Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:48, доклад

Краткое описание

Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации.
С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.4. Методы управления..docx

— 16.97 Кб (Скачать файл)

1.4. Методы управления. 
Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. 
С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности. 
В практике управления успешно применяются следующие методы управления:

. административные;

. экономические;

. коммерческие;

. социально-психологические;

. правовые;

. исследовательские 
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:

. целеустремленность  коллектива;

. организованность;

. четкость и  слаженность работы;

. оперативность  и своевременность решений;

. распорядительность, гибкость, дисциплинированность и  инициативность. 
Организационные, распорядительные и административные методы управления.

Административные  методы являются способом осуществления  управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга  и т.п. Эти методы воздействия  отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.

Различают пять основных способов административного  воздействия:

> организационные  воздействия,

> распорядительные  воздействия,

> материальная  ответственность и взыскания,

> дисциплинарная  ответственность и взыскания,

> административная  ответственность.

1. Организационные  воздействия основаны на подготовке  и утверждении внутренних нормативных  документов, регламентирующих деятельность  персонала конкретного предприятия.  К ним относятся устав предприятия  или организации, коллективный  договор между администрацией  и трудовым коллективом, Правила  внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия,  положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников  и организация рабочих мест. Эти  документы (кроме устава) могут  оформляться в виде стандартов  предприятия и обязательно вводятся  в действие приказом руководителя  предприятия. Эти документы обязательны  для всех сотрудников, и их  несоблюдение влечёт за собой  применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов  управления, и высокая трудовая и  исполнительская дисциплина, значительно  снижается надобность в применении распорядительных воздействий.

2 Распорядительные  воздействия направлены на достижение  поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных  документов или поддержание системы  управления предприятием в заданных  параметрах путём прямого административного  регулирования. Наиболее категоричной  формой распорядительного воздействия  является приказ. Он обязывает  подчинённых точно выполнить  принятое решение в установленные  сроки, а его неисполнение влечёт  за собой соответствующую санкцию  (наказание).

Распоряжение  выступает в качестве второго  основного вида распорядительного  воздействия. Оно обязательно для  исполнения в пределах конкретной функции  управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа  заключается в том, что оно  не охватывает все функции предприятия  и обычно подписывается заместителями  руководителя предприятия.

Указания и  инструкции являются локальным видом  организационного воздействия и  чаще всего направлены на оперативное  регулирование управленческого  процесса в короткие сроки и для  ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются  в чётком контроле исполнения или  должны быть основой высокого доверия  в схеме отношений "руководитель-подчинённый".

Инструктирование  и координация работы — это  методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление —  метод однократного применения со стороны  руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

 
Социально-психологические методы.

Социально-психологическими именуются такие методы воздействия субъекта управления на объект управления — трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические  методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов  благоприятного и устойчивого морально- психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач.

Социально-психологические  методы управления направлены на обеспечение  социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной  и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы  обслуживания; на улучшение жилищных условий; на укрепление здоровья, возрастание  значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье и др. 
Указанные аспекты социально-психологических методов закреплены в законодательстве, регулирующем деятельность органов внутренних дел.

К социологическим  методам управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами; методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями  и процессами; методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методом управления социально-массовыми процессами являются, например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение  кадров, закрепление кадров, повышение  престижа профессий и др.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся  социальное планирование развития коллектива, методы повышения социальной и групповой  активности, преемственность славных  традиций и др. Благоприятный социально- психологический климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим  методам управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных  условий труда для работников 
(оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления 
(организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др. Согласно статье 35 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации начальник органа, наряду с высокой требовательностью к подчиненным, обязан: создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и достоинство подчиненных; не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.

Применение социологических  методов управления может быть эффективным  только в том случае, когда имеется  полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные  тенденции в развитии коллектива.

Изучение коллектива производится с помощью сбора  и анализа социальной информации, которая представляет собой совокупность сведений о составе, потребностях и  интересах работников, характере  взаимоотношений, восприимчивости  форм и методов стимулирования активности в коллективе органа (подразделения). Сбор информации производится с помощью  социологических исследований.

При проведении социологических исследований используется определенный набор технических  средств и приемов, форм сбора  и обработки социальной информации о том или ином коллективе —  объекте управления. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем и предложений граждан, периодической печати и др.), наблюдения; самонаблюдения, эксперименты и некоторые другие.

Итак, поскольку  участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и  отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны  с другими методами управления.

К ним относятся:

- моральное поощрение,

- социальное  планирование,

- убеждение,

- внушение,

- личный пример,

- регулирование  межличностных и межгрупповых  отношений,

- создание и  поддержание морального климата  в коллективе.

 

Информация о работе Методы управления