Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:48, доклад
Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации.
С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.
1.4. Методы управления.
Метод управления - это совокупность (система)
управленческих приемов, способствующих
обеспечению высокой эффективности деятельности
организации.
С помощью правильного выбора метода управления
обеспечивается четкая организация процесса
управления и всей производственно-экономической
деятельности.
В практике управления успешно применяются
следующие методы управления:
. административные;
. экономические;
. коммерческие;
. социально-психологические;
. правовые;
. исследовательские
Совокупность применения методов управления
призвана обеспечить:
. целеустремленность коллектива;
. организованность;
. четкость и слаженность работы;
. оперативность и своевременность решений;
. распорядительность,
гибкость, дисциплинированность и
инициативность.
Организационные, распорядительные и
административные методы управления.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия:
> организационные воздействия,
> распорядительные воздействия,
> материальная ответственность и взыскания,
> дисциплинарная ответственность и взыскания,
> административная ответственность.
1. Организационные
воздействия основаны на
На предприятии,
где имеет место высокий
2 Распорядительные
воздействия направлены на
Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.
Указания и
инструкции являются локальным видом
организационного воздействия и
чаще всего направлены на оперативное
регулирование управленческого
процесса в короткие сроки и для
ограниченного числа
Инструктирование и координация работы — это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.
Наставление — метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.
Социально-психологические
Социально-психологическими именуются такие методы воздействия субъекта управления на объект управления — трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.
Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного и устойчивого морально- психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач.
Социально-психологические
методы управления направлены на обеспечение
социальной защищенности работников;
на повышение культуры производства;
на поощрение
Указанные аспекты социально-психологических
методов закреплены в законодательстве,
регулирующем деятельность органов внутренних
дел.
К социологическим
методам управления относятся: методы
управления социально-массовыми
Методом управления социально-массовыми процессами являются, например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.
К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально- психологический климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество и др.
К социологическим
методам управления индивидуально-личностным
поведением относятся: создание благоприятных
условий труда для работников
(оптимальная степень загруженности, ритмичность,
наличие элементов творчества в труде
и др.); формирование оптимальной системы
управления
(организационной структуры, видов контроля,
наличие соответствующих должностных
инструкций и др.); надлежащая постановка
воспитательной работы; создание благоприятного
психологического климата в коллективе;
сложившиеся традиции и др. Согласно статье
35 Положения о службе в органах внутренних
дел Российской Федерации начальник органа,
наряду с высокой требовательностью к
подчиненным, обязан: создавать необходимые
условия для труда, отдыха и повышения
квалификации подчиненных; воспитывать
у подчиненных чувство ответственности
за выполнение служебных обязанностей;
обеспечивать гласность и объективность
в оценке служебной деятельности подчиненных;
уважать честь и достоинство подчиненных;
не допускать протекционизма в работе
с личным составом, преследования сотрудников
органов внутренних дел по мотивам личного
характера или за критику недостатков
в деятельности органов внутренних дел.
Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.
Изучение коллектива производится с помощью сбора и анализа социальной информации, которая представляет собой совокупность сведений о составе, потребностях и интересах работников, характере взаимоотношений, восприимчивости форм и методов стимулирования активности в коллективе органа (подразделения). Сбор информации производится с помощью социологических исследований.
При проведении социологических исследований используется определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о том или ином коллективе — объекте управления. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем и предложений граждан, периодической печати и др.), наблюдения; самонаблюдения, эксперименты и некоторые другие.
Итак, поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и
поддержание морального