Контрольная работа по "Управлению персоналом2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Ролевое поведение личности обычно рассматривается, как функция двух основных переменных – социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.
Как пишет И.С.Кон, «интернализованная роль – это внутренне определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям»

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 5 Управление персоналом.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

1.Личность и коллектив 

Ролевое поведение личности обычно рассматривается, как функция  двух основных переменных – социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.

Как пишет И.С.Кон, «интернализованная роль – это внутренне определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям».

В аналогичном смысле Б.Д.Парыгин употребляет понятие «включенность в деятельность», отмечая далее, что эта включенность «характеризуется определенной степенью соответствия или несоответствия внутреннего, психического состояния, настроя личности в целом тем требованиям, которые предъявляют ей конкретные условия протекания той или иной деятельности»

Интернализация работника своих официальных ролей в производственном коллективе предполагает прежде всего понимание официальных целей данного коллектива и согласие с ним. Исследования показывают, что далеко не всегда официально установленные цели коллектива совпадают с тем направлением, которое, по мнению ряда его членов, должно быть главным. Порой обнаруживается, что цели, признанные официально, как первостепенные, не воспринимаются в качестве таковых некоторыми работниками.

Эффективность выполнения работником должностных обязанностей обусловлена также и особенностями  его оценки собственного ролевого поведения  в системе управления. Встречаются  ситуации, когда субъективное понимание  и оценка личностью отдельных  элементов своей должностной роли не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны коллег, товарищей по работе.

Анализ особенностей понимания  личностью своей должностной  роли и самооценок своего ролевого поведения в сочетании с определенными  корректирующими мероприятиями  может быть использован с целью  оптимизации управления.

Для успешного выполнения организационных ролей необходимо не только знание и понимание официальных  предписаний, но также моральная  готовность работника принять данную роль и, наконец, его последующая  активность. Тогда официальные ролевые  предписания подкрепляются соответствующими требованиями человека к самому себе.

При этом следует особенно подчеркнуть значение ответственности  как свойства личности, определяющего  ее отношение к своим функциональным обязанностям в производственном коллективе. «Ответственность служит здесь средством  внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно»

Ответственность личности всегда носит социальный характер, поскольку представляет собой ориентацию на исполнение определенных социальных требований, норм и образцов поведения  в соответствии с ее местом в системе  общественных отношений.

В результате проведенных  исследований была обнаружена положительная  связь между социальной ответственностью личности и ее поведением как в  сфере производственной, так и  общественной деятельности.

Исследование К.Муздыбаева выявило различные уровни осознания работниками отдельных видов должностных обязанностей. Одни из этих обязанностей осознаются субъектом, как неотделимые от его социальной роли и собственного «Я», а другие – как периферийные, не затрагивающие его «Я». Отсюда следует и разная степень реализации обязанностей: то, что лучше осознается, лучше и выполняется.

В итоге можно выделить различные модели ответственности  работников. Виды этих моделей имеют  широкий диапазон: от высокого осознания  и исполнения всех производственных функций до реализации (и осознания) лишь части из них.

 

 

 

5.2. Управление кадрами

Управление  кадрами — многогранный и исключительно  сложный процесс, имеющий специфические  особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руководителям  и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального  развития для постоянного обеспечения  повышения эффективности, качества работы и производительности труда. В условиях перехода к рыночной экономике  управление персоналом должно приобрести системность и завершенность  на основе комплексного решения кадровых проблем, внедрения новых и совершенствования  существующих форм и методов кадровой работы. 
Комплексный подход к управлению кадрами предполагает учет организационно-экономических, социально-психологических, правовых, технических, педагогических и других аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли социально-экономических факторов. 
Системный подход отражает учет взаимосвязей отдельных аспектов управления кадрами и выражается в разработке конечных целей, определении путей их достижения, создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование, организацию и стимулирование системы работы с кадрами на производстве. 
Управление кадрами как научно-практическое направление является неотъемлемой частью общей науки управления. Изучать управление — значит изучать отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления. 
Главным элементом всей системы управления являются кадры, которые одновременно могут быть как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия, организации являются объектом управления, поскольку они представляют собой производительную силу, главную составляющую любого производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, распределение, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов на производстве составляют основное содержание управления кадрами, которое с этой точки зрения рассматривается аналогично управлению материально-вещественными элементами производства. Вместе с тем кадры — это прежде всего люди, характеризующиеся сложным комплексом индивидуально-типических качеств и свойств, среди которых социально-психологические играют главную роль. Способность кадров одновременно быть объектом и субъектом управления представляет собой главную специфическую особенность управления кадрами [12]. 
Исходя из сказанного под управлением кадрами понимают процесс планирования, подбора, подготовки, оценки и непрерывного образования кадров, направленный на рациональное их использование, повышение эффективности производства и в конечном итоге — на улучшение качества жизни. Предметом управления кадрами как научно-практического направления выступают отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного использования их потенциала в условиях функционирования производственных систем. Основной целью управления кадрами в современных условиях является сочетание эффективного обучения персонала, повышение квалификации и трудовой мотивации для развития способностей работников, а также стимулирование их к выполнению работ более высокого уровня. 
Управление кадрами представляет собой комплексную систему, элементами которой являются основные направления, этапы, принципы, виды и формы кадровой работы. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности. 
Прежде всего необходимо уяснить содержание понятия "кадры". Кадры представляют собой штатный состав работников предприятий, учреждений, организаций и подразделяются на две большие группы: кадры управления (служащие) и рабочие кадры [2]. 
К рабочим относятся работники, которые непосредственно заняты созданием материальных ценностей или работами по оказанию различных производственных услуг и перемещением грузов. Рабочих условно подразделяют на основных и вспомогательных, соотношение которых является важным аналитическим показателем эффективности производства, поскольку по мере автоматизации и механизации производственных процессов роль последних заметно возрастает. 
К кадрам управления относятся работники, выполняющие или способствующие выполнению конкретных управленческих функций. Они подразделяются на три основные группы: а) руководители, направляющие, координирующие и стимулирующие деятельность участников производства (так называемые линейные руководители — директора заводов, начальники цехов, мастера и т. д.); б) специалисты, оказывающие квалифицированную помощь руководителям при анализе и решении вопросов развития производства (инженеры, экономисты, юристы, психологи и др.) или самостоятельно руководящие инженерно-техническими, планово-экономическими, социальными и другими функциональными службами (так называемые функциональные руководители — начальники отделов, главные специалисты, руководители бюро, групп, секторов и т. п.); в) вспомогательные работники, осуществляющие техническое и информационное обслуживание аппарата управления — сбор, первичную обработку, хранение и передачу информации (чертежники, стенографистки, архивариусы, делопроизводители и др.). 
По уровню управления руководители подразделяются на руководителей звеньев: низового (мастера, начальники участков, отделений, цехов, бюро, отделов, групп на предприятии), среднего (руководители предприятий и организаций, их заместители) и высшего (руководители министерств и ведомств, крупных объединений, их заместители). Уровни управления представлены на рис. 2, где отражена некоторая аналогия между иерархией уровней управления и иерархией воинских званий.

Управление  кадрами осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает следующие  основные этапы и функции: определение  целей и основных направлений  работы с кадрами, постоянное совершенствование  системы кадровой работы на производстве; определение средств, форм и методов  осуществления поставленных целей, организация работы по выполнению принятых решений, координация и контроль выполнения намеченных мероприятий. 
Совокупность целей, направлений, форм и методов управления кадрами складывается в единую систему кадровой работы, основными подсистемами которой являются: 
а) подсистема анализа, планирования и прогноза кадров. Основными ее задачами являются формирование объектов и структур управления, расчет потребности в кадрах необходимых профессий, специальностей и квалификации. Иными словами, решение задач данной подсистемы должно дать ответ на вопрос: "Кто нужен и в каком количестве?"; 
б) подсистема подбора, расстановки, оценки и непрерывного обучения кадров. 
Ее основными задачами являются качественное обеспечение сформированных объектов и структур управления необходимыми кадрами, а также организация эффективного стимулирования их деятельности; 
в) подсистема рационального использования кадров на производстве. Решение задач, стоящих перед данной подсистемой, предусматривает осуществление комплекса мер по созданию высокопроизводительных и устойчивых производственных коллективов. 
Система работы с кадрами на производстве приведена на рис. 3.

Методы  управления кадрами подразделяются на три основные группы: экономические, организационно-распорядительные и  социально-психологические. 
К экономическим методам относятся прогнозирование и планирование кадровой работы, расчет баланса рабочих мест и трудовых ресурсов, определение основной и дополнительной потребности в кадрах, источников ее обеспечения и др. 
Организационно-распорядительные методы предполагают применение различных способов воздействия на работников и основываются на использовании установленных организационных связей, правовых положений и норм (например, на правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о порядке проведения аттестации или высвобождения работников, инструкциях о порядке ведения учета и хранения трудовых книжек рабочих и служащих и др.). 
Социально-психологические методы управления кадрами представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития трудового коллектива и отдельных работников, в связи с чем они подразделяются на социальные и психологические. Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые — на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т. д.). 
Сложность и многогранность управления кадрами предполагает многоаспектный подход к этой важной проблеме. Различают следующие аспекты управления кадрами: 
технико-технологический (отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и 
др.); 
организационно-экономический (содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, их материальным стимулированием, использованием рабочего времени, организацией делопроизводста и т. д.); 
правовой (включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе); 
социально-психологический (отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления кадрами, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику кадровой работы); 
педагогический (предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием кадров, наставничеством и др.). 
Основой системы управления кадрами является кадровая политика, представляющая собой рассчитанную на длительную перспективу линию совершенствования кадров, генеральное направление в кадровой работе, которое определяется совокупностью наиболее важных, принципиальных положений и установок, выраженных в стратегических решениях. 
Средством реализации кадровой политики является кадровая работа, которая подчинена решению выдвигаемых обществом задач в хозяйственной деятельности путем оптимального использования и развития персонала.

Ключевым  в управлении является принцип подбора  и расстановки кадров по их личностным и деловым качествам. Являясь краеугольным камнем кадровой политики, он предусматривает: 
преемственность кадров на основе систематического подбора и подготовки новых работников; 
обеспечение условий для постоянного повышения деловой квалификации кадров; 
четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника; 
сочетание опытных работников с молодыми кадрами; 
обеспечение условий для профессионального и должностного продвижения кадров на основе обоснованных критериев оценки их деятельности и личностных качеств; 
сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения. 
Механизм управления кадрами производства включает различные государственные и общественные формирования: 
местные государственные администрации, обеспечивающие на подведомственной территории решение комплекса вопросов по управлению трудовыми ресурсами региона, включая их формирование, перераспределение и рациональное использование; 
профсоюзные органы, контролирующие соблюдение администрацией предприятий, организаций и учреждений прав трудящихся в части их приема, перевода, увольнения, создания необходимых условий труда и быта, предоставления отпусков, различных льгот и компенсаций и др.; 
организации и предприятия, определяющие общее направление кадровой политики предприятия, решающие вопросы создания дочерних предприятий, создания и прекращения деятельности филиалов и других обособленных подразделений, осуществляющие непосредственную работу с персоналом.

Таким образом, система управления кадрами  представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений  деятельности, а также различных  видов, форм, методов и соответствующего механизма управления, направленных на повышение производительности труда  и качества работы.

 

 

5.5 Управление конфликтами в организации. Классификация, причины и способы решения конфликтов. Практика деятельности организаций свидетельствует, что современным руководителям необходимы глубокие знания и навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Управленец как человек, постоянно работающий с людьми, должен уметь предотвращать возникновение конфликта, выводить людей из состояния вражды, разрешать споры. Необходимые требования к рук-лю– высокая управленческая квалификация, определенные черты характера, психологическая устойчивость, приверженность демократическим принципам руководства.  Классификация конфликтов. Конструктивный (функциональный) конфликт разрешается выработкой общей позиции сторон, необходим для нормальной работы коллектива. Задача руководителя – создавать условия для существования конструктивных конфликтов. Деструктивный (дисфункциональный) конфликт возникает тогда, когда компромисс не найден, и проходит в своем развитии две стадии: - Формализация отношений, которая характеризуется расширением зоны конфликта, акцентом на разногласиях, сужением зон соприкосновения, сухим и иногда чрезмерно вежливым стилем общения. Возможен выход из него при взаимном желании сторон и тактичном и психологически мотивированном вмешательстве третьего лица (руководителя, неформального лидера, обладающего экспертной властью). Пути выхода из конфликта на этой стадии – изложение в спокойной форме взаимных недовольств и претензий, акцент на сходных позициях, выяснение недоразумений, поиск точек соприкосновения и, в случае успеха, выход из конфликта. - Психологический антагонизм, характеризуется взаимным беспричинным отталкиванием, накоплением отрицательных эмоций, разрешаемых взрывом. Доводить ли до взрыва или постараться смягчить ситуацию решает руководитель, поскольку каждый из способов разрешения имеет свои достоинства и недостатки. В частности, допустить взрыв или даже спровоцировать его, руководитель может в том случае, если абсолютно уверен в поддержке основной части коллектива и хочет развязать все накопившиеся противоречия разом. Задача руководителя – предотвращение деструктивных конфликтов путем анализа причин их возникновения. Деструктивный конфликт – это комбинация объективных предпосылок (конфликтная ситуация) и субъективного фактора (инцидент). Конфликтная ситуация создается факторами внешней среды или организационными перестройками (нестабильность экономической и политической ситуации, обесценение идеалов и моральных принципов, многовариантность выбора и ограниченность ресурсов). Внутриорганизационные причины, порождающие конфликтную ситуацию: распределение ресурсов между подразделениями и отдельными исполнителями, взаимосвязь задач без четкого разделения полномочий и ответственности, различие в целях, представлениях, моральных ценностях, жизненном опыте, манере поведения.Организационные изменения как источник конфликтов; причины и формы сопротивления переменам. Причины инцидента: ошибки руководителя – неумение поставить цели перед коллективом и отдельным работником, комплекс угрожаемого авторитета, ошибки в осуществлении контроля, низкая квалификация личной работы; состав коллектива, сложившийся раньше психологический климат, наличие неформального лидера – антагониста. Пути предупреждения деструктивного конфликта – высокая управленческая квалификация менеджера и воспитание необходимых черт характера, постоянное повышение своей квалификации, укрепление высокой корпоративной культуры. Методы выхода из деструктивного конфликта: ликвидация объективных причин, уменьшение сопротивления переменам путем применения модели успешного проведения организационных изменений. Межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы. 

Типы  власти

Мы выделяем одиннадцать источников власти, которые, на наш взгляд, заслуживают рассмотрения при обсуждении вопросов развития развития человеческих ресурсов в Вашей организации.

  1. Власть, основанная на качествах лидера. Быть ролевой моделью часто весьма полезно. Если Ваши подчиненные ждут от Вас указаний, Вы вполне можете задавать тон в своем отделе или других подразделениях. Кроме того, Вы можете действовать иначе. Поиск подходящей личности, готовой стать вашим наставником, поможет Вам обрести власть и влияние в организации и тем самым облегчит задачу продвижения собственных идей.
  2. Власть, основанная на экспертных знаниях. Ваш технический опыт выполнения той или иной функции в организации может служить источником власти, позволяющим определять, какое обучение и развитие необходимо Вам и Вашему окружению. Процедурные знания о том «как мы действуем у себя в организации», также могут служить источником власти.
  3. Власть, основанная на силе закона. Нет нужды говорить о том, что под этим видом власти мы понимаем Ваше законное право влиять на работу организации, которое ре­ализуется с использованием других источников моральных норм. Например, этот вид власти более адекватный, чем власть, основанная на принуждении.
  4. Власть, основанная на принуждении. К сожалению, значительная часть менеджеров при отсутствии возможности использования других видов власти обращается именно к силе принуждения. Как правило, это наименее эффективный вид власти, так как он вызывает чувство возмущения.
  5. Заимствованная власть. Один из аспектов, в котором специалисты-практики в сфере обучения и развития могут оказать особенную помощь, — это возможность позаимствовать их власть, основанную на законе и экспертных знаниях, чтобы дополнить свою. Наличие знаний и понимания методов работы функции обучения и развития в организации является источником власти. При этом Вы можете включиться в выполнение этих функций с пользой для себя и своих подчиненных, а также сотрудников отдела обучения и развития.
  6. Связи. Если Вас считают хорошим специалистом, Вы пользуетесь в организации заслуженным авторитетом и имеете влиятельные связи, то, очевидно, у Вас солидная база власти. Полезно также проанализировать свою роль и провести анализ заинтересованных сторон. Определение сути Вашей роли и роли основных партнеров обеспечивает в возможность сосредоточиться на тех сферах, в которых Вы хотели бы развиваться. Возможно, некоторых основных партнеров следует превратить в «друзей».
  7. Способности. Наличие хорошей репутации и признание Вас способным человеком может расширить границы Вашей власти в организации и за ее пределами, например, если Вы представляете материалы на Конференциях.
  8. Стратегии. Стратегии могут служить полезной отправной точкой или поддержкой. Но прикрытие со стороны стратегии не заменяет реальной власти. Необходимо уметь трансформировать стратегию в практику.
  9. Союзники. Люди, занимающие высокие должности и являющиеся Вашими союзниками, могут быть важным источником власти, частично в силу поддержки, оказываемой Вам, а частично потому, что Ваши инициативы, вероятнее всего, направлены на поддержание организации и способствуют ее прогрессу.
  10. Вознаграждение. Обучение и развитие часто воспринимаются как вознаграждение. Такие представления могут способствовать улучшению ситуации, так как люди в ре­зультате приобретают новые навыки и знания.
  11. Личная власть. Личная власть образуется в результате сочетания всех упомянутых источников, и, прежде всего, она связана с уверенностью в собственных силах. Как сказал в свое время Генри Форд: «Вы можете считать ту или иную задачу выполнимой или невыполнимой, в обоих случаях вы, вероятно, окажетесь правы!»

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению персоналом2