Механизм управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование механизма управления как фактора социальной динамики.
Объект исследования: отношения в области управления.
Предмет исследования: научная литература, учебные материалы в области механизма управления.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность, структуру и типологию управления.
Дать характеристику механизму управления.
Раскрыть особенности организации управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 4
2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ 10
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Механизм управления _курсовая.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ 4

2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ 10

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На  определенном этапе развития общества возникает потребность в его  специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного  производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Управление, существующее тысячелетия, не является стереотипной, инертной системой, имеющей аналоги, – оно постоянно претерпевает радикальные изменения и находится сегодня в стадии становления, апробирования его различных моделей.

Цель  исследования: исследование механизма управления как фактора социальной динамики.

Объект  исследования: отношения в области  управления.

Предмет исследования: научная литература, учебные материалы в области механизма управления.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть сущность, структуру и типологию управления.
  2. Дать характеристику механизму управления.
  3. Раскрыть особенности организации управления.

Для решения данных вопросов и достижения цели исследования, будут использоваться как общие методы научного исследования,  так и специальные. В качестве основных методов автор использовал метод теоретического анализа и сравнительно-правовой метод.

1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Управление  – это особое проявление сознания, воли и устремлений людей, выражающееся в создании соответствующего социального  института – системно организованной совокупности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности. Управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной и  целенаправленной деятельности людей [11, с. 184].

Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее божественной власти. Затем  стали возникать и осознаваться другие проявления социального управления. Если раньше человек подчинялся лишь своим инстинктам, то со временем он все больше испытывал влияние  своеобразной управляющей силы, становился социально организованным, а значит, возникала возможность подчинить  общим правилам поведения (управлять) все большее количество людей. Эта  возможность становилась реальностью  благодаря формированию все более  и более сложных социальных механизмов управления.

В литературе выделяют несколько подходов к определению понятия «организационная структура управления». Во-первых, организационная  структура - это состав и соподчиненность  взаимосвязанных звеньев управления [8, с. 212]. Во-вторых, организационная  структура управления - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей [16, с. 86]. Достаточно удачным, на наш взгляд, является определение организационной структуры управления, которое дает Мильнер Б. З. С его точки зрения, организационная структура управления определяется как «форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей». С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Таким образом, организационную структуру  управления можно определить как  взаимосвязь и соподчиненность  самостоятельных управленческих подразделений  и отдельных должностей, выполняющих  функции управления. Данная структура  определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура  должна обеспечивать устойчивость связей между элементам управления и надежность функционирования системы в целом.

Ключевыми понятиями структуры  управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной  структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в  которых занято определенное количество специалистов, выполняющих свои обязанности. Выделим два направления специализации  элементов организационной структуры  управления:

- в зависимости от состава  структурных подразделений организации  вычленяются звенья структуры  управления, осуществляющие маркетинг,  менеджмент производства, научно-технического  прогресса и т.п.

- исходя из характера общих  функций, выполняемых в процессе  управления, формируются органы, занимающиеся  планированием, организацией, мотивацией  и контролем.

Отдельным подразделением, выполняющим  часть функций управления или совокупность данных функций является звено управления. К звеньям управления следует относить руководителей и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности структурных подразделений. Отношения между звеньями поддерживаются благодаря связям и коммуникациям [9, с. 201].

Организационная структура, включает в себя две взаимосвязанных структуры:

- производственная структура, развернутая  по горизонтали;

- структура органов управления, развернутая по вертикали.

Производственная структура организации  может быть определена как определенным образом упорядоченное взаимодействие основных и вспомогательных подразделений  организации, направленное на достижении организационных целей.

Реальное состояние производственной структуры организации определяется, прежде всего, ее производственным профилем, размером и особенностями основных и вспомогательных технологических  процессов.

Высший уровень управления организацией может быть представлен Советом  учредителей, генеральным директором и его непосредственными заместителями. Эту часть организации принято  называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и  конечным продуктом управляющей  части является информация. Этот уровень  управления вырабатывает политику организации  и обеспечивает ее практическую реализацию.

Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение  более детально разработанных задач  до подразделений и их своевременное  исполнение. Специалисты, входящие в  эту группу, имеют, как правило, широкий  круг обязанностей и обладают большой  свободой принятия решений. Это руководители отделений, начальники корпусов, цехов, функциональных отделов. Низший уровень  управления представлен младшими руководителями. Руководители младшего звена осуществляют непосредственное руководство рядовыми работниками, уже не имеющими никого в своем подчинении. Это могут быть бригадиры, мастера, начальники бюро, лабораторий. Задача этого уровня управления - довести конкретные задания до непосредственных исполнителей и обеспечить выполнение этих заданий. Рассмотрим отношения между элементами структуры управления. Отношения между элементами структуры управления принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные отношения носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные отношения - это отношения подчинения (властные отношения внутри организации). Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Факторы, влияющие на функционирование организационной структуры

 

 


 

Рассмотрим детальную классификацию  элементов структуры управления, которая позволяет проводить  диагностический анализ структуры  управления и строить на ее основе организационную структуру предприятия (рис. 1.2):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 Классификация структуры управления


2. Организационная структура - это  состав и соподчиненность взаимосвязанных  звеньев управления.

2. Функциональная структура отражает  разделение управленческих функций  между руководством и отдельными  подразделениями.

3. Штатная структура определяет  состав подразделений и перечень  должностей, размеры должностных  окладов и фонд заработной  платы.

4. Социальная структура характеризует  трудовой коллектив по социальным  показателям (пол, возраст, профессия  и квалификация, национальность, образование  и др.).

5. Ролевая структура характеризует  коллектив по участию в творческом  процессе на производстве, коммуникационным  и поведенческим ролям.

Наибольшую значимость имеет организационная  структура. Современный менеджмент рассматривает в первую очередь  организации двух типов – бюрократическую (механистическую) и органическую. Для  бюрократических организаций характерны иерархические структуры, которые  могут быть: линейными, функциональными, линейно - функциональными, дивизиональными. Построение организационной структуры – это размещение на схеме подразделений по уровням и функциям управления с показом взаимосвязей.

 

 

2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Работники аппарата управления помимо профессиональных знаний и навыков  обладают также личностными качествами, что находит свое отражение в  стиле управления (руководства). Под стилем понимается совокупность характерных способов воздействия руководителей на подчиненных. В стиле сочетаются требования к подчиненным по достижению производственных результатов с заботой о них. В нем также отражаются национальные особенности, традиции, которые нельзя не учитывать в управлении. Государственная собственность породила специфический командный или авторитарный стиль управления, который совершенно неуместен в рыночной экономике. Рыночные хозяйствующие субъекты, основанные на частной, коллективной и смешанной формах собственности, предполагают одновременное участие в управлении значительного числа собственников и наемных менеджеров и требуют формирования у руководителей принципиально иного коллективного стиля управления. Такие руководители должны пользоваться всеми стилями, методами и способами влияния на людей.

Управленческая деятельность включает разнообразный спектр выполняемых работ, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития производства, более полного и рационального использования производственных ресурсов, лучшей организации труда.

Цель такой деятельности — повышение  эффективности производства и укрепление конкурентоспособности продукции. Для этого работникам аппарата управления приходится решать взаимоисключающие задачи:

- повышать гибкость производства  и быстро менять ассортимент  изделий;

- оперативно внедрять новую  технику и технологию и иметь  минимум запасов готовой продукции, незавершенного производства и комплектующих изделий;

- повышать качество продукции,  организовывать послепродажный  сервис, оказывать дополнительные  фирменные услуги и постоянно снижать издержки производства.

Чтобы успешно решать эти и другие задачи, работники аппарата управления должны иметь соответствующие средства и методы, совокупность которых составляет механизм управления.

Таким образом, под механизмом управления понимается внутреннее устройство системы  управления. В общем виде в механизм управления входят:

- аппарат выработки целей и  задач управления производством;

- средства реализации законов  и принципов управления;

- система функций и методов  управления.

Выделенные компоненты характеризуют  содержательную сторюну механизма управления. Однако применение системного подхода к исследованию структуры механизма управления исходит из того, что специфика объекта не исчерпывается особенностями его элементов, а связана прежде всего с характером взаимоотношений между его элементами. Все названные компоненты механизма управления имеют тесные взаимообусловливающие связи.

Логика этой связи следующая: законы порождают принципы управления: принципы, в свою очередь, — цели и задачи управления; цели и задачи определяют функции и методы управления; все  остальные параметры системы  управления, включая стиль и обеспечивающие процесс управления средства, зависят от функций и методов.

 

 

 

 

 

 

 

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Составляющие организационного механизма  управления (структурные, организационно-административные, информационные механизмы) обладают свойством  комплексности воздействия, поскольку, будучи организационными по основному  характеру их воздействия, они носят  одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в  силу этого имеют сильные взаимосвязи  с последними.

Для низового (предприятие) и среднего (корпорация) уровней организации  производства и управления характерен следующий состав структурных механизмов развития: механизм гибкой перестройки  системы целей (выделение приоритетов), механизм усиления организационного потенциала предприятий и корпораций за счет рационализации структуры организации (структурной перестройки) и механизм взаимодействия и взаимопроникновения  субъектов хозяйствования. На региональном и межрегиональном уровнях данный состав дополняется механизмом структурной  перестройки экономики.

Информация о работе Механизм управления