Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение вопросов конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Оренбургэнергосбыт».
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи :
- рассмотреть основы конкурентоспособности выбранного предприятия;
- изучить аспекты формирования стратегий конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
Введение………………………………………………………………………3
1. Основы конкурентоспособности…………………………………………5
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия………………5
1.2 Конкурентоспособность предприятия на современном этапе……..….7
2. Характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»… ……………………....10
2.1 Общая характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»……… ..………10
2.2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»...............................................................................13
3.Конкурентоспособность предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт»……… …………………………………………..15
3.1 Конкуренты ОАО «Оренбургэнергосбыт» на рынке, характеристика целевого рынка организации…………………………………………….15
3.2 Учет финансовых результатов от деятельности на предприятии ОАО «Оренбургэнергосбыт» ………………………………………………….19
3.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности по результатам анализа финансовых результатов ОАО «Оренбургэнергосбыт»…… …………………………………….………31
Заключение…………………………………………………………………..36
Список используемых источников………………………………...………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия………………5
1.2 Конкурентоспособность
предприятия на современном
2.1 Общая характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»……… ..………10
2.2 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»..........
3.Конкурентоспособность
предприятия ОАО «
3.1 Конкуренты ОАО «
3.2 Учет финансовых результатов от деятельности на предприятии ОАО «Оренбургэнергосбыт» ………………………………………………….19
3.3 Рекомендации по
повышению
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………...………38
Приложения……………………………………………………
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Таким образом, актуальность выбранной темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение вопросов конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Оренбургэнергосбыт».
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи :
- рассмотреть основы конкурентоспособности выбранного предприятия;
- изучить аспекты формирования стратегий конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
Объектом исследования в данной работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятия – многогранная стратегия современного предприятия.
Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия , а именно : конкуренция как сила развития предприятия . Конкурентоспособность предприятий на современном этапе, а так же факторы оценки конкурентоспособности.
Во второй главе курсовой работы дается общая и организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт».
В третьей главе рассмотрены подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс их реализации и оценка конечных результатов ОАО «Оренбургэнергосбыт».
Практическая значимость данной работы заключается в анализе состояния и применения методики повышения конкурентоспособности современного предприятия.
Методологическую и теоретическую основу данной работы составили переводные труды западных ученых, а так же труды ведущих российских ученых в области экономики и финансового менеджмента, таких как Веснин В.Р., Виханский В.Р., Портер М., Феоктистова Е.М., и другие.
1. Основы конкурентоспособности
1.1. Конкуренция как основная сила развития предприятия
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
В экономике конкуренция выполняет ряд функций : выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством .
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов. В силу специфического положения монополий в экономике России силой, способной им противостоять является государство. Государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства в области тарифной политики, ограничения неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменения направления рентных доходов в пользу государства, на согласование действий федеральных и региональных решений.
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены ); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов ) снижать цены на предлагаемый товар ; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав ); конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции : при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Существует шесть видов конкуренции :
- функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя
можно удовлетворить по-разному;
- видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
- предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
- ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
- скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов : продажа личного товара по цене конкурента ; снижение цены потребления товара
Содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. Возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.
Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном этапе, следует заключить, что конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами ) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе
В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута.
Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных и реальных конкурентов.
Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала . Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в произвольной продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.
В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами :
- качество продукции и услуг;
- наличие
эффективной стратегии
- уровень
квалификации персонала и
- технологический уровень производства;
- налоговая
среда, в которой действует
- доступность источников финансирования.
Чтобы
определить первоочередные
Существуют
и другие важные требования, выполнение
которых повышает
Далее конкурентоспособность
И наконец, идеальное предприятие
должно осуществлять
Что
касается конкурентного
- креативное поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
-
приспособленческое –
- обеспечивающие поведение, направленное на сохранение позиций.
В
условиях рынка недостаточно
опираться на интуицию, суждения
руководителей и специалистов
и прошлый опыт, а необходимость
получать адекватную
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт»