Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:37, контрольная работа
Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Политический конфликт — состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценности и определенный статус, власть и ресурсы.
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
Вариант № 6
Вопрос № 46 «Конфликт
в системе политического
Новосибирск 2010
Введение
Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.
Конфликтующими сторонами
Политический конфликт — состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценности и определенный статус, власть и ресурсы.
Ведущую роль в возникновении конфликтов играют, как это признано конфликтологическими исследованиями, социальные факторы. Выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:
Среди многообразных видов политического процесса конфликты выделяются тем, что привносят в социальную и политическую жизнь общества напряженность, противостояние, неприязнь, ненависть. Они разделяют людей на враждебные группы и группировки, вовлекают их в открытое противостояние, кровопролитные столкновения. Казалось бы, люди уже давно должны были осознать пагубность любого проявления агрессии, междоусобных и братоубийственных войн. Но нет, каждое новое поколение вовлекается в новые конфликты, вновь происходит разделение на группы и группировки, и вновь возникает угроза кровопролитий.
Проблема политического конфликта - одна из самых актуальных проблем современного политического пространства.
4
Особенности конфликтов в политике
В политологии сложилось два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалистское и социологическое. В рамках первого из них общество рассматривается как устойчивая, интегрированная система, в которой каждый из элементов выполняет свои специфические функции и тем самым способствует ее сохранению. Конфликты означают дисбаланс и сбой в функционировании системы и представляют угрозу для ее существования в данном качестве. Поэтому задача политики и управления состоит в предотвращении конфликтов или же в установлении гармонии, баланса интересов конфликтующих групп.
Социологическое направление в трактовке конфликта и его последствий рассматривает его как неотъемлемый момент политической жизни, ее развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют везде и во всем и служат источником обновления, развития. Причины общественных конфликтов коренятся в основанной на господстве и подчинении иерархической структуре общества, неравенстве социальных позиций людей в отношении к власти. Поэтому задача политики состоит не в недопущении конфликтов, а в контроле над процессом их возникновения и разрешения.
Как функционалистский, так и социологический подходы к конфликтам имеют свои основания. Первый отражает статику социальной системы, условия ее самосохранения, второй - динамику общества, источники его изменения. Независимо от оценок конфликта все основные направления социологической и политологической мысли едины в признании его важности для общества.
Конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Имея во многом общую природу, конфликты существуют на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между межгосударственными объединениями и т.п. Поэтому к пониманию политического конфликта применима общая теория конфликта и, прежде всего, теория социальных конфликтов.
Признаки социальных конфликтов:
1. Наличие по меньшей мере двух сторон, имеющих контакт друг с другом.
2. Взаимозависимость сторон, побуждающая их к участию в конфликтном взаимодействии.
3. Несовместимость целей и
4. Нулевая сумма конфликтного взаимодействия. Это означает, что в конфликте выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой и каждый из участников стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента.
5
5. Направленные непосредственно друг против друга действия. Этот признак является ведущим в диагнозе конфликта. Если действия конкурентов осознаны и направлены друг против друга, то их взаимодействие является конфликтом.
6. Использование давления, силы. Давление
может быть различным:
Учитывая отмеченные выше признаки конфликта, его можно определить как основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованность взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или у держания власти.
Политические конфликты являются показателем глубины и зрелости социальных конфликтов, поскольку они обычно касаются вопросов, неразрешимых без использования государственной власти и затрагивающих интересы крупных общественных групп, а также предполагают сознательные и организованные действия их участников.
Доминирование в обществе определенных линий политических конфликтов не означает автоматического исключения возникновения других конфликтов. В определенных условиях они могут обостряться и приобретать особую актуальность. Причины конфликта влияют на его остроту, которая характеризуется интенсивностью противоборства, мягкостью или жесткостью средств и способов борьбы, применением или неприменением насилия и его масштабами. Острота конфликта непосредственно зависит от его внутренних параметров. К ним относятся: уровень противоборства, значимости объекта конфликта для его участников; степень применения насилия и других разрушительных средств борьбы; затраченные энергия и ресурсы сторон; эмоциональный накал.
6
Источники и типология политических конфликтов
Политические конфликты выделяются среди других социальных конфликтов в обществе прежде всего объектом притязаний их участников. Таким объектом всегда являются отношения политической власти.
Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притязаниями разных сторон на одну и ту же статусную позицию в системе институализированных отношений власти. Как правило, речь идет о высших государственных должностях, так как именно они дают возможность резко увеличивать собственное влияние на общество.
Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний является поле политического влияния в сложившейся системе институализированных политических отношений.
В-третьих, политический конфликт может также возникнуть по поводу притязаний той или иной группы на институализацию в системе политических отношений, на обретение статуса и собственного поля влияния, если в этом своем стремлении она наталкивается на противодействие официальных властей.
В-четвертых, к конфликту могут привести притязания населения или отдельных социальных групп к правительству или к парламенту с целью побудить их к исполнению своих функциональных обязанностей в том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям.
Объект притязаний конфликтующих сторон принято называть предметом конфликта. Исходя из вышеизложенного подхода, все политические конфликты можно разделить по своему предмету на четыре вида: общенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть общества; локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионами и центром, между политическими организациями и т.д.; институциональные, предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политических институтов и организаций; функциональные, в ходе которых высказываются претензии на соблюдение правил нормативного политического порядка.
Конфликты могут проявляться в самых разнообразных формах. Это революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, непосредственно направленные протий политических соперников, парламентские дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон, политические забастовки, внутрипартийные конфликты и т.п.
С разнообразием форм проявления связана типология конфликтов. Она делит конфликты по различным основаниям: числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д.
7
В зависимости от областей проявления конфликты делятся на внутренние и внешние. Внутренние конфликты характеризуют отношения внутри политического или социального объединения, внешние - между различными объединениями или людьми.
По масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; региональные; международные; внутригосударственные. С точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические - разрешение конфликта невозможно без устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон. В зависимости от количества и уровня участников конфликты делятся:
- внутриличностные - индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей, например, у женщины-парламентария конфликт между ролями заботливой жены и матери, с одной стороны, и эффективного политического деятеля - с другой;
- межличностные - конфликты между отдельными людьми;
- конфликты между личностью и группой;
- межгрупповые
- конфликты, сторонами которых
являются группы различных
По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками, например между двумя субъектами федерации или парламентариями; между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, конфликт между федеральными и местными властями.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, и многофакторные конфликты, а также конфликты кумулятивные когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
С точки зрения нормативной регуляции конфликты делятся на институциализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституциализировапные, протекающие вне установленных правил.
По сферам проявления различают канализируемые конфликты, предполагающие ограниченность сферы соперничества и активности участников, к эскалирующие конфликты; характеризующиеся, неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия. Последняя разновидность конфликтов плохо поддается урегулированию и влечет за собой наиболее разрушительные последствия.
По временным параметрам конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различают открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством. Существуют и другие классификации конфликтов.
Информация о работе Конфликт в системе политического взаимодействия