Методы сбора и анализа эмпирических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще “хороших” или “плохих” методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) isu_pokhilyuk.docx

— 22.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Контрольное задание

Дисциплина: Исследование систем управления

Выполнила: Лятанбор Ю. Ю. гр. 4/507

Тема: Методы сбора и анализа эмпирических данных

При определении методов  сбора информации социолог должен принять  во внимание ряд моментов: 1) оперативность  и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко  очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще “хороших”  или “плохих” методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Методы сбора информации: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, анализ документов.

Эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между явлениями. В социальных науках наиболее часто проводят эксперимент, состоящий в сравнении двух сложных явлений, факторов, различающихся лишь тем, что на первый из них оказывают в соответствии с рабочей гипотезой определенное воздействие, а другой оставляют без изменений. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) произошло изменение, которое во второй отсутствует.

В социальной сфере проводят эксперименты, различающиеся: 1) по характеру  объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по логической структуре доказательства гипотезы. Что касается характера  экспериментальных ситуаций, то социологи  отдают предпочтение полевым экспериментам.

В полевом эксперименте условия  воздействия экспериментального фактора  близки к естественным. Полевые эксперименты бывают активно направленными и  естественными. В активно направленном эксперименте исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным последствиям, в естественном - воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.

Опросы. Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью - беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками; анкетирование - метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Тестирование - это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов - тестов.

Тест - метод психологического измерения, состоящий из серии кратких  заданий и направленный на диагностику  индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник (основан на системе заранее продуманных тщательно отработанных и проверенных относительно надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.), тест-задание (включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств) и проективный тест (заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например, чернильным пятнам.).

Наблюдение - один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль.

Как правило, социологи осуществляют наблюдения за членами исследуемой  группы, либо не вмешиваясь и не участвуя в их действиях (скрытое наблюдение), либо принимая участие в их деятельности (метод включенного наблюдения).

Анализ  документов (архивное исследование) - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов.

Методы  обработки эмпирических данных

Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов исследуемой профессиональной деятельности. Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека, а также разнообразных допустимых и недопустимых вариантах их преодоления и стратегиях поведения специалистов. Кроме этого данный метод позволяет получить сведения о профессионально важных качествах субъекта труда (личностных, психологических и психофизиологических), обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и о необходимом уровне их сформированности.

Метод сравнительного анализа. В зависимости от цели профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность субъекта труда или для установления условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и др. Так, например, для изучения причин, осложняющих адаптацию человека в профессиональной среде, необходимо осуществить сравнительный анализ разнообразной информации, собранной разными методами: а) методом изучения документации об организации трудового поста и требований, предъявляемых к исполнению работы; б) методом опроса о причинах неудовлетворенности трудом или о сложностях, возникающих на работе; в) методом каузометрии для определения готовности субъекта труда к преодолению событий, ставших для него кризисными в профессиональной деятельности; г) методом наблюдения о характере и особенностях протекания деятельности и саморегуляции состояния.

Классификация и типологизация  собранной эмпирической информации о деятельности субъекта труда. Так  же, как и в случае сравнительного анализа эмпирической информации, эта  процедура качественного анализа обусловлена целью практической задачей профессиографирования. Так, например, для составления психологической характеристики; способов и приемов исполнения технологических или нормативно заданных операций необходимо на основе пооперационного анализа их исполнения и анализа соответствующей документации о трудовом процессе сгруппировать операции по их назначению и способам исполнения на ориентировочно-познавательные, подготовительные, исполнительные и контрольные.

Так же, например, для определения  основных причин аварий, брака, ошибок и других аномальных явлений в  профессиональной деятельности субъекта труда необходимо их рассмотреть  с качественной и количественной сторон и определить, что или кто  является основной причиной их возникновения. В связи с этим осуществляется классификация этих причин на внешние (объективные), обусловленные внешними техническими или организационными причинами, и внутренние (субъектные), возникающие по вине человека.

Статистический и графический  методы анализа используются с целью  получить количественную информацию о  закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности.

Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня, и особенно на отдельных временных отрезках работы, по средним арифметическим показателям, по среднему квадратичному отклонению, средним ошибкам и ранговым корреляциям, посредством факторного анализа и др.

Графический анализ дает возможность  визуально определить те изменения, которые свойственны характеру исполнения исследуемой деятельности и,процессам, актуализируемым в ней (когнитивным, перцептивным, сенсо-моторным,, коммуникативным, эмоционально-волевым и др.). Например, по вариативности показателей времени исполнения действий или операций, сопровождающихся эмоциональными, речевыми или моторными проявлениями.

В частности, для определения  характера динамики работоспособности широко используются графики, а для сравнительного анализа характеристик функциональной структуры деятельности — диаграммы; возможны и другие формы графического изображения

 

 


Информация о работе Методы сбора и анализа эмпирических данных