Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:30, доклад
Управление организацией на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов.
Введение
Управление организацией
на любом уровне — сложная комплексная
система. За пределами фирмы управляющий
должен постоянно вести бой за
долю рынка, предвидеть требования клиентов,
обеспечивать точные сроки поставок,
выпускать продукцию всё более
высокого качества, назначать цены
с учётом условий конкуренции
и всячески заботиться о поддержании
репутации фирмы у
Важной задачей управления
является объединение,
Понятие и сущность системного подхода
Начнем с определения понятия «система». Рассел Акофф (в книге «Планирование будущего корпорации») дает следующее определение: "Система - это совокупность двух или более элементов, отвечающая следующим условиям:
Таким образом, система - это такое целое, которое нельзя разделить не независимые части.
Определим черты системного подхода:
1. Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится лишь к системам.
2. Иерархичность познания, требующая
многоуровневого исследования
3. Системный подход просит разглядывать дилемму не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
С учётом выше написанного определим понятие системного подхода:
Системный подход — это подход к исследованию объекта (трудности, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, более существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из частей, исходя из общего предназначения объекта.
Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в базе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально- экономической системы.
Сущность системного подхода в управлении характеризуется следующими признаками:
Эволюция системного подхода: исторический ракурс.
В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.
Само слово «система» появилось в Древней Греции 2000 - 2500 лет назад и означало: сочетание, организм, устройство, организация, союз, упорядоченность и целостность естественных объектов. Первоначально оно было связано с формами социально-исторического бытия, позднее принцип порядка был перенесен на Вселенную. Существовал и еще один термин - «синтагма» - характеризовал упорядоченность и целостность искусственных объектов.
Трактовка бытия как космоса сменяется рассмотрением его как системы мира, обладающей своим типом организации, иерархией, законами и структурой. Возникают науки, каждая из которых анализирует свою область своими специфическими методами. Знания расчленяются по отдельным областям, группам явлений. Это способствует тщательному и доскональному изучению предмета, но ограничивает возможности исследователей узкими рамками дисциплины, препятствуя установлению междунаучных связей. В эпоху Возрождения важнейшими категории стали — вещь и свойства, целое и часть. При этом «вещь» трактовалась как сумма отдельных свойств.
С каждым годом дифференциация
науки продолжала расти, число отдельных
научных дисциплин все
Формирование «системности» как научно-прикладной дисциплины относится к середине 40-х годов ХХ века. Некоторые исследователи считают, что движущей силой ее возникновения и развития стал конфликт новых мощных технологий и невозможность управления ими при помощи накопленного ранее управленческого опыта. Широкое применение и популяризация методов дисциплины считается заслугой знаменитой организации «RAND Corporation», ставшей первой в мире «фабрикой мысли», теоретики и специалисты которой выполнили ряд основополагающих работ в этой области, а также практически применили системную методологию в Министерстве обороны и других ведомствах и компаниях США. Именно среди ее работ нужно искать первоисточники по таким методам, как моделирование систем, нелинейное и динамическое программирование, использование методов «Дельфи», «Монте-Карло», и т.д.
С позиции управления производственными коллективами, особое значение приобретает «школа социальных систем» (конец XIX-60-e годы ХХ в.), которая рассматривает как комплексную систему, так и любую социальную организацию. Основными задачами анализа социальных систем являются мотивы поведения человека в обществе, выявление его целевой ориентации, система стимулов, личная власть, чувство своего соответствия занимаемому месту в социуме. В основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.
Однако возникновение системного метода как особого способа исследования многие относят ко времени Второй Мировой войны и наступившему мирному периоду. Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого. Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое — Вселенную.
В первую очередь теория систем связана с именем Александра Александровича Богданова. Он разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития.
Богданов полагал, что дезорганизация является частным случаем организации (а верхнего предела организации и нижнего предела дезорганизации не существует). Во всем мире происходит борьба организационных форм и в этой борьбе побеждают более организованные формы (неважно, идет ли речь об экономике, политике, культуре или идеологии). Это происходит от того, что организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная система - всегда меньше суммы своих частей. Поэтому появляется такая наука как тектология, основная задача которой состоит в лучшей организации вещей (техники), людей (экономики) и идей.
Когда при исследовании управленческих проблем стал применяться системный подход, сформировалось направление «эргология», изучающее организацию человеческой деятельности. К группе эргологических дисциплин относится праксиология. Она была задумана как теория совершенствования практической деятельности и представляет собой наиболее общую практическую науку, рассматривающую любую сферу деятельности человека и общества с точки зрения ее целесообразности и рациональности. Иногда практически отождествляется с тектологией, поскольку, согласно концепции Богданова, тектология должна руководить действием, а всякое действие, заключается в каком-либо организационном акте, в организации или разъединении предметов, находящихся в сфере действия.
Организация с позиции системного подхода к управлению.
Можно с уверенностью сказать,
что системный подход в менеджменте
сегодня используется во всех организациях.
Применение системного подхода к
рассмотрению управления и к организации
в целом позволяет глубже понять,
проследить функционирование предприятия
в совокупности со всеми отделами,
структурой, стратегией, а также
связями с политической, социально-культурной,
экономической и другими
В соответствии с системным подходом выделяют следующие этапы решения проблемы:
Итак, представим себе, что руководство страховой компании приняло принципиальное решение о внедрении «контакт-центра». Предложений на рынке множество, причем все это - сложные и дорогие системы, состоящие из множества компонентов, и цена существенно зависит от того, какие компоненты внедряются. Для того чтобы принять правильное решение, компания должна понять насколько это необходимо, на уровне голосования принять решение при помощи трех критериев:
Рис.1. Что в себя включает Contact-центр.
Только правильный учет всех трех аспектов позволит получить оптимальное решение. Нельзя говорить себе: на контакт-центр отведена определенная сумма, потратим ее на максимально функциональное решение - возможно, какие-то функции реально не нужны. Не меньшей ошибкой будет и стремление к максимальной экономии: если какие-то компоненты необходимы, без них контакт-центр не сможет дать эффекта, на который рассчитывала компания, и вложенные средства не окупятся.
Системный подход заключается в том, чтобы двигаться не от суммы, а от бизнес-процессов и реальных задач. Таким образом, первый этап построения контакт-центра должен заключаться в бизнес-планировании, т. е. формализации бизнес-процессов - в данном случае тех, которые включают взаимодействие по телекоммуникационным каналам.
Затем проводится обследование существующей информационной инфраструктуры; имея его результаты, уже можно делать выбор между приобретением и арендой контакт-центра. Далее готовится технико-экономическое обоснование, выполняются проектирование и реализация проекта. Настройки готового контакт-центра должны некоторое время совершенствоваться на начальных этапах эксплуатации, а в дальнейшем ему необходимо техническое сопровождение.
Важно отметить, что при внедрении контакт-центра необходимо учитывать текущее состояние и будущие потребности развития заказчика. Решение должно оптимальным образом вписываться в уже имеющуюся информационную инфраструктуру и интегрироваться как с CRM-системами, так и системам страхового учета.
Применимость и эффективность системного подхода.
Существует несколько разновидностей системного подхода:
Информация о работе Место и роль системного подхода в управлении