Модификация экономической системы и внутреннего строения фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:44, доклад

Краткое описание

Модификация экономической системы и внутреннего строения фирмы, переход от индустриальной к информационной экономике происходят параллельно с развитием терминологии экономической науки. В отношении теории фирмы наметился переход от известного термина «организационная структура» к более расплывчатому и общему – «организационный дизайн (архитектура. Если об организационной структуре написано много, то «организационный дизайн» – новое понятие для экономической литературы, по крайней мере для российской.

Вложенные файлы: 1 файл

понятие орг .дизайна.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Модификация экономической  системы и внутреннего строения фирмы, переход от индустриальной к  информационной экономике происходят параллельно с развитием терминологии экономической науки. В отношении  теории фирмы наметился переход  от известного термина «организационная структура» к более расплывчатому и общему – «организационный дизайн (архитектура. Если об организационной структуре написано много, то «организационный дизайн» – новое понятие для экономической литературы, по крайней мере для российской.

Западная экономическая мысль использует термин «организационный дизайн» еще с середины прошлого века. Разработкой данной проблемы занимались такие исследователи, как П. Лоренс и Дж. Лорш (1967 г.), А. Райс, Дж. Томпсон, П. Блау и Р. Шоенхерр (1971), Дж. Чайлд и Р. Мэнсфилд, Дж. Хейдж и М. Айкен, Дж. Гелбрейт, Д. Надлер и М. Тушман, М. Мише и др. У нас же пока исследователю предлагается только одна книга, в которой используется данный термин [Борисова]. На сайтах российских консалтинговых компаний можно увидеть предложения услуг по организационному дизайну. Однако под организационным дизайном понимают расстановку сотрудников в соответствии со структурой фирмы и написание должностных инструкций1. По своей сущности организационный дизайн представляет собой развитие организационной структуры применительно к условиям информационной, постиндустриальной экономики. Исследователи связывают появление информационной экономики с тем, что на уровне фирмы наблюдается «взаимопроникновение административно-бюрократических и рыночных экономических связей» [3, с.24]. Все чаще используется потенциал предпринимательства через создание организации с внутренним рынком [2]. Иными словами, внутреннее строение, приспосабливаясь к новым условиям, практически переходит от жесткой структуризации к деструктуризации, и в экономической теории появляется новый термин для такой «деструктурированной структуры» – организационный дизайн.

Рассмотрим появление двух терминов, обозначающих внутреннее организационное  строение в индустриальной и информационной экономической системе, через три определяющих фактора: фактор успешности фирмы, технологии обработки информации и поддерживающие научные концепции (см. табл.1). Таблица 1 Факторы, лежащие в основе различия организационной структуры и организационного дизайна

Если на рубеже XIX–XX вв. успех фирмы  характеризовался способностью координировать и контролировать крупные инвестиции и корпорации, то на рубеже XX–XXI вв. фирма стремится к высокой скорости работы, ориентации на клиента, инновационному характеру деятельности. Технологии обработки информации в индустриальной экономике – пишущая машинка, копировальная бумага, картотеки – дали возможность собирать, структурировать и восстанавливать в случае потери письменную информацию. В информационной экономике такими технологиями стали, во-первых, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии, позволяющие быстро распространять информацию одновременно всем сотрудникам фирмы, и, во-вторых, команды как основной структурообразующий элемент фирмы. Использование коллективного знания, навыков и креативности членов команды позволяет выполнять одновременно несколько задач вместо одной, выполняемой каждым отдельным сотрудником на своем функциональном месте и уровне иерархии. И наконец, дополнительные поддерживающие научные концепции: в эру индустриализма концепция научного менеджмента твердо закрепила за фирмами строение в виде бюрократической организационной структуры с четко определенными должностными обязанностями, жесткой иерархией и функциональными областями. В постиндустриальном обществе концепция лидерства, постоянного обучения, новые технологии оценки и премирования персонала на базе знаний и вклада в работу команды стимулировали появление нового типа организационного строения – гибкого дизайна, размывающего границы между структурными единицами и функционирующего на базе полуавтономных команд. Оба термина – и организационная структура, и организационный дизайн – характеризуют строение фирмы, связанное с движением информации, распределением функций и принятием решений, и объединяются понятием «внутреннее организационное строение».

Организационная структура  – это своеобразный жесткий каркас, который был необходим в индустриальную эпоху для организации деятельности и обеспечения своевременного и качественного выполнения задач. Организационный дизайн – строение гибкое, необходимое для обеспечения скорости реакции на рыночные изменения. Структура возникает в связи с необходимостью разделения и кооперации сложного и многогранного процесса труда (то, о чем писал сотни лет назад еще А. Смит, приводя в пример булавочное производство), а дизайн – в связи с необходимостью объединения уникальных знаний и навыков работников как ключевой компетенции фирмы. Организационная структура представляет собой логическое взаимоотношение уровней иерархии и функциональных областей, четко упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование фирмы как единого целого. Дизайн же – это размытое, нечеткое строение, основанное на свободном движении информации, минуя уровни иерархии и не учитывая функционального деления, которое, однако, также обеспечивает работу фирмы как единой системы. Разделение работников на группы происходит в соответствии с их знаниями и навыками для решения конкретных, возникших в данный момент времени задач. Элементами организационной структуры являются отдельные работники, иерархические звенья, а также зачастую внешние субъекты (потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, государственные органы). Элементы же организационного дизайна – временные группы людей в виде команд, проектных групп, объединений вокруг лидеров и т.п.

Таблица 2 Отличительные  характеристики организационной структуры  и организационного дизайна

Таким образом, термин «организационная структура» на самом деле больше подходит именно для бюрократических организаций, построенных по иерархическому принципу и успешно действовавших до наступления постиндустриальной эры. Термин же «организационный дизайн (архитектура)», указывающий на принадлежность к искусству управления, относится именно к гибким фирмам, в которых не столь важно соблюсти четкую расстановку сотрудников, сколько добиться синергетического эффекта от их взаимодействия через особые механизмы (лидерство, информационные технологии, методы управления знаниями, неформальные команды и т.д.). А такие механизмы – достижение именно информационной экономики, причем зачастую именно эти механизмы, надстроенные над формальным внутренним строением, дают конкурентное преимущество фирме.

Кроме рассмотренной  выше статической трактовки термина «организационный дизайн» стоит упомянуть и о его динамической составляющей. В западной экономической теории «дизайн организации в теории организации располагается между описаниями моделей организационного поведения и предписаниями по его модификации и совершенствованию и признан важным направлением в научной деятельности и практическим, легким в использовании инструментом управления предприятиями» [4, с.11]. В русскоязычной литературе при описании процесса упорядочивания внутренней работы фирмы речь чаще идет о проектировании организации или создании организационной структуры; о дизайне практически ничего не упоминается. Термин «дизайн», в отличие от структурирования, указывает на сложность и творческую подоплеку процесса оптимизации внутреннего строения фирмы в информационной экономике, в котором сходятся воедино наука и искусство. Научная сторона практической реализации процесса организационного дизайна выражается в построении некого трафарета (матрицы, оболочки, сети и т.п.), а творческая – в заполнении этого трафарета индивидуальным, целесообразным только в данной ситуации и свойственным исключительно данной фирме содержанием в виде сотрудников, технологий, процедур взаимодействия и бизнес-процессов. Если для организационных структур существуют универсальные принципы их формирования, то для дизайна такие принципы сформулировать крайне сложно, поскольку каждый организационный дизайн, по сути, индивидуален.

Таким образом, в экономической  литературе для описания возникающих  на практике новых типов внутреннего строения фирм целесообразно использовать новый термин – организационный дизайн, ибо назвать деструктурированные организации, в которых преобладают рыночные способы координации и горизонтальные связи, полноценными структурами уже невозможно. Рассмотрев термин «организационный дизайн» со статической и динамической точек зрения, можно сказать, что его роль в информационной экономике такая же, как роль организационной структуры – в индустриальной.

 

Литература 
1. Борисова Л.Г. Организационный дизайн: современные концепции управления. — М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Дело, 2003. — 398 с. 
2. Организация будущего. [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Биржа труда» от 21.02.2000: www.km.ru/magazin. 
3. Цветаев В.М. Место и функции власти в экономических системах //Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 1993. Вып. 3 (№19). — С.19–27. 
4. Шагурина М.А. Дизайн эффективной организации: взгляды и подходы. — М.: Макс-Пресс, 2002. — 20 с.  

 

 

Министерство образования и  науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра технологий социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие организационного дизайна

Доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Илтубаева Л.С.

501 гр,

 

 

Проверила:

Королева Светлана Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013


Информация о работе Модификация экономической системы и внутреннего строения фирмы