Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:16, реферат
Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.
Метод прогнозирования
Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.
Классификация методов прогнозирования осуществляется по трем основным признакам: 1) по степени формализации методов; 2) по общему принципу действия; 3) по способу получения прогнозной информации.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на формализованные и интуитивные.
Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул.
Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически.
В свою очередь эти две группы можно разделить по общему принципу деятельности и способу получения прогнозной информации. Формализованные методы подразделяются на методы экстраполяции и методы моделирования.
К методам экстраполяции относятся метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, метод наименьших квадратов, а к методам моделирования – методы информационного моделирования (патентный и публикационный), статистического моделирования, логического моделирования (прогнозной аналогии, «дерево целей»).
Интуитивные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Причем индивидуальные экспертные оценки основаны на обобщении мнений отдельных экспертов, выраженных независимо друг от друга. К ним относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания сценария. Коллективные экспертные оценки базируются на получении объединенной оценки от всей группы специалистов-экспертов, выработанной при непосредственном контакте. К таким методам относятся метод Дельфи, метод «мозговой атаки», метод экспертных комиссий.
В экономическом прогнозировании применяются два принципиально отличающихся друг от друга подхода – поисковый и нормативный.
Поисковый прогноз можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых тенденций исследуемого явления или процесса, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Причем, если возможные организационные решения способны существенно видоизменить наметившиеся тенденции, от них следует абстрагироваться. Основная цель поискового прогноза состоит в том, чтобы выяснить, что может произойти, какие проблемы могут возникнуть при сохранении существующих тенденций развития.
Нормативный прогноз основан на экстраполяции от будущего к настоящему, т.е. на определении оптимального состояния изучаемого объекта на период прогнозирования с использованием средств целеполагания по заранее сформулированным критериям. При нормативном прогнозе сначала задается некоторая цель развития объекта прогнозирования, а затем определяется траектория движения прогнозируемого процесса или явления. Цель данного подхода – выявление альтернативных путей достижения оптимума.
Поисковый и нормативный прогнозы не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Как правило, поисковый прогноз составляет первый этап разработки прогнозного исследования, на котором получается сравнительная оценка возможных вариантов развития. На втором этапе осуществляется разработка нормативного прогноза, который исходит из познанных общественных закономерностей, тенденций, потребностей развития, а также формулировка программы возможных путей, мер и условий для достижения поставленных целей с привлечением необходимых ресурсов и средств.
Классификация рисков. Процесс управления рисками в логистической системе.
Классификация рисков | |
Определение уровня риска является заключительным этапом анализа инвестиций. Риск в рыночной экономике сопутствует любому управленческому решению. Особенно это относится к инвестиционным решениям, последствия принятия которых сказываютсяна деятельности предприятия в течение длительного периода времени. Выявление рисков и их учет — это часть общей системы обеспечения экономической надежности хозяйствующего субъекта. Изначальной целью эффективного функционирования экономики страны является обеспечение экономической надежности всей ее системы. Прежде всего это способность экономических и организационных решений обеспечить в определенныхпределах регулировку системы. Ее осуществляют по нескольким основным характеристикам: рентабельность, финансовая устойчивостьи требуемый уровень риска. При этом риск выступает связующим звеном между доходностью и финансовой устойчивостью каждой рассматриваемой системы, т. е. субъект хозяйствования (система) реализует свои цели при определенном уровне риска. При этом должна обеспечиваться минимизация затрат и максимизация устойчивости. Риск — это следствие возможного
наступления какого-либо Неполнота или неточность информации об условиях, связанных с исполнением отдельных плановых решений, влекут за собой определенные потери или в некоторых случаях дополнительные выгоды.Это и называется неопределенностью. Принято различать три вида неопределенности.
Риском в анализе инвестиционных проектов является вероятность наступления неблагоприятного события,а именно вероятность потери инвестируемого капитала (части капитала) или неполного получения предполагаемого дохода инвестиционного проекта. Основные причины неопределенности параметров проекта:
Неопределенность связана не только с неточным предвидением будущего, но и с тем, что параметры, относящиеся к настоящему или прошлому, неполны, неточны или на момент включения их в проектныематериалы еще не измерены. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:
В зависимости от события риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают получение отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски означают получение как положительного, так и отрицательного результата. К группе чистых рисков обычно относят следующие их виды:
По структурному признаку коммерческие риски делятся так:
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств)и подразделяются на два вида:
К рискам, связанным с покупательной способностью, относятся:
Риски, связанные с вложением капитала, — инвестиционные риски — это:
а) биржевые риски — опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т. п.; б) селективные риски — это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг (проекта) для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг (проектов) при формировании инвестиционного портфеля; в) риски банкротства — опасность в результате неправильного выбора вложения капитала полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам; г) кредитные риски, которые связаны с потерей средств из-за несоблюдения обязательств со стороныэмитента, заемщика или его поручителя. В большей степени присущи банковской деятельности. В своюочередь могут быть разделены на составляющие: депозитивный, лизинговый, факторинговый, риск невозврата кредита. С точки зрения источника возникновения риски инвестиционного проекта делятся на две группы:
Еще один классификационный признак — степень наносимого ущерба. В соответствии с ним проектные риски подразделяются на:
В зависимости от возможности уменьшения степени риска путем диверсификации риски подразделяются следующим образом:
По времени возникновения рисков инвестиционного проекта можно выделить:
а) финансово-экономические
— неустойчивость спроса, появление альтернативного
продукта, снижение цен конкурентами,
увеличение производства у конкурентов, рост налогов, неплатежеспособность
потребите б) социальные — трудности с набором квалифицированной рабочей силы, угроза забастовок, отношение местных властей, недостаточный для удержания персонала уровень оплаты труда, недостаточная квалификация кадров; в) технические — нестабильность качества сырья и материалов, новизна технологии, недостаточная надежность технологии, отсутствие резерва мощности; г) экологические — вероятность залповых выбросов, вредность производства. Все рассмотренные виды рисков в той или иной степени оказывают влияние на инвестиционные проекты. Приведенные классификации не могут быть всеобъемлющими. Они определяются целью, сформулированной классификационным признаком. Провести четкую границу между отдельными видами проектных рисков достаточно сложно. Ряд рисков находится во взаимосвязи (эти риски коррелируют), изменения в одном из них вызывают изменения в другом. В таких случаях аналитику следует руководствоваться здравым смыслом и своим пониманием проблемы. Решение по осуществлению инвестиционного проекта принимается после анализа его финансовой реализуемости и оценки эффективности проекта. В зависимости от того, какие именно значения примут эти факторы неопределенности, реализация проекта будет происходить по-разному и в разных условиях. В связи с этим говорят о различных сценариях осуществления проекта. Очевидно, что реализуемость и эффективность проекта зависят от условий его реализации. При этом неопределенность имеет место и тогда, когда известно, что проект будет реализован в разныхусловиях, но не известно, в каких именно. В отличие от неопределенности, которая является объективным понятием (если информация неполная, то она неполная для всех), понятие риска субъективно. Одно и то жеизменение условий реализации проекта один участник может оценить как существенное и (или) негативное,а другой — как несущественное и (или) позитивное. Поэтому каждый участник видит в одном и том же проекте «свои» риски. Например, для кредитора рисковым событием является непогашение кредита, а для заемщика — его неполучение или несвоевременное получение. Несмотря на потенциальную негативность последствий и потерь, вызванных наступлением того или иного рискового фактора, проектный риск тем не менее является своеобразным «двигателем прогресса», источником возможной прибыли. Таким образом, задача лица, принимающего решение, — не отказ от рисков вообще, а принятие решенияс учетом инвестиционного риска. Есть несколько этапов «введения»
риска в инвестиционный анализ. На перв На четвертом, завершающем, этапе проводится разработка мероприятий по снижению риска рассматриваемого инвестиционного проекта. Для этого необходимо вернуться на предыдущий этап анализа и сделать повторную оценку эффективности проекта с учетом намеченных мероприятий. |
Особенности и функции логистического управления При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления, ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи является входным для последующего. Результирующим материальным потоком является выходной поток последнего звена логистической цепи. Его параметры получаются в результате независимых управленческих воздействий, осуществляющихся последовательно в каждом из звеньев логистикой цепи. Поэтому с точки зрения общих целей они являются спонтанными. При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к новому объекту управления — сквозному материальному потоку. Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми. Традиционно выделяют пять функций управления организацией: планирование, организацию (организовывание), мотивацию, контроль, координацию. Логистическая система управления также может быть представлена этими функциями. Остановимся кратко на каждой из них. Выделяют оперативное и стратегическое логистическое планирование. Разработка логистической стратегии занимает центральное место в фирме наряду с корпоративной маркетинговой и производственной стратегиями и установлением миссии логистической системы. Логистическая стратегия не должна противоречить вышеуказанным стратегиям. Стратегический логистический план, как правило, разрабатывается 5— 15 лет. При выработке логистической стратегии необходимо ответить на ряд ключевых вопросов, таких как: какой тип компании мы представляем сейчас и какой тип компании мы хотим представить в будущем, кто наши потребители, какова природа внешней среды, каковы особенности нашего бизнеса, каковы альтернативные возможности развития нашего бизнеса, каковы наши сильные и слабые стороны, каковы основные стратегии организации, каковы в обозначенных условиях основные цели и задачи логистической стратегии, какой бюджет необходим для реализации стратегического логистического плана, как организовать мониторинг выполнения, стратегического плана, каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии, и т. п. Ответив на поставленные вопросы, компания накапливает фундамент для разработки логистической стратегии, которая осуществляется в четыре этапа: оценка ситуации, анализ возможностей, установление приоритетов и выполнение стратегического плана. Основными целями логистической стратегии обычно являются: уменьшение затрат, минимизация инвестиций в логистическую систему, улучшение логистического сервиса. Логистический оперативный план, как правило, носит краткосрочный характер и используется для управления повседневной деятельностью. Оперативный план представляет собой механизм достижения стратегических целей организации и обычно разрабатывается по следующим принципам: в полном соответствии со стратегическими планами; на уровне среднего звена; на период не более одного года (в большинстве случаев разбивка планов соответствует естественному делению календарного года на 12 месяцев), поэтому результаты его реализации проявляются сравнительно быстро и возможно быстрое применение мер по корректировке выявленных отклонений. Организация управления предполагает наличие определенного порядка или степени упорядоченности в логистической системе, в том числе в ее построении и функционировании. Работа любой хозяйственной организации, в частности спроектированной на принципах построения логистической системы, характеризуется различными видами связей как между работниками (подразделениями), так и между ними и руководителем. Связи как процесс реализуя в виде конкретных и общих функций управления (например, управление физическим распределением готовой продукции), а как явление — в виде структур управления. Существуют следующие основные типы структур управления (организационных структур): линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные, продуктовые и др. Каждая из перечисленных структур управления может быть присуща любой логистической системе. Однако не каждая организация, имеющая ту или иную структуру управления, может назвать себя логистической. Третья функция управления — это мотивация, которая заключается в активизации деятельности людей, участвующих в процессе продвижения и оптимизации материального потока по всем элементах логистической системы. В первую очередь, естественно, это касается персонала самой организации, производящей или реализующей материальные ценности, при этом можно использовать как экономическое, так и моральное стимулирование. Если существуют логистические услуги, которые сопутствуют продвижению материального потока к потребителю и которые реализуются специальными логистическими посредниками, то здесь также можно говорить о мотивации персонала сторонней фирмы. Однако это достаточно специфическое стимулирование, поскольку действуют, как правило, только экономические стимулы. Тем не менее, подобный факт упускать нельзя, поскольку от уровня обслуживания этих фирм зависят общее восприятие и удовлетворенность клиента результатом приобретения совокупного предложения (продукта фирмы — производителя или распространителя и сопутствующих логистических услуг, заказанных на стороне). Контроль работы логистической системы — это четвертая управленческая функция. Она заключается в количественной и качественной оценке логистической деятельности. Координация — заключительная (не по рангу, а по своей сущности) управленческая функция. Традиционно это функция обеспечения бесперебойности и непрерывности работы логистической системы. Таким образом, можно выделить две главные задачи координации в подсистеме логического сервиса — это обеспечение единства и согласованности всех стадий процесса логистического управления (планирование, организация, мотивация, контроль) и достижение согласованности в работе всех подразделений логистической системы путем установления рациональных связей между ними. 6. Организационные аспекты логистического управления Перспективный вариант построения организационной структуры предприятия характеризуется стремлением к объединению всех логистических функций и операций под единым руководством Цель этой структуры состоит в стратегическом управлении всеми товарно-материальными потоками и запасами для достижения максимальной прибыли предприятия в целом.
Принципы логистического управления При анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического управления были разработаны и апробированы следующие принципы логистического управления. Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Однако отличительной особенностью здесь является то, что оптимизируется функционирование не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом. Принцип глобальной оптимизации, предполагающий, что при оптимизации структуры или управления логистической системы необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума. Принцип тотальных затрат заключается в учете всей совокупности издержек управления материальными и сопутствующими финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи. Принцип логистической координации (интеграции) предусматривает достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы от ее начала и до конца в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в процессе реализации цели системы. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки, который заключается в том, что при анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные математические, экономико-математические, графические и другие модели. При этом обязательно применяется информационно-компьютерная поддержка. Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического управления технической, экономической, экологической, организационной, правовой, кадровой и т. п. поддержкой. Принцип TQM — всеобщего управления качеством — обеспечение высокого качества работы каждого элемента логистической системы для достижения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям. Принцип гуманизации технологических решений направлен на соответствие логистической системы экологическим, эргономическим, социальным, этическим и другим требованиям. Принцип устойчивости и адаптивности заключается в устойчивой работе логистической системы при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды и гибком приспособлении при значительных колебаниях.
Логистические издержки Для
осуществления интеграции логистики нужно
прежде всего определить схему анализа
издержек и выгод. Общие издержки — это
базовое интегральное понятие для проектирования
логистической системы (сети). Практическое
применение концепции учета издержек
по бизнес-процессам предполагает, во-первых,
выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс
подразделений, во-вторых, определение
изменения затрат, вызванного отказом
от данного бизнес-процесса. Другими словами,
должны быть определены расходы, которые
могут быть предотвращены, если данный
товар не будет изготовлен или доведен
до клиента.
Выбор варианта системы распределения для последующего внедрения.
Задача 21. Руководство вновь создаваемой компании, планирующей работать в сфере сбыта, осуществляет выбор варианта системы распределения для последующего внедрения. Им предложены два варианта системы распределения, имеющие различные характеристики.
Первый вариант:
годовые эксплуатационные затраты – 7040 у.д.е./год;
годовые транспортные затраты – 4480 у.д.е./год;
годовые затраты на аренду складского комплекса в регионе обслуживания – 32534 у.д.е. Срок окупаемости системы -7,3 года.
Второй вариант:
годовые эксплуатационные затраты – 3420 у.д.е./год;
годовые транспортные затраты – 5520 у.д.е./год;
годовые затраты по договоры с логистическим провайдером на ответственное хранение и грузопереработку – 42810 у.д.е.
Срок окупаемости системы - 7,4 года.
Провести сравнительную оценку вариантов и предложить наиболее приемлемый вариант.
Решение задачи.
1. Установим критерий выбора
варианта системы
Величину приведенных затрат определим по формуле:
З = Э + Т + К / С,
где З – приведенные годовые затраты системы распределения, у.д.е./год;
Э – годовые эксплуатационные расходы системы, у.д.е./год;
Т – годовые транспортные расходы системы, у.д.е./год;
К – капитальные вложения в строительство распределительного центра, у.д.е.;
С – срок окупаемости варианта, год.
2. Определим величину
Для первого варианта:
З1 =7040 + 4480 + 32534= 44054 у.д.е./год.
Для второго варианта:
З2 = 3420 + 5520 + 42810/7,4 = 1786,62 у.д.е./год.
3. Выбираем для реализации тот
вариант системы распределения,
который имеет минимальное
Задание 4. Найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков. (Вариант 33)
На территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Необходимо определить место расположения распределительного склада. В таблице 1 приведены координаты магазинов (в прямоугольной системе координат), в таблице 2 — грузооборот. Пользуясь приведенными в теоретических пояснениях к заданию формулами, необходимо найти координаты (Х склад, У склад) точки на местности для размещения распределительного склада.
Прежде чем приступить к расчетам, необходимо выполнить чертеж к заданию. Масштаб: одно миллиметровое деление — один километр.