Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:54, контрольная работа
В период феодальной раздробленности Русь, оставаясь крупной европейской страной, не имела единой государственной власти, которая вела бы общую для всей страны внешнюю политику. В середине XII в. русские князья вступали в союзные отношения с государствами, которые входили во взаимно враждебные коалиции.
Международное положение Древней Руси.
Завоевание удельной Руси монголо-татарами.
Воссоединение Украины с Россией в XVII в.
Внешняя политика России XVIII в.
Отечественная война 1812 г.
Участие России в I мировой войне.
Великая Отечественная война.
«Холодная война».
ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
Наименование дисциплины: «Отечественная история»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: Международные отношения.
Студент группы МБ – 11 ___________ Д.В. Харитонов
Проверил ___________ В.В. Тютюник
Хабаровск 2013 г.
Содержание:
1. Международное положение Древней Руси.
В период феодальной раздробленности
Русь, оставаясь крупной европейской
страной, не имела единой государственной
власти, которая вела бы общую для
всей страны внешнюю политику. В
середине XII в. русские князья вступали
в союзные отношения с
Тем не менее наиболее крупные русские княжества оказывали существенное влияние на судьбы соседних стран. Ещё в 1091 г., когда Византия искала всюду помощи против тюрок-сельджуков и печенегов, она получила военную поддержку от князя галицкого Василько. Вообще же русские князья занимали по отношению к церковному центру православия — Византии гораздо более независимую позицию, чем другие европейские государства по отношению к центру католичества — Риму.
Папская курия стремилась вовлечь Русь в орбиту своей политики, но наиболее дальновидные папские эмиссары уже тогда видели несбыточность этих надежд. Так, на запрос одного из идеологов воинствующего католицизма—Бернара Клервосского о возможности внедрения на Руси католичества краковский епископ Матвей в середине XII в. писал, что «русский народ, своей многочисленностью подобный звёздам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой церковью».
Русские князья активно вмешивались
в международные отношения
Русские путешественники побывали в разных странах. Так, новгородский боярин Добрыня Ядрейковия посетил в начале XIII в. Византию. Он оставил интересное описание достопримечательностей страны. Черниговский игумен Даниил побывал в Палестине и также описал своё путешествие, совершённое вскоре после первого крестового похода. Летописи и другие памятники показывают хорошую осведомлённость русских людей о ряде стран Европы и Азии.
Тем не менее международное положение Руси в период феодальной раздробленности значительно ухудшилось. Это отмечали современники-публицисты. В «Слове о погибели Русской земли», созданном в первой половине XIII в., описывается красота и богатство Руси и в то же время с тревогой говорится об ослаблении её международного значения. Прошли те времена, когда государи соседних стран трепетали от одного имени Руси, когда византийский император, опасаясь киевского великого князя, «великии дары посылал к нему», когда немецкие рыцари радовались, что они находятся далеко «за синим морем».
Ослаблению
2. Завоевание удельной Руси монголо-татарами.
В первой половине XIII века в южнорусских степях явились из Азии монголо-татарские орды. В начале XIII века знаменитый монгольский завоеватель Темучин, или Чингис-хан (великий хан), образовал огромное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря.
В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды явились в черноморских степях и угрожали кочевавшим здесь половцам. Половцы звали русских князей на помощь против страшного врага, говоря, что если татары сегодня возьмут Половецкую, то завтра возьмут Русскую землю. Появление новых неведомых врагов вызывало страх и недоумение на Руси. В 1223 г. русский летописец записал: "Того же лета явишася языцы (народы), их же никто же добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вара их". Южнорусские князья выступили на помощь половцам, но в битве на р. Калке союзное русско-половецкое войско потерпело полное поражение. Больше прежнего страх напал на русскую землю, но пришельцы после победы повернули назад и скрылись безвестно.
В 1227 г. Чингис-хан умер, разделил перед смертью свои огромные владения между своими сыновьями, но предоставил верховную власть одному из них, Удэгэю. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный "улус" (владения) был передан его сыну Батыю (Бату). В 1236 г. Батый с огромной монголо-татарской ордой начал свои завоевательные походы. Он покорил волжско-камских болгар и разорил их столицу (Великий Булгар). В 1237 г. Батый подошел к пределам Рязанского княжества и послал своих послов к рязанским князьям, требуя от них признания его власти и платежа "десятины всем". Рязанские князья послали татарам гордый ответ: "Коли нас не будет, то все ваше". Но здесь сказались гибельные последствия удельной раздробленности и разобщенности русских князей и земель. Когда рязанские князья обратились к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодичу с просьбой о помощи, он их "не послуша, но хоте сам особь брань сотворити". И так все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление "особь" и гибли поодиночке.
Завоевав и разгромив рязанские земли, татары вторглись в землю Суздальскую, взяли и сожгли стольный город Владимир. Затем та же участь постигла другие города Суздальской земли - Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Москву, Тверь и другие - и "сотворися великое зло Суздальской земли, яко же зло не было ни от крещенья яко же бысть ныне". Татары прошли Суздальскую землю "все люди секуще яко траву", и не было ни города, ни деревни в Суздальской земле, "идеже не воеваша татарове". "Тогда же бе пополох зол по всей земли, и сами не видяху хто где бежить". Великий князь Юрий пытался остановить татарскую лавину, но в битве на реке Сити был разбит и пал в бою. В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, причем особенно ожесточенное сопротивление татарам оказал небольшой город Козельск, жители которого после взятия были истреблены до последнего человека. В 1239-1240 гг. Батый покорил юго-западные русские земли, взял и разорил Чернигов, Переяславль южный и, наконец, древнюю столицу Руси, Киев.
После покорения Русских земель татарские отряды в 1241-1242 гг. произвели ряд вторжений в Венгрию, Польшу, Моравию и Силезию, но затем отступили. Волынь и Галиция остались крайними западными границами их владений. Закончив покорение русских земель, татары расположились на жительство в юго-восточной части Великой Русской равнины. Они образовали здесь Золотую Орду, столицей которой был город Сарай. Золотая Орда первое время признавала над собой власть "великого хана" в Монголии, но по мере ослабления Великой монгольской державы хан Золотой Орды сделался независимым государем. Под его властью находились все причерноморские, приуральские и частью западносибирские степи, а также все русские земли. Разгромленная и опустошенная Русская земля стала "улусом " татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих прав. В 1244 г. князья "со своими мужами" "поехаша в татары к Батыеве про свою отчину; Батый же почтив я честью достойною, и отпусти я, рассудив им, кождого в свою отчину, и приехаша с честью на свою землю". Относительно татарской "чести" мнения были различны, но власть русских князей над населением из земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную внешнюю силу татарского "царя".
Титул и положение великого
князя Владимирского также
Все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой татарской данью. В 1257 г. из Орды "приехаша численици, исчетоша всю землю Суздальскую и Рязанскую и Муромскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники, толико не чтоша игуменов, чернецов, попов, клирошан".
Сбор дани с русского населения
был или поручен
И после того русское население отдельных городов и областей неоднократно поднимало восстания против своих угнетателей. В 1327 г. произошел антитатарский мятеж в Твери, сопровождавшийся избиением многих татар. Конечно, подобные мятежи взывали затем появление карательных экспедиций и жестокую расправу с провинившимся населением. В первой половине XIV в. Татарские ханы нашли для себя более удобным и выгодным изъять сбор дани на Руси из рук своих чиновников и откупщиков и поручить его русским князьям.
3. Воссоединение Украины с Россией в XVII в.
Лишь в середине столетия
появилась возможность
Значительная часть украинской и белорусской шляхты приняла католичество или униатство, ополячилась, чтобы сохранить и увеличить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков, тянулся к своим братьям по происхождению, языку, вере — к русским, к Москве. Народные низы вели постоянную борьбу с угнетателями — панами, их управителями, арендаторами, корчмарями, ростовщиками. Опорой всех холопов стала «Запорожская сечь» — вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра, в районе порогов.
Часть казаков, наиболее крепких, богатых, с 70-х годов XVI в. зачислили на службу польскому королю, внесли в реестр (список). Но большинство запорожцев составляли нереестровые.
Магнаты и шляхтичи владели огромными имениями, выжимали все соки из своих подданных. Князьям Острожским принадлежали 80 городов и местечек, 2760 сел, Вишневецким — 40 тыс. крестьянских и мещанских дворов (характерно название их владений — Вишневеччина), Конецпольский только на Брацлавщине (Правобережная Украина) имел 170 городов и местечек, 740 сел. В их владениях, помимо крепостных крестьян и мещан (от Micro — город), т.е. ремесленников и торговцев, жили городовые казаки, мелкие землевладельцы и др. Украинских мещан притесняли в ремесленных и торговых делах, что вынуждало их переходить к земледелию, бежать в Запорожье, степи, в Россию. В конце XVI — первой половине XVII в. по Украине прокатилась волна крестьянско-казацких восстаний. Их участники выступают против панско-шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру.
Самое мощное из них —
восстание на Украине и в Белоруссии,
начавшееся в 1648 г. Оно вылилось в
национально-освободительную и