Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:30, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение методов творческих совещаний.
Исходя из поставленной цели, можно определить ряд задач:
Методы творческих совещаний
Метод творческого коллективного обсуждения
Метод мозгового штурма
Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота
Метод 6-3-5
Метод морфологического анализа
Ни для кого не секрет, что именно с творческим этапом связано осуществление выдвижения идей, способов выполнения функций управления, формирование на их основе вариантов осуществления функций, предварительное рассмотрение и отбор наиболее подходящих из них.
Существуют методы, методы творческих совещаний, предусматривающие коллективное обсуждение поставленных задач группой специалистов. При этом каждый из методов во многом предполагает использование творческого потенциала участников. При проведении такого исследования использование данных методов основывается, прежде всего, на соединении творческого коллективного и индивидуального потенциала с неосознанными интуитивными способностями участников процесса, основной целью которого является выявление как можно большего числа вариантов решения поставленных задач. Этим обоснована актуальность темы контрольной работы.
Целью контрольной работы является изучение методов творческих совещаний.
Исходя из поставленной цели, можно определить ряд задач:
Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из введения, пяти разделов основной части, заключения, списка использованной литературы.
На сегодняшний день в исследовании систем управления широко используются различные методы творческого характера типа творческих совещаний. Самыми популярными являются такие методы, как:1
Особенностью этих методов является то, что в процессе совещания запрещается любая их критика. Оценка идей, выдвинутых во время совещаний, проводится обычно не на самом совещании, а в ходе их экспертизы.
Кроме указанных методов, в исследовании систем управления могут выступать деловые игры, конференции идей (где допустима критика в положительной форме, реализация идей происходит в рамках специально проводимой технологии их презентации), обмен мнениями, комиссии и так далее.
Методы творческих совещаний, как правило, подразумевают под собой коллективное обсуждение поставленных задач группой специалистов. При всем при этом, каждый из методов предусматривает использование творческого потенциала участников, включающих применение различного рода фантазий, аналогий и тому подобное. К тому же, при проведении сознательного целенаправленного изучения использование этих методов основывается на объединении творческого коллективного и индивидуального потенциала с неконтролируемыми интуитивными способностями участников процесса. Основной целью данных методов творческих совещаний является выявление как можно большего числа вариантов для решения поставленных задач.
Большинство методов творческих совещаний служит для проработки различных решений и идей, другие же остаются только основополагающей базой для дальнейшей их обработки. Используя коллективные методы творческих совещаний или их подобия, акцент на внимание на авторство идей, как правило, не делают.2
Методы творческих совещаний предназначены для выявления новых решений выполнения различных задач, особенно необычных, значительно отличающихся от стандартных в теории и практике. Необходимо чтобы используемые методы были как можно более эффективными, для этого их проводят в жизнь по особым правилам.
Особенностью рассматриваемого метода состоит в коллективном обсуждении решаемой проблемы нескольких специалистов на совещании, где идеи, озвученные одним из участников, вызывают возникновение множества новых идей у других участников, которые, в дальнейшем, порождают другие идеи, в результате чего возникает поток идей, а, как известно, чем больше идей — тем лучше. Продолжительность обсуждения длится обычно это примерно около часа, при этом, проведение подобных совещаний требует серьезного подхода.3
На такие совещания приглашаются заранее отобранные специалисты, примерно 3—15 человек, разбирающиеся в рассматриваемой проблеме. Они заранее знают о начале совещания и проблеме обсуждения. К совещанию подготавливают технические средства и материалы, необходимые для обсуждения идей.
Руководителем совещания должны быть обеспечены максимально удобные и благоприятные условия для работы и организацию в проведении обсуждения проблемы, формирует распорядок дня, поддерживает непринужденную доброжелательную и творческую атмосферу, направляя работу на выявление новых идей решения проблемы. Для этого он должен организовать использование высказанных идей.
Такие совещания проводятся тогда, когда за небольшой промежуток времени необходимо выработать наиболее эффективные решения, основывающиеся на базе новых идей.
Методом мозгового штурма называется оперативный метод решения проблемы, основой которого является стимулирования творческой активности, при котором участники обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых нереальных. Далее, из всех предложений выбирают более удачные, которые могут быть применены на практике.
Рассмотрим этапы и правила мозгового штурма
Мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Все этапы отличаются между собой организацией и правилами их проведения:4
1. Предварительным этапом является постановка проблемы. Необходимо, чтобы изначально проблема должна быть четко сформулирована. Идет отбор участников штурма, выбирают ведущего и распределяют прочие роли каждого из участников, все зависит от поставленной проблемы и способа проведения штурма.
2. Основным этапом является этап генерации идей. От него во многом зависит успех всего мероприятия. Именно поэтому необходимо соблюдать установленные правила для данного этапа:
3. Этап группировки, оценка и отбор идей. Об этом этапе часто забывают, хотя именно этот позволяет выделить наиболее важные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На данном этапе, как раз, приветствуется критика. Методами анализа и оценки идей могут выступать абсолютно различными. Успех данного этапа непосредственно зависит от того, насколько точно участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Мозговые атаки. Как правило, для проведения мозговой атаки создаются две группы:
В мозговом штурме, как правило, участвуют несколько специалистов и ведущий. В самом начале мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, которая подлежит решению. По ходу мозгового штурма каждый из участников высказывает свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём абсолютно разные.
По ходу процесса мозгового штурма, обычно, изначально решения не отличаются высокой оригинальностью, но потом, шаблонные решения исчерпываются, и постепенно у участников начинают возникать новые, необычные идеи. Ведущий фиксирует все идеи, возникшие у каждого из участников в ходе мозгового штурма.
В конце, когда все идеи высказаны, происходи их анализируют и отбирают. В итоге отбирается наиболее эффективное решение задачи.
Метод контрольных
вопросов применяется для
1. Какое новое
применение системе можно
2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать?
3. Какие возможны модификации путем изменения функций?
4. Что можно в системе увеличить?
5. Что можно в системе уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)?
6. Что можно в системе заменить?
7. Что можно
в системе преобразовать (
8. Что можно сделать в системе наоборот?
9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?5
В этих вопросах содержатся предложения по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, и так далее) для решения поставленной задачи.
Метод коллективного блокнота подразумевает под собой сочетание независимого предложения идей всем участникам рабочей группы с общей их оценкой и процессом выработки решения. Реализация метода происходит таким образом.
Все участники получают блокноты, в которых записывают своими словами без применения терминологии существо проблемы, и все данные, позволяющие ориентироваться в ней. Каждый день на протяжении месяца все участники ежедневно заносят в блокнот возникающие по рассматриваемой проблеме идеи, оценивают их и решают, какие из них могут привести к наилучшему решению задачи. В то же время формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующем этапе работы. Плюс ко всему, в блокнот записываются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, но развитие которых может послужить для нахождения нужного решения.
Осуществление систематизации заранее зафиксированных идей в блокнотах идей ведется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение уже всеми участниками группы. Выбор окончательного решения проводится методом "мозгового штурма".
Метод морфологического анализа базируется на комбинации и системном исследовании всевозможных в теории вариантов, следующих из закономерностей строения исследуемого объекта.
Суть метода заключается в том, чтобы "уйти в зону, далекую от того, что лежит на виду".
Выполнение метода предусматривает следующие этапы:6
Метод морфологического анализа представляет собой способ системного поиска решений, позволяющий получить систематический обзор всевозможных решений данной проблемы. Следует подчеркнуть, что многие из представленных решений оказываются абсолютно неприемлемыми.
Перечислим трудности, которые могут возникнуть при применении метода:7
Наиболее приемлемо применять морфологический метод при решении конструкторских задач общего плана. В ходе работы применяется информация, которая была получена при опросе специалистов, из справочников, каталогов и выставок.
Метод 6-3-5 является групповым методом творчества, изначально разработанный Берндом Рорбахом в1968 году.
Название брейнрайтинг 6-3-5 происходит процесса метода мозгового штурма, который представляет группу из шести участников, каждый из которых должен записывать по три идеи на отдельные листы бумаги каждые пять минут. Каждому из участников позволяется для стимулирования и вдохновения творческого процесса использовать идеи других участников группы. Спустя шесть раундов за тридцать минут участники группы создают примерно до 109 идей. Метод 6-3-5 можно представить еще как «письменный брейнсторминг». По три предложения записываются на лист бумаги. Каждый из участников, написав свои три идеи, передает листок другому участнику, который, в свою очередь, фиксирует свои три идеи. Эти предложения могут быть абсолютной противоположностью предыдущих, также как и мнения могут совпадать. Передавать листок с идеями необходимо 5 раз. Под этим и подразумевается название метода: шесть участников подают по три идеи каждый по пять раз. Итого выходит девяносто идей в максимально короткий промежуток времени. При спонтанной выработке идей их эффект может снижаться, а интенсивность рассуждений может быть увеличена. К плюсам данного метода можно отнести то, что поданные идеи остаются анонимными.8