Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Методы
и принципы менеджмента……………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….16
Список
литературы……………………………………………………………..18
Введение
Более
ста лет назад, когда Карл Маркс
написал свой "Капитал", понятия
менеджмент в природе не существовало.
Просто были предприятия, работающие под
руководством управляющих. Крупнейшая
в мире производственная компания -
ткацкая фабрика "Эрмен и Энгельс"
(Манчестер, Великобритания) - насчитывала
не более чем 300 рабочих и принадлежала
Фридриху Энгельсу, другу и соратнику
Маркса. На этом предприятии - одном из
самых прибыльных в то время - вообще не
было "менеджеров", лишь так называемые
"бригадиры", которые поддерживали
дисциплину среди группы своих подчиненных
- "пролетариев".
Институт
управления - или менеджмент - это
феноменальное явление в истории
человечества. Менее чем за 150 лет
он сформировался и приобрел огромный
вес и влияние, полностью преобразив
социальную и экономическую структуру
развитых стран мира. Именно по законам
менеджмента была построена глобальная
экономика и установлены новые
правила игры для стран, которые
на равных участвуют в ее развитии.
По ходу этого процесса менеджмент
и сам претерпел существенные
изменения.
Лишь немногие руководители представляют
себе истинный масштаб влияния
менеджмента на наше общество.
Многие из них напоминают Журдена,
персонажа знаменитой комедии
Мольера "Мещанин во дворянстве",
не подозревающего, что он "всю
жизнь говорит прозой". Большинство
руководителей едва ли отдают
себе отчет в том, что занимаются
(хорошо или плохо - другой вопрос)
менеджментом. Поэтому они практически
не готовы к решению чрезвычайно
сложных задач, с которыми им
придется столкнуться в ближайшем
будущем. При этом самые сложные
проблемы управления лежат вовсе
не в сфере технологии или
политики. Источники этих проблем
- внутри предприятия. Эти проблемы
порождаются успехами и достижениями
менеджмента как такового.
Не
подлежит сомнению, что основная задача
менеджмента остается неизменной -
обеспечить совместную работу людей
через единые цели и общие ценности,
сформировав наиболее подходящую структуру
организации, обеспечивая такие
условия для обучения и повышения
квалификации работников, которые позволят
им эффективно выполнять свои обязанности
и своевременно реагировать на изменения
производственной среды. Однако сущность
этой основной задачи все же изменилась,
хотя бы потому, что изменился качественный
состав рабочей силы, которой приходится
управлять: в прежние времена
основную массу рабочих составлял
малоквалифицированный персонал, тогда
как в наши дни руководителям
приходится иметь дело с высокообразованными
работниками умственного труда.
Методы
и принципы менеджмента
Понятие
и классификация методов управления
Методом
управления называется совокупность приемов,
способов осуществления целенаправленного
воздействия на производственный коллектив
и пути решения управленческих задач.
Это совокупность инструментов, приемов,
осуществления мотивации.
Методы управления отличаются, прежде
всего, мотивационной характеристикой,
определяющей направление воздействия
на объект управления. Выделяются
следующие направления воздействия.
1. Направление, ориентированное
на чувство долга, осознанную
необходимость соблюдения дисциплины
труда, подчинение своей деятельности
общим целям организации, стремление
работать в данной организации.
Такое воздействие базируется
на власти, ответственности, дисциплине
и формирует единство взглядов,
интересов и действий персонала.
Оно является прямым, непосредственным
и не способно полностью мобилизовать
творческую активность коллектива.
2. Воздействие на материальные
интересы, при использовании материальной
мотивации. Здесь применяются
как материальное вознаграждение,
так и материальные санкции.
3. Нравственное воздействие, воздействие
на духовные интересы. Социальная
мотивация опирается на политические,
моральные, национальные, семейные,
идеологические и другие социальные
интересы. Роль этого направления
возрастает. Использование социальной
мотивации отличается сложностью
и большей неопределенностью
конечного эффекта по сравнению
с другими направлениями воздействия.
Классификация методов управления
по их мотивационным характеристикам
включает три группы методов.
Первая группа - это организационно-распорядительные
или административные методы
управления. Они ориентированы на первую
группу мотивов поведения людей в организации.
Их отличает прямой характер воздействия.
Осуществляются данные методы в форме
приказов, распоряжений, норм, правил,
принципов, команд, регламентирующих и
административных актов. Эти методы определяют
место работников в процессе производства
и управления, их права, обязанности, ответственность,
взаимосвязи в процессе производства
и управления, координацию действий, оценку
эффективности труда. Реализация данных
методов предполагает наличие организационной
структуры с каналами прямого и обратного
воздействия. Вторая группа методов - экономические.
Они имеют косвенный характер воздействия
на объект управления, поэтому силу воздействия
и конечный эффект определить трудно.
Эти методы создают благоприятные условия
для проявления творческой активности
персонала. Данные методы объединяют все
формы материального стимулирования.
Необходимо помнить, что необоснованное
материальное вознаграждение приводит
к отрицательным результатам, снижает
общую силу воздействия. Здесь важно определить
"порог чувствительности" премиального
вознаграждения. Это минимальный размер
материального вознаграждения, побуждающий
к повышению трудовой активности. Порог
чувствительности даже у одного и того
же человека меняется под влиянием большого
числа факторов (возможность более полного
удовлетворения потребностей, характер
потребностей, затраты труда и рабочего
времени, а также состояние экономики
в целом, в частности потребительского
рынка). Третья группа - это социально-психологические
методы управления. Они основаны на использовании
социального механизма коллектива. В его
состав входят неформальные группы, роль
и статус личности, системы взаимоотношений,
социальные потребности и другие социальные
аспекты. Социально-психологические методы
прямо или косвенно направлены на повышение
творческой активности и инициативы всех
работающих в организации. Это поощрение
изобретательской и рационализаторской
деятельности, воспитание группового
самосознания коллектива, сохранение
и развитие традиций и обычаев данной
организации, установление в коллективе
благоприятной психологической атмосферы,
вовлечение работников в управление, комфортные
условия труда, обучение работников и
т.д.
Условием эффективного управления
является комплексное использование
всех трех групп методов управления.
Хотя необходимо подчеркнуть,
что повышение управленческой
культуры предполагает отказ
от широкого применения административных
методов и овладение богатым
арсеналом социально-психологических
методов управления.
Основные
методы управления
1.
Экономические методы управления
Это система приемов и способов
воздействия на исполнителей
с помощью конкретного соизмерения
затрат и результатов (материальное
стимулирование и санкции, финансирование
и кредитование, зарплата, себестоимость,
прибыль, цена). При этом следует
учесть, что кроме сугубо личных
участник процесса преследует и общественные,
и групповые цели.
В качестве основных методов
управления здесь выступает система
заработной платы и премирования,
которая должна быть максимально
связана с результатами деятельности
исполнителя. Оплату труда менеджера
целесообразно связать с результатами
его деятельности в сфере ответственности
или с результатами деятельности
всей фирмы.
2. Организационно-распорядительные
методы управления
Это методы прямого воздействия,
носящие директивный, обязательный
характер, основанные на дисциплине,
ответственности, власти, принуждении.
К числу организационных методов относят:
- организационное
проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.
При
этом не указываются конкретные лица
и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах
(приказ, распоряжение, инструктаж) указываются
конкретные исполнители и сроки
выполнения.
Организационные методы основаны
на типовых ситуациях, а распорядительные
относятся большей частью к
конкретным ситуациям. Обычно
распорядительные методы основываются
на организационных.
Сущность организационного регламентирования
состоит в установлении правил,
обязательных для выполнения
и определяющих содержание и
порядок организационной деятельности
(положение о предприятии, устав
фирмы, внутрифирменные стандарты,
положения, инструкции, правила планирования,
учета и т.д.).
Организационное нормирование включает
нормы и нормативы расходов
ресурсов в процессе деятельности
фирмы.
Регламентирование и нормирование
являются базой организационного
проектирования новых и действующих
фирм.
Распорядительные методы реализуются
в форме:
приказа, постановления, распоряжения,
инструктажа, команды, рекомендаций.
Управление производством осуществляется
на основе правовых норм, которые
касаются организационных, имущественных,
трудовых и иных отношений
в процессе производства.
3. Социально-психологические методы
управления
Поскольку участниками процесса
управления являются люди, то
социальные отношения и отражающие
их соответствующие методы управления
важны и тесно связаны с
другими методами управления.
К ним относятся: моральное поощрение,
социальное планирование, убеждение, внушение,
личный пример, регулирование межличностных
и межгрупповых отношений, создание и
поддержание морального климата в коллективе.
4.
Мотивация исполнителя
Предпосылки успешной активной
работы по исполнению заключаются
в возможностях исполнителей:
знать (информация о целевых
установках или мероприятиях, по
которым принято решение); сметь
(эти установки и мероприятия должны быть
"допустимыми" для исполнителей,
в том числе не нарушать юридических и
этических норм); мочь (исполнители должны
иметь средства для выполнения порученного);
хотеть (они должны быть мотивированы).
Под
мотивом понимают побуждение человеческого
поведения, базирующееся на субъективных
ощущениях недостатков или личных
стимулов.
Мотивационное
управление концентрируется:
на влиянии на состояние мотивации (степени
идентификации сотрудника с фирмой, формировании
его мотивов), на чувстве его собственного
достоинства (уважения как личности, сообщения
о его значении для фирмы, ожиданиях результатов
от его деятельности); на приведении мотивов
в действие (обсуждаются личные интересы
и возможности сотрудника); на усилении
мотивов; на оценке работы и аттестации
(пересмотр зарплаты, рост, дополнительные
выгоды); на удовлетворении потребностей;
на обеспечении процесса мотивации.
Хорошая работа по мотивации
сотрудников ведет:
к увеличению
оборота и прибыли, к улучшению качества
изделий; к более творческому подходу
и активности во внедрении достижений
НТП; к повышенному притоку сотрудников;
к повышению их работоспособности; к большей
сплоченности и солидарности; к уменьшению
текучести кадров; к улучшению репутации
фирмы.