Методы антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных черт антикризисного управления.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть правовые аспекты антикризисного управления;
- охарактеризовать основные черты кризисного состояния фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовые аспекты антикризисного управления……………………………...5
1.1. Основы действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности предприятий………………..………………………………..5
2. Основные черты кризисного состояния фирмы………………………….....10
2.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………………………………………………………..…….10
2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы…………………………………...…….19
2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы…………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………..………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект антикр.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Правовые аспекты антикризисного  управления……………………………...5

1.1. Основы действующего законодательства  Российской Федерации о несостоятельности  предприятий………………..………………………………..5

2. Основные черты кризисного состояния  фирмы………………………….....10

2.1. Понятия, основные факторы и  признаки кризисных явлений в  экономике предприятий………………………………………………………………..…….10

2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы…………………………………...…….19

2.3. Место антикризисного управления  в экономической стратегии фирмы…………………………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………..28

Список  использованной литературы………………………………..………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Устранение  с рынка обанкротившихся предпринимательских структур, непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Решению именно этой задачи подчинена  система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное  управление должно охватывать значительно  более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния  фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.

Таким образом, антикризисное управление - это:

- анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

- познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения слабых сигналов об угрозе приближения кризиса;

- стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

- оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

- разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

- постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

Целью данной работы является определение основных черт антикризисного управления.

В соответствии с поставленной целью  в работе предполагается решить следующие  задачи:

- рассмотреть правовые аспекты антикризисного управления;

- охарактеризовать основные черты кризисного состояния фирмы.

 

 

1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Основы  действующего законодательства  Российской Федерации о несостоятельности предприятий

 

В Российской Федерации  процедура банкротства предприятий  осуществляется в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. 

В настоящий момент наряду с Законом  РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников», Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 «О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций», распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности.

Исследование и анализ основ  действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов по несостоятельности  предприятий  позволяет сделать вывод о  достаточности учета и обобщения  в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.

В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, юридические лица или  не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются  физические и юридические лица, имеющие  имущественные требования к должнику и не являющиеся обладателями залоговых прав.

Основанием для возбуждения  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора, прокурора.

Федеральное управление подает в арбитражный  суд заявление о признании  данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно, если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Заявление должника о возбуждении  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.

Внешним признаком несостоятельности  является приостановление текущих  платежей. По истечении указанного трехмесячного срока кредиторы  предприятия-должника получают право  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании его  несостоятельным (банкротом). Для обращения  в арбитражный суд с таким  заявлением самого должника данный срок значения не имеет, поскольку должник  может заранее знать о своей  неспособности удовлетворить требования кредиторов. Для признания предприятия арбитражным судом несостоятельным (банкротом) необходимо наличие следующих признаков: превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса; неспособность предприятия обеспечить удовлетворение требований кредиторов в связи с отсутствием средств. Установление наличия этих признаков осуществляется арбитражным судом в ходе рассмотрения дела.

Под неудовлетворительной структурой баланса в Законе понимается такое  состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества  не может быть обеспечено своевременное  выполнение обязательств перед кредиторами  в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества (остаточная балансовая стоимость) может  быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

Несостоятельность (банкротство) считается  имеющей место только после признания  факта несостоятельности арбитражным  удом или после официального объявления о ней должником при его  добровольной ликвидации. Решение о  добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами и утверждается собственником.

К должнику могут быть применены  следующие процедуры:

1) реорганизационные; 

2) ликвидационные;

3) мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению  его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

Внешнее управление имуществом представляет собой процедуру, направленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Санация - это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.

К ликвидационным процедурам относятся  принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или  его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности  осуществляется в порядке конкурсного  производства специально назначаемым  лицом (конкурсным управляющим).

Мировое соглашение — процедура  достижения договоренности между должником  и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Отличительная особенность процедур, указанных в законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», заключается в том, что проведение реорганизационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению.

Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренного законом, обусловлена тем, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретного предприятия.

При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации. Естественно, Закон не предусматривает механизм финансового анализа и таким образом нет четких рамок выбора той или иной антикризисной стратегии.

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ

2.1. Понятия, основные факторы  и признаки кризисных явлений  в экономике предприятий

 

На практике можно отметить наличие  различных понятий и определений  банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; банкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельные признаки или факторы.

Информация о работе Методы антикризисного управления