Мотивационные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Мотив – сложное интегральное психологическое образование. В качестве мотива рассматривались самые различные психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леоньев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа).

Вложенные файлы: 1 файл

лекция.docx

— 15.68 Кб (Скачать файл)

1)Исходным для объяснения активности человека является понятие потребности. Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Существуют различные классификации  потребностей человека. А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека:

· физиологические потребности

· потребности в безопасности

· потребности в любви и признании  у других людей

· потребности самоуважения

· потребности самоактуализации.

Мотив – сложное интегральное психологическое образование. В качестве мотива рассматривались самые различные психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леоньев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа).

Структура каждого конкретного  мотива выступает как основания  действия, поступка человека. В структуре мотива Е.П. Ильин выделяет 3 блока:

· потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности;

· блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценку своих возможностей, оценку своего состояния в данный момент, учет условий, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;

· целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребностей.

Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива. Сила мотива – показатель непреодолимого стремления личности, которое оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Устойчивость - наличие мотива во всех основных видах деятельности человека, сохранение его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, сохранение его во времени.

Функции мотива: побуждающая, направляющая, регулирующая.

 

 

 

 

 

 

 

2) Мотивационные образования – результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (И.П. Ильин). К мотивационным образованиям относят:

· Мотивационные установки - запланированное, но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации. Ее отличительными чертами отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения;

· Влечение – органическая потребность, отраженная в органической чувствительности. Это одна из форм проявления потребности, начальный этап в ее осознании. По мере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание;

· Хотение – устремленность субъекта на овладение предметом желания, т.е. на достижение цели;

· Интересы личности – особая психологическая потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанной цели;

Мотивационные свойства личности – закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов. К мотивационным свойствам относят:

· Уровень притязаний – определяется степень достижения субъектом целей, которые он сам ставит перед собой и стремится достичь. Уровень притязаний побуждает активность субъекта, с ним связана его самооценка, он обуславливает не только поведение, но и влияет на формирование характера.

· Мотив достижения – устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата, желание выполнить работу хорошо и быстро.

· Мотив аффиляции – стремление человека быть в обществе других людей. Положительно связан со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, с желанием самоутверждения.

· Мотив власти - стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.

Р. Мейли к мотивационным свойствам личности относит, тревожность, агрессивность и сопротивляемость фрустрации.

3) В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик традиционно выделяют ее направленность. С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач, т.е. направленность личности связана с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру. Эта система детерминирует поведение и деятельность человека, организует его активность. От направленности личности зависит ее облик в социальном плане и то, какими именно нормами и критериями она руководствуется. Эти функции направленности личности делают ее одной из ведущих личностных характеристик.

Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание и динамический компонент (так называемое «напряжение», связанное с источником направленности).

Содержательную сторону направленности и отношения к окружающему  миру, к другим людям и к самой  себе обусловливает система ценностных ориентаций. Понятие “ценностные ориентации” происходит от французского “orientation” и в буквальном переводе означает “установка”. В психологическом словаре ценностные ориентации определяются как: “... способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы. Формирование ценностных ориентаций как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста.


Информация о работе Мотивационные образования