдать установленный
стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный
в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией
(во 2-ом знач.).
Компетенции – способности использовать и комбинировать
общие и технические знания, использовать
реальную практику (умения), опыт и профессиональное
поведение (интеллектуальное и коммуникативное)
в данной ситуации.
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь
хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь
полномочий, прав.
Компетенция – знания, опыт в той или иной области.
Компетенция – сфера деятельности, в которой человек
обладает знанием и опытом; совокупность
полномочий, прав и обязанностей должностного
лица, общественной организации. Управление
персоналом заключается в управлении
процессом приобретения и развития компетенции
персонала организации.
Миссия – совокупность целей и обязанностей, возложенных
на работника на его рабочем месте.
Национальные профессионально-
Оценка кандидатов на вакантные должности
– специализированные мероприятия, направленные
на анализ соответствия кандидатов (их
знаний, умений, профессионально важных
качеств) требованиям должности и условиям
работы.
Оценка профессиональной компетентности
– процедура оценивания профессиональной
компетентности человека, которая может
проводиться с целью выработки оптимального
образовательного или профессионального
проекта как впервые, так и в случае перемены
профессиональной деятельности.
Проектирование профессионального пути
– процесс создания профессионального
проекта, включающий оценку внутренних
возможностей и потребностей человека,
внешних предложений и требований; определение
образа желаемого профессионального будущего
на основе сопоставления внутренних возможностей
и потребностей человека с внешними предложениями
и требованиями.
Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению
задач профессиональной деятельности.
Профессионализм дает возможность достигать
значительных качественных и количественных
результатов труда при меньших затратах
физических и умственных сил на основе
использования рациональных приемов выполнения
рабочих заданий. Профессионализм специалиста
проявляется в систематическом повышении
квалификации, творческой активности,
высокой продуктивности работы и удовлетворении
потребностей в самореализации.
Профессиональная компетентность – отношение к успешной профессиональной
деятельности, ее значению и определенным
специфическим задачам в совокупности
со всеми знаниями и навыками, используемыми
при ее осуществлении.
Профессионально важные качества (ПВК)
– индивидуальные особенности человека,
обеспечивающие успешность профессионального
обучения и осуществления профессиональной
деятельности.
Профессиональный план – представления человека о профессиональной
деятельности, сложившиеся на основе его
склада характера, склонностей, интересов,
опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.
Профессиональный потенциал - совокупность возможностей и способностей
для освоения профессиональной деятельности,
совершенствования в ней.
Система национальных профессиональных
квалификаций (NVQ) – квалификационная структура, охватывающая
все виды деятельности в системе занятости.
Социально-психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный)
– способность индивида эффективно взаимодействовать
с окружающими его людьми в системе межличностных
отношений. В состав социально-психологической
компетентности входит умение ориентироваться
в социальных ситуациях, правильно определять
личностные особенности и эмоциональные
состояния других людей, выбирать адекватные
способы обращения с ними и реализовывать
эти способы в процессе взаимодействия.
Стандарт профессиональный – эталонные требования, предъявляемые
к профессиональному образованию, опыту,
умениям, навыкам, профессионально важным
личностным качествам кандидата на должность.
Стандарты содержат перечень трудовых
операций, которые должны выполняться
в рамках определенной профессиональной
деятельности, а также связанные с ними
знания, умения и навыки. Стандарты носят
обязательный характер. Профессиональный
стандарт включает в себя профессиональный,
трудовой профиль, экзаменационные требования,
вступительные требования, учебный план
(содержание, структура и продолжительность
обучения), методы и обучающие средства,
квалификационный уровень обучающего
персонала. [2]