Контрольная работа по "Истории и методологии менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Уровни и методы научного познания
Задание 2. Основные философские школы
Задание 3. Методология науки

Вложенные файлы: 1 файл

История и методология ДЗ (1).docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «Экономика и международный  бизнес горно-металлургического комплекса»

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

по Истории и методологии  науки и менеджмента 

 

 

 

Преподаватель                         __________  доктор экономических наук,

профессор Г.Ф. Каячев

                                                             

 

         Студент ПЭ13-03М ________________   __________  И.Г. Пузикова

                                                    номер зачетной книжки         подпись, дата     

 

 

Красноярск 2013


 

Задание 1. Уровни и методы научного познания

Таблица 1

Н п/п

Уровень научного познания

Применяемый метод научного познания

Характеристика метода научного познания

1.

Эмпирический

Наблюдение 

Целенаправленное восприятие предметов  и явлений для сбора фактов

   

Эксперимент

Искусственное воссоздание объекта  в контролируемых условиях

   

Социологический

Опрос

   

Экспертный

Анкетирование

   

Статистический

Изучение трендов, статистики

   

Методы обработки знаний:

 

Анализ

(др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

   

Синтез

процесс соединения или объединения  ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

   

Индукция

метод рассуждения от частного к общему.

   

Дедукция

(лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

   

Аналогия

(др.-греч. ἀναλογία — соответствие, сходство) — подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения.

   

Систематизация

процедура объединения, сведения групп  однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с внешним миром.

   

Классификация

(от лат. classis - разряд и лат. facere - делать) - особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды и т. д.)

2.

Теоретический

Модельный эксперимент

Исследованию подвергается не сам объект, а замещающая его модель. Модели могут быть как материальными, так и мысленными, главное – чтобы они находились с оригиналом в отношениях как можно большего сходства.

   

Абстрагирование

Отвлечение от свойств и отношений, незначительных для данного исследования.

Отвлекаясь от эмпирических данных, получаем абстракции первого порядка, каждый последующий шаг будет порождать абстракции более высокого уровня. Возникает своеобразная шкала абстракций, но она не абсолютна, так как при смене исследовательских задач всегда может быть заменена другой.

   

Идеализация и мысленный эксперимент

метод, основанный на абстрагировании, но предполагающий также и мысленное  конструирование объектов с предельным выражением некоторого свойства или  состояния. Например, «абсолютно черное тело», «несжимаемая жидкость» и пр. Такое конструирование идеализированных объектов и носит название «мысленного эксперимента».

   

Формализация

– это одно из важнейших средств  построения и исследования идеализированного объекта. Под формализацией понимают репрезентацию содержания и структуры объектов в некоторой знаковой форме при помощи различных искусственных языков.

   

Методы построения и оправдания теоретического знания

Гипотетико-дедуктивный, конструктивно-генетический, исторический, логический методы, верификация, фальсификация, математическое доказательство


 

Задание 2. Основные философские школы

Таблица 2

Н п/п

Направление философской школы

Представители

Основные идеи учения

1

Стоицизм

Зенон Китийский, Сенека, Диоген Лаэртский

- философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Учение стоиков принято  разделять на три части: логику, физику и этику.

Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических  проблем.

Стоики представляют мир  живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Цель человека заключается  в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).

2

Неоплатонизм

Плотин, Плутарх

- идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.

Парадигма неоплатонизма  сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

Таким образом, неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

3

Эмпиризм

Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм

— направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм стремится построить все знание на опыте.

Эмпири́чное и теоретическое — два основных, связанных между собой вида знания (способа познания), качественно отличающиеся, по сути, смыслу и формой отображения объективной реальности. Эмпиричное отображает действительность со стороны ее внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе все доступное созерцанию (все, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое — выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.

Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений.

Трансцендентный эмпиризм -

его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Таким образом, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма.

4

Культ разума

Пьер Гаспар Шометт, Жаком-Рене Эбер

— один из элементов процесса дехристианизации во время Французской революции. Создан с намерением упразднить христианскую религию во Франции.

Культ Разума получил широкое  распространение в период 1793—94 гг. После Сентябрьских убийств и особенно после издания коммуной Парижа 24 ноября 1793 года декрета о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, церкви в Париже стали превращать в Храмы Разума. Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов (иконы, статуи, кресты и т.п.).

Максимильян Робеспьер, будучи фактическим главой правительства, с 21 ноября 1793 года начал протестовать против действий дехристианизаторов. Он заявлял, что Конвент, принимая проявления гражданственных чувств, отнюдь не думал упразднять католический культ. Он также решительно высказывался против атеизма как мировоззрения, по его мнению, аристократического и выступал за то, что «идея великого существа, блюдущего угнетенную невинность и карающего торжествующее преступление, является чисто народной идеей». 6—7 декабря 1793 года Конвент официально осудил меры насилия, «противоречащие свободе культов». В марте 1794 года культ Разума был запрещён, а Эбер и Шометт казнены.

5

Объективный идеализм

Пифагор, Платон, Шеллинг, буддизм

— совокупное определение философских  школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

6

Материализм

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Готфрид Лейбниц, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Барри Смит

(от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого, создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этой первоматерией являлась вода, у Анаксимандра — некий «апейрон», как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена — воздух, то разряжающийся, то сгущающийся вновь.

В конце XV—XVI веков материалистические идеи таких естествоиспытателей как Галилео Галилей, Френсис Бэкон, Рене Декарт, были направлены на изучение реальных (прежде всего механических) свойств и отношений вещей природы.

Основными источниками диалектического материализма послужили гегелевская диалектика и французский материализм XVIII века, через материализм Фейербаха. Подход Маркса позволил систематизировать уже имевшийся в историко-философской практике материал, перевести диалектику на базу материализма и придать материалистическому мировоззрению форму целостного учения.

В современной философии  конца XX и начала XXI века, материализм представлен философским направлением «онтологической философии».

7

Философия XX века

Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн

Аналити́ческая филосо́фия (англосаксонская философия, англо-американская философия) — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.

Общими для аналитической  философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимания на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.

   

Фридриха Ницше, Сёрен Керкегор

Континентальная филососфия. Общепринято, что континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм, деконструкции, французский феминизм, критическую теорию в смысле Франкфуртской школы, психоанализ, работы Фридриха Ницше и Сёрена Керкегора, большинство ветвей марксизма и марксистской философии.

   

Ю. Хабермас, Маркс,

Энгельс,

Георг Лукач, фон Мизес, Хайек,

Ортега-и-Гассет, Юнгер, Арендт, Мангейм, Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Белл, Тоффлер, Гидденс, Хардт и Негри

Современная социальная философия.

Успехи научно-технического прогресса, вкупе с возведением разума в ранг абсолюта (процесс, кульминацией которого становится эпоха просвещения) при его тотальной инструментализации, имел своим последствием тоталитаризм, ответом на вызовы которого и является современная социальная философия. При этом под тоталитаризмом в этом смысле стоит понимать не только оный в СССР, но и фашизм Гитлера, и «тоталитаризм потребления» западной Европы и США.

Социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории) понимается не как раздел философии, регионом, областью исследования которой является общество и «социальное», но как полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.

Среди наиболее влиятельных  философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).


 

Задание 3. Методология науки

 

Понятие метода и методологии науки

 

Методология – совокупность предмета и метода исследования, используемых в определенной науке.

Методология науки – философская дисциплина, изучающая методы познания.

Метод –  специальные процедуры, состоящие  из последовательности действий, применение которых приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.

Методы познания можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по уровням (эмпирические и теоретические);

2) по точности предсказания (детерминистские  и статистические);

3) по функциям в познании (систематизация, объяснение и предсказание);

4) по конкретным областям исследования (физические, биологические, социальные).

Если речь идет о существовании определенного  фиксированного порядка действий или  операций для решения задач практического  или теоретического характера, то подобные методы определяют как алгоритмы, т. к. они допускают однозначное решение задач типового характера.

 

Содержание  и структура методологии

 

Один из характерных  признаков современной науки  – возрастание роли методологии. Можно указать на ряд причин, порождающих эту особенность:

- сложность  структуры теоретического и эмпирического  знания, способны его обоснования  и проверки;

- тесное  переплетение описания свойств  материальных объектов с искусственно  вводимыми абстракциями, идеальными  моделями;

- сопряжение  результатов предметно-орудийного  эксперимента с выводами и  следствиями «мысленного эксперимента».

Следует разделять  общенаучную и конкретно-научную  методологию. Во втором случае мы имеем  дело с набором конкретных методик, сопряженных с техническими приемами, свойственными для данной научной области. Общенаучная методология представляет собой учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках. К формам знания относят понятийный аппарат, законы, теории и гипотезы, фактуальное знание.

 

Методология научного объяснения

 

Научное объяснение – это, как правило, объяснение причинно-следственных связей явлений. Согласно Попперу, дать причинное объяснение какого-либо события – значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов вместе с определенными сингулярными высказываниями. Приведем пример такого причинного объяснения. Мы имеем порванную нить, предел прочности которой был 1 фунт, но к которой подвесили груз весом 2 фунта. При анализе этого случая мы можем выделить различные типы высказываний.

1) Гипотеза, имеющая вид универсального высказывания: «Всякая нить, нагруженная выше своего предела прочности, разрывается». Такие высказывания носят характер естественных законов.

2) Начальные  условия - сингулярные высказывания, описывающие данный случай. «Нить  имеет прочность 1 фунт» и «К  нити подвесили груз 2 фунта».

3) Предсказание, имеющее вид сингулярного высказывания  и дедуцированное из гипотезы  в конъюнкции с начальными  условиями: «Эта нить разорвется».

Начальные условия  описывают то, что называют «причиной» события, а предсказание – то, что принято называть «следствием». Поппер не утверждает никакого «принципа универсальной каузальности (причинности)». Более того, он избегает самих слов «причина» и «следствие», используя взамен «начальные условия» и «предсказание». Этим он как бы избегает сомнительного перенесения законов логической связи в физический мир, необоснованность которого показал еще Юм. Для Поппера «каузально объяснить событие» означает дедуцировать предсказание из гипотезы и начальных условий.

 

Понятие научной школы

 

Научная школа — группа учёных или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.

Несколько научных  школ могут решать одинаковые научные  задачи, однако могут различаться  в подходах к их решению (программах, методах, инструментах), научных принципах  и, соответственно, в достигнутых  результатах.

Научные школы, как правило, формируются на базе (внутри) институциональных единиц — академических кафедр или отделов  научно-исследовательских организаций, а главами школ выступают профессора, руководители данных институтов.

Например, Эдинбургская школа теории науки – это школа социологии научного знания. Центральные имена этой школы – Барри Барнс (р. 1943) и Давид Блур (р. 1942). А в числе своих наиболее видных предшественников они называют Т. Куна, Л. Витгенштейна, Роберта Мѐртона, Мэри Дуглас и Мэри Хесс. Данная школа является антитрадиционалистской и стремится создать теоретический базис для исследования знания как культурного феномена. Под знанием понимаются здесь не только научное знание, но все коллективно принимаемые системы мнений. Социологи знания стремятся выяснить, почему у социальных акторов возникают именно такие идеи и мысленные категории. Таким образом, представители этой школы отвергают позицию рационалистов, согласно которой научное знание для своего объяснения не нуждается в выявлении социального и/или психологического контекста.

 

Стиль научных исследований

 

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на специфику научного знания и познавательных практик, определяя стиль научного мышления. Стиль научного исследования – это единая система принципов, которая принимается учеными как образец, канон, эталон мыслительной деятельности.

Стили научного мышления выполняют множество функций, среди которых следует выделить следующие:

- регулятивная и нормативная, поскольку СНМ включает в себя как правила-рекомендации, так и правила-запреты;

- критическая, или функция оценивания  теоретических построений и их  проверки;

- селективная, т.е. функция выбора  гипотез (теорий), методов и категориального  аппарата;

- вербальная, т.е. функция оформления  фактуального и теоретического знания на принятом языке науки;

- предсказательная, т.е. функция  определения возможных идей, методов  и направлений исследования.

Марк Борн, исследуя стили научного мышления, предложил собственную периодизацию. Он определил стили мышления как общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке.

Борн выделил три стиля в истории научного познания. Основаниями для периодизации послужило изменение субъектно-объектных отношений.

Первый стиль, по Борну, зародился в античности и продолжал функционировать  в Средние века. Для него характерен такой склад мысли, когда объект и субъект познания еще неразрывны, недостаточно дифференцированы.

Второй стиль  Борн называет «ньютоновским». Небесная механика Ньютона исходила из того, что внешний мир – это наблюдаемый нами объект, существующий независимо от нас, наблюдающих субъектов. На основании жесткого противопоставления субъекта и объекта, постулируемого в философской системе Декарта, Ньютон сделал вывод о том, что существует способ исследовать явления, не вмешиваясь в их течение.

Третий стиль  связан с идеей квантовой энергии, обнародованной М. Планком. Согласно квантовой физике, в случае измерения сопряженных пар величин (энергия – время, импульс - координата) невозможно получить сведения о системе самой по себе и ответ всегда будет зависеть отрешения наблюдателя. Борн пишет: «Мы больше не верим в возможность отделить знание от нашего решения, мы знаем, что сами всегда являемся одновременно и зрителями и актерами в драме жизни». Кроме трансформации субъектно-объектных отношений Борн учитывал и изменения в типе детерминации: жесткая детерминация в классической (новоевропейской) науке и более сложное представление о детерминации, допускающее «вторжение случая».

Информация о работе Контрольная работа по "Истории и методологии менеджмента"