Лидер и стили лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:53, реферат

Краткое описание

Цель работы – исследовать особенности лидера и руководителя.
Актуальность заключается в том, что эффективность управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.
Задачи исследования:
- изучить литературу по заданной теме
- определить сущность лидера и руководителя;
- проанализировать связь лидера и руководителя;
- проанализировать стили лидера-руководителя.
- сделать выводы по теме

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическая часть.
1. Понятие «лидер» и «руководитель»……………………………………………5
2. Стили руководства и лидерства………………………………………………...9
2.1. Четыре системы Лайкерта…………………………………………………...20
2.2. Стили руководства по классификации университета Огайо……………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………………75

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретическая часть.

1. Понятие «лидер» и «руководитель»……………………………………………5

2. Стили руководства и  лидерства………………………………………………...9

2.1. Четыре системы Лайкерта…………………………………………………...20

2.2. Стили руководства  по классификации университета  Огайо……………...21

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………………75

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  темы. Преуспевающие организации, которые обычно добиваются успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством понимается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природу лидерства легче понять, если его сравнивать с управлением. Однако быть менеджером и быть лидером в организации - это далеко не одно и тоже. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношения с ними, прежде всего активно использует свое должностное положение. Что же касается лидера, как особого типа в отношении управления, то он основывается больше на процессе  взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно лидерства от управления предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Цель  работы – исследовать особенности лидера и руководителя.

Актуальность заключается  в том, что эффективность управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.

Задачи исследования:

       - изучить литературу по заданной теме 
        - определить сущность лидера  и руководителя;

- проанализировать связь лидера  и руководителя;

- проанализировать стили лидера-руководителя.

 - сделать выводы по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретическая часть.

 

 

     1.Понятие «лидер» и «руководитель» 

 

 

Для начала дадим определение понятиям «лидер» и «руководитель».

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой  ситуационной переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией [10, с.326].

«Руководитель» - это лицо, которое руководит кем-нибудь или чем-нибудь. [10, с.687]

Выделяют несколько типов  руководителей и лидеров.

«Не вожак, а погоняла». Это  – главное отличие руководителя (администратора) от лидера. Администратор  неплохо умеет командовать, но не способен поощрять. Гневаясь, готов  накричать на человека, а то и  оскорбить его.

«Вверх – почтение, вниз – презрение». Небезызвестное высказывание: «Я начальник – ты дурак, ты начальник  – я дурак» принадлежит ему, поклоннику номенклатуры. Он чуток к настроениям, тех, от кого зависит, и потому настроение собственного коллектива его заинтересует лишь после приказа «сверху».

  1. «Интриган-манипулятор». Это качество нередко делает его неуязвимым. Интриган учитывает нюансы отношений и умеет их использовать. Не подавая вид, запоминает чужие промахи, чтобы в нужный момент сыграть на этом.
  2. «Лидер-организатор». Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Причём берёт на себя ту часть работы, которую остальные, ленясь, выполнить отказываются.
  3. «Лидер-творец». Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт людей.
  4. «Лидер-боец». Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам.
  5. «Лидер-дипломат». Он превосходно опирается на знание ситуации, в том числе и её скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
  6. «Лидер-утешитель». Он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
  7. «Авторитарный». Наилучший, с точки зрения администратора, так как ценит единоначалие. Исключает, какую-любую инициативу и самостоятельность подчиненных.
  8. «Авральный». Дезорганизует работу, ведёт к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
  9. «Деловой». Предлагает работу только по рассчитанным, упорядоченным и оптимальным схемам. Не содержит неожиданных сюрпризов поддаётся прогнозу.
  10. «Демократический». Помогает каждому в полной мере раскрыть свои способности.
  11. «Либеральный». Годится для сплоченного коллектива единомышленников, каждый из которых знает «свой манёвр».
  12. «Компромиссный». Уступая людям с различными интересами, добивается своих целей. [17]

Достижение целей организации  определяет и деятельность руководителя. Однако руководитель и лидер - не тождественные  понятия. Руководитель может быть и  лидером, но в то же время лидер  может не являться руководителем  всей организации либо вообще не занимать руководящей должности. Руководитель и лидер имеют общие характеристики: между ними и другими членами  организации устанавливаются и  поддерживаются отношения доминирования  и подчинения. И руководитель и лидер используют различные средства влияния. В идеале либо лидера должны назначить руководителем, либо руководитель должен стать лидером. Для практического воплощения этого требования необходима характеристика лидерства, которая может быть получена в ходе его сравнительного анализа с руководством [15].

1. Руководство может осуществлять  “коллективный руководитель” - коллегиальный орган управления. Лидерство всегда персонифицировано,  связано с личностью руководителя.

2. Цели руководителя и исполнителя  могут быть не согласованы.  В этом случае используются  формы власти, имеющие организационную  основу. Цели лидера должны согласовываться  с целями его последователей.

3. Руководителя организации назначает  ее учредитель. Например, акционеры  назначают президента общества, правительство - руководителей государственных  организаций. Лидером становятся - в первую очередь благодаря  особым качествам личности, используемым  ею формам влияния на других.

4. Руководитель воспринимает структуру  организации как данную и в  течение своей карьеры стремится  обеспечить максимально быстрое  свое продвижение по ступеням  иерархии, достигая ее вершины  в преклонном возрасте. Как отмечал  Р. Таунсенд, современный руководитель высшего ранга, истощенный борьбой за “место под солнцем”, падает в изнеможении, как только достигает вершины, и засыпает мирным сном. Лидер, как правило, оказывает мощное влияние на формирование организации.

5. Руководитель должен направлять  деятельность подчиненных. Правда, исследователи оценивают такое  направляющее воздействие весьма  скептически. “Большинство современных  иерархий, - отмечают Питер и Халл, - настолько отягощены правилами и традициями, настолько связаны общественными законами, что даже руководители самого высокого ранга никуда и никогда не ведут за собой, если понимать руководство как указание направления движения и его скорости. Они просто следуют прецедентам, слушаются предписанных им правил поведения и идут во главе толпы. Подобные руководители управляют лишь в том смысле, что и «фигура на носу управляет кораблем» [18]

Лидер увлекает за собой своих последователей. Значит, он должен отвечать более высоким  требованиям, руководствоваться не только узко прагматическими ценностями. Настоящее лидерство - благодать для последователей и тяжкое бремя для лидера.

6. Руководитель может использовать  различные формы влияния и  власти, в том числе и имеющие  организационную основу. Лидер, особенно  не занимающий руководящей должности,  сравнительно ограничен в применении, например, принуждения. В большей  мере он должен полагаться  на власть эксперта, использовать  свои харизматические данные.

7. Руководитель, как правило, широко  известен. И чем более высокий  пост он занимает, тем шире  его известность. Иное дело  с лидером. Р.Таунсенд приводит очень интересную цитату Лао-Цзы. «Что же касается наилучших лидеров, то люди и не подозревают об их существовании. Затем идут лидеры похуже, этих люди хранят и почитают. Затем идут руководители, которых люди боятся; и, наконец, те, которых ненавидят».

Когда лидер завершил свое самое  лучшее дело, люди говорят: «Мы это  сделали сами!» Может быть, поэтому  Р.Таунсенд скептически замечает: «Боюсь, что лидерство становится забытым искусством» [12, с.46].

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Считается, что идеальным  для лидера-руководителя является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Решение проблем, возникающих перед  группами людей, при достижении ими  общей цели решалось путем сплочения  вокруг одного лидера.

Рассмотрим  стили руководства  и лидерства.

 

 

 

2.Стили руководства и лидерства

 

 

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом  и полезным инструментом понимания  сложностей лидерства. Этот подход к  изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность  определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой  поведения по отношению к подчиненным.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается  в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА  в контексте управления, как уже  отмечалось, - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера смотри в таблице 1[10,с.256].

«Стили руководства»                                        Таблица 1

Стиль управления

Авторитарный 

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках  лидера

 

Личное установление целей  и выбор средств их достижения

 

Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с  удержанием ключевых позиций у лидера

 

Принятие решений разделено  по уровням на основе участия

 

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с себя ответственности и отречение  в пользу группы или организации

Предоставление группе возможности  самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации строятся в  основном по горизонтали

Сильные стороны

Внимание срочности и  порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие  в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства  лидера

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требует много времени  на принятие решений

Группа может потерять направление движения и уменьшить  скорость без вмешательства лидера


 

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке рис.2 показывает автократичный - либеральный континуум [4,с 200].


 

 

                  

 

Рис.2 «Стили руководства»

Оказывается, что  стиль  управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не  способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя (рис.3).

Информация о работе Лидер и стили лидерства