Конкуренция или сотрудничество (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция- это соперничество между людьми, фирмами и территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. И это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Вложенные файлы: 1 файл

РУР.docx

— 72.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Тольяттинский государственный  университет

Институт финансов, экономики  и управления

Кафедра менеджмента организации

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Разработка управленческих решений»

на тему: «Конкуренция или сотрудничество

(на примере ОАО «АВТОВАЗ»)»

 

Выполнил:

студент группы

 

Проверил:

 

 

Оценка руководителя

____________________

         «___»______________2012г

______________________

                           (подпись)

 

Тольятти 2012

 

Содержание

 

Введение

Конкуренция- это соперничество между людьми, фирмами и территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. И это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Компании могут предоставлять  большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или  предлагают существенные выгоды, которые  оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии  должны учитывать не только потребности  клиентов, но также и стратегии  конкурентов. Первый шаг в этом направлении  – анализ конкурентов. Следующий  шаг – разработка конкретных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное  из всех возможных преимущество перед  ними.

В современном мире, а  в частности в нашей стране тема конкуренции и конкурентных стратегий очень актуальна, так  как в России лишь начинают развиваться  «здоровые» конкурентные отношения, и ,следовательно, чтобы выйти на рынок и выжить на нем, фирме или предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии.

Компании могут достигать  конкурентного преимущества путем  разработки предложений, которые удовлетворяют  нужды целевых потребителей в  большей мере, чем предложения  конкурентов.

Целью данной работы состоит  в том, чтобы раскрыть и проанализировать «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и изучить какие из них применимы по отношению к ОАО «АВТОВАЗ».

Достигнуть поставленную цель предполагается возможным путем постановки и решения ряда приоритетных задач:

    • Выявить какие бывают конкурентные отношения;
    • Описать и проанализировать каждую вид;
    • Выявить преимущества и недостатки каждого вида отношений;
    • Дать оценку финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»;
    • Изучить какой вид отношений приоритетней для ОАО «АВТОВАЗ»;

Объектом исследования контрольной работы является ОАО «АВТОВАЗ».

Предметом исследования выступает  отраслевое окружение автомобилестроительного  предприятия.

Методологическую основу курсовой работы составили труды российских и зарубежных ученых по вопросу современных конкурентных отношений. В работе использовались материалы годового отчета АВТОВАЗ за 2010 год.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (общий объем 30 стр. машинописного текста, 1 таблицы, 1 рисунка), заключения и библиографического списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет исследования.

В первой главе определяется важность выбора той или иной конкурентной стратегии, подробно рассматривается каждый вид стратегии, дается подробное его описание .

Во второй главе приводится общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ»  и его финансового состояния, определяется динамика развития предприятия, производится оценка отраслевого окружения  и приводятся мероприятия, выполняемые  предприятием рыночной среде.

В заключении излагаются основные выводы и результаты курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть

    1. Обзор области исследования

Важная роль в регулировании  рыночных отношений принадлежит  конкуренции и сотрудничеству. В период советского строя люди воспитывались в форме сотрудничества и любые формы конкуренции предавались анафеме. Тем важнее нам сейчас осознать, что конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Важно осознать, что все научные, материальные, социальные достижения западного общества, обеспечивающие удовлетворение и права отдельной личности (то, что мы хотели бы иметь в России), достигнуто постоянным совершенствованием форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее

вовлечено, тем быстрее  растет производство, потребление и  накопление

интеллектуальных и материальных ценностей.

Создавая рынок, нельзя ограничиваться одной конкуренцией в чистом виде. Для того чтобы конкуренция была созидательной и разумной, необходимо внедрить идею «продуктивной партнерской конкуренции». Именно при такой конкурентно-созидательной мотивации будут хорошо сбалансированы интересы роста личного и общественного благосостояния.

Таким образом, конкуренция  и сотрудничество выступают как  диалектическое единство, которое нужно рассматривать во взаимодействии и дополнении друг друга. Непродуктивен хаотический и криминализированный рынок с непримиримой конкурентной борьбой «на уничтожение». И наоборот: чем шире будет распространяться не только конкуренция, но и деловое сотрудничество, тем быстрее мы перейдем к экономическому росту, которое обеспечит нормально функционирующий рынок, регулируемый этими факторами, а именно: конкуренцией и

сотрудничеством.

 

    1. Постановка проблемы

Взаимосвязанными сторонами  обмена деятельностью в экономике  являются отношения соперничества  и сотрудничества производителей. Товарный обмен отчуждает соперничество  от сотрудничества, индивидуальную сторону  взаимодействия от общественной. Конкуренция - это особый исторический тип отношений, в рамках которых взаимодействие хозяйствующих субъектов проявляется непосредственно в качестве личного частного соперничества и опосредованно - в виде общественной зависимости, характеризующей сотрудничество. 
Рыночная экономика исторически сформировалась в целостную систему лишь в результате возникновения общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов и обеспечивающих и воспроизводящих гарантии свободы экономической деятельности каждому из субъектов рынка. Конкуренция и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения являются генетическими признаками системы и до тех пор, пока в экономике воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей формы и методы экономического регулирования, рыночная система может функционировать и развиваться. С исчезновением конкурентных начал перестает существовать и целостная рыночная экономика. 
Современный этап развития конкурентных отношений в России и других странах СНГ обусловлен рядом существенных факторов. Среди них: 
- усложнение взаимной связи субъектов рынка; 
- возрастание роли государственных регуляторов рыночной системы; 
- монополизация и олигополизация в сфере конкурентных отношений; 
- изменение соперничества предпринимателей в связи со значительным ростом издержек, не связанных непосредственно с производством товаров и услуг ("трансакционных" издержек); 
- совершенствование ресурсно-факторной структуры производства; 
- информатизация в различных секторах общественного производства и т.д. 
В настоящее время в мире формируется и развивается рыночная система, основанная на органическом соединении традиционных механизмов рыночного регулирования и научно обоснованного управления из единого экономического центра. Последний начинает выполнять функции интеграции различных форм конкурентных отношений. Но в России при этом приходится преодолевать и сложившийся в течение десятилетий в нашей экономической науке стереотип, заключающийся в негативной трактовке конкурентных отношений и тенденций их развития только как негативных. 
Конкурентные отношения, однако, регулируются объективным экономическим законом. Закон конкуренции является "координирующим" - обусловливает реализацию и взаимодействие других законов рыночной экономики, дает ей импульс к саморегулированию и дальнейшему развитию. Можно говорить о существовании общеэкономического закона конкуренции, хотя на каждой стадии общественно-экономического развития проявляется специфическим образом в зависимости от особенностей экономических условий. Закон конкуренции выражает сущностную связь между субъектами рынка по поводу получения основного и дополнительного дохода, соответствующего издержкам (производственным и трансакционным) и развитию индивидуальных и общественных потребностей. Противоположными сторонами в конкуренции выступают стихийные и организующие конкурентных отношений, противоречивое воздействие которых становится источником развития самих этих отношений. 
Одной из основных функций конкуренции в современных условиях является содействие ускорению научно-технического прогресса. Речь идет о противоречивом взаимодействии основных регулирующих сил конкурентных отношений - конкуренции и монополизма, иначе говоря, стихийного саморегулирования рынка и организующего воздействия на рынок либо со стороны отдельных производителей, либо их объединений. В отдельных случаях оно может заменяться или дополняться регулирующим воздействием со стороны государства. 
Конкуренция, однако, может вызвать и экономические, социальные, экологические и прочие кризисы с непредсказуемыми проблемами для научно-технического прогресса. 
Монопольные силы способны ограничивать чрезмерное влияние стихийных сил конкуренции, и содействовать сбалансированному развитию рыночной системы. Но, значительная монополизация также сдерживает научно-технический прогресс и снижает уровень эффективности рыночной экономики. 
Эффективной, таким образом, оказывается только такая система взаимодействия противоречивых сил конкурентных отношений, которая в максимальной степени ослабляет отрицательные последствия стихийных конкурентных и монопольных сил, рождает. уравновешивающую тенденцию. к сотрудничеству и партнерству рыночных соперников. 
Чрезмерная идеологизация нашей науки не позволяла объективно осмысливать эту тенденцию. 
Научно-технический прогресс и вызванные им изменения подталкивают фирмы к совместной разработке и реализации научно-технических проектов и программ, обмену информацией, в том числе с главными рыночными конкурентами.

 

1.3 Конкуренция

Процесс конкуренции всегда будет зависеть от конкретного сочетания  факторов отраслевой структуры и  различных индивидуальных проявлений конкурентов, поэтому можно изложить лишь общие направления данного  процесса. Вот ключевые стратегии  конкурентного взаимодействия:

    • При осуществлении поглощения конкурента залогом успеха может стать способность провести операцию быстро и неожиданно.
    • При запуске новых продуктов компании могут сознательно маскировать значение, отведенное каждому из видов товара, с тем, чтобы рассредоточить силу ответного удара конкурентов на более широком диапазоне продукции и отвести угрозу от истинного лидера продаж.
    • При общем дефиците ресурсов компании могут обеспечить себе конкурентное преимущество за счет приобретения данных ресурсов быстрее, чем конкуренты успеют это заметить.

Развитие способности  преподносить «сюрпризы», например, путем формирования гибкой и быстро реагирующей организационной структуры или навыков быстрой оценки возможностей, или даже просто умения хранить секреты – это стратегический процесс. Он связан с необходимостью межфункциональной координации и интеграции всех операционных единиц с целью создания такой способности, от которой выиграла бы вся организация в целом.

Точный расчет времени часто является источником потенциальных конкурентных преимуществ. По мере того, как компании движутся в сторону конкуренции, основанной на временном факторе, с ускоряющимися производственными и технологическими циклами, у них проявляется способность влиять на темп и характер конкурентных процессов, с тем, чтобы самим определять, где и когда произойдет очередное конкурентное сражение.

Максимально эффективное  использование ресурсов на первый взгляд относится к операционным процессам. Тем не менее способность контролировать и координировать все аспекты организационной деятельности, с тем, чтобы запараллелить их в процессе укрепления конкурентной позиции компании, является одним из наиболее важных факторов обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества. Этот принцип «экономии сил» был описан Клаузевицем следующим образом: «Если должно произойти какое-либо действие, то в первую очередь необходимо обеспечить участие в нем всех действующих лиц, так даже самая бессмысленная деятельность все же отвлекает силы противника и подрывает их».

Крайне трудно создать  такую структуру организации, которая  обеспечивала бы скоординированные  действия такого рода, особенно если эти  организации большие и сложные. Поэтому способность обеспечить нужную интеграцию имеющихся в распоряжении организации ресурсов чрезвычайно  важна для создания устойчивых преимуществ.

Такие качества, как энергичность и умение быстро реагировать, очень трудно поддаются измерению, и все же они могут оказывать решающее воздействие на исход конкурентных взаимодействий. Решительность и стремительность конкурентного натиска могут оказаться критическими факторами для победы. Некоторые личности, как и организации, которые они возглавляют, изначально кажутся просто более решительными и конкурентоспособными, чем другие.

Вышеописанные ключевые элементы конкурентного взаимодействия подразделяются на 2 категории:

    • Тактические (операционные)
    • Стратегические

При этом эффективность операционных элементов во многом зависит от того, насколько четко они вписываются  в целостную стратегическую модель. Как отмечал Портер: «..операционная эффективность является необходимым условием достижения превосходства в показателях деятельности». По сути именно управление взаимодействием этих двух аспектов, тактического и стратегического, отличает эффективные конкурентные стратегии от неэффективных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Сотрудничество

Выгоды сотрудничества признаны уже давно. «Сотрудничество конкурентов-модно», - с энтузиазмом отмечали Хамел, Доз и Прахалад. Они подчеркнули растущую важность конкурентного сотрудничества в форме совместных предприятий, соглашений о подряде (аутсорсинг), лицензирования продуктов и совместных исследований.

Основываясь на результатах  своего пятилетнего исследования более  чем пятнадцати альянсов, авторы утверждали, что сотрудничество – это конкуренция  в иной форме. Успешными являются те компании, которые способны развивать  собственные навыки и технологии, понимая, что сотрудничество имеет границы и цели их партнеров могут иногда вступать в противоречие с их целями. Каждый партнер должен вносить нечто исключительное: результаты фундаментальных исследований, навыки разработки продукта, производственные мощности или доступ к каналам распределения. Цель – добиться преимуществ перед компаниями, оставшимися за пределами альянса, не допустив значительной утечки базовых знаний и навыков к партнерам.

Пять лет спустя те же авторы развили свою аргументацию относительно выгод сотрудничества, утверждая, что  в будущем для реализации благоприятных  возможностей во многих случаях потребуются  интеграция навыков и способностей, принадлежащих многочисленным и  разнообразным компаниям. Эти исследователи  предполагают, что в будущем конкуренция  между отдельными компаниями будет  в значительной степени дополнена  конкуренцией между коалициями.

Информация о работе Конкуренция или сотрудничество (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)