Мотивация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Посреди комплекса проблем менеджмента особую роль играет совершенствование управления персоналом компании. Задачей этой области менеджмента является увеличение эффективности производства за счет разностороннего развития и разумного эксплуатации творческих сил человека, увеличение уровня его квалификации, ответственности, компетентности, инициативы. Мотивация усилий включает немало составляющих. Посреди них: кадровая политика, взаимоотношения внутри коллектива, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, и стимуляция и мотивация работников.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 17.15 Кб (Скачать файл)

1.Мотивация как функция управления.

Посреди комплекса проблем  менеджмента особую роль играет совершенствование  управления персоналом компании. Задачей  этой области менеджмента является увеличение эффективности производства за счет разностороннего развития и  разумного эксплуатации творческих сил человека, увеличение уровня его  квалификации, ответственности, компетентности, инициативы.

Мотивация усилий включает немало составляющих. Посреди них: кадровая политика, взаимоотношения внутри коллектива, социально-психологические аспекты  управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения  производительности, путей роста  творческой инициативы, и стимуляция и мотивация работников.

Основные задачи мотивации:

• создание у каждого  сотрудника понимания сущности и  значения мотивации в ходе усилий;

• обучение персонала и  руководящего состава психологическим  основам общения с коллегами;

• создание у каждого  руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Хотя, для решения таких  задач необходим разбор следующих  явлений:

• процесса мотивации в  организациях

• групповой и индивидуальной мотивации, если таковая есть в зависимости  м/у ними

• изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Для решения указанных  задач используются разные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

Наиболее первым и максимально  распространенным методом был способ наказания и поощрения. Этот способ использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал достаточно долго в условиях административно-командной  системы. Постепенно он трансформировался  в систему административных и  экономических санкций и стимулив.Такий  способ был эффективен при повторяющихся  рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), и  в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и содержание.

С повышением роли человеческого  фактора возникли психологические  методы мотивации. В основе таких  методов лежит утверждение, что  основным фактором, модифицирует, являются не только лишь материальные стимулы, но еще и нематериальные мотивы, подобные, как самоуважение, признание  с позиции окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой  и гордость собственной компанией. Подобные методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в  чем-или. Ощущение недостатка в чем-или  имеет весьма определенную цель, которая  и служит средством удовлетворения потребностей.

Изучение  потребностей человека привело к  появлению 2-х обширных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной, которые описаны ниже.

Конечно, такое рассмотрение процесса носит  довольно условный характер, так как  в реальной жизни нет настолько  четкого разграничения стадий и  нет обособленных процессов мотивации. Знание логики процесса мотивации не дает значительных достоинств в управлении этим процессом

Немаловажным  фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности  инициируют его. Хотя сами потребности  располагаются м/у собою в сложном  динамическом взаимодействии, чаще всего  противореча друг другу или же, наоборот, усиливая действия отдельных  потребностей - при этом составной этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов по этой причине даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные перемены в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором который делает мотивационный  процесс каждого конкретного  человека уникальным и не на сто % предсказуемым, является отличие инновационных  структур отдельных людей, разная степень  влияния одинаковых мотивов на разных людей, различная степень зависимости  действия одних мотивов от иных. У одних людей стремление к  достижению результата может оказаться  весьма сильным, у иных же оно может  оказаться сравнительно слабым. В  этом случае данный мотив будет по-разному  действовать на поведение людей. Возможна и иная ситуация: 2 человека имеют одинаково сильный мотив  на достижение результата. Однако в 1 этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У иного же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек  будет себя вести по-другому.

Итак, в современной философии менеджмента  мотивация, как функция управления, в основу воздействия на людей  возлагает не принуждение а мотивационные  регуляторы, построенные на учете  психологических особенностей человека.

2.Этапы развития управленческой мысли

При описании процесса развития управленческой мысли экономисты обычно выделяют следующие  этапы: бюджетно-финансовый контроль; управление на основе экстраполяции; предвидение  изменений; управление на основе гибких экстренных решений.

Развитие  управленческой мысли по первому  этапу проходило в 1900-1950 годах, когда  в компаниях получило широкое  распространение управление на основе бюджетно-финансового контроля, для  которого были характерны: внутренняя направленность отчетности и плановой информации и отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

Бюджетный контроль осуществлялся в компаниях  путем внесения поправок в объем  и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей  экономической ситуации в стране и в мире при условии сохранения основных направлений деятельности предприятия. Данная реакция на изменения  в рассматриваемый период была наиболее естественна для предприятия, однако требовала много времени на осознание  неизбежности изменений, выработку  новых правил поведения и адаптацию  к ней системы управления компанией  в целом. В условиях нарастания темпов изменений в начале 1950-х годов, такой тип управления стал просто неприемлем.

С 1951 по 1960 годы на смену этапу бюджетно-финансового  контроля пришел второй этап, характерной  чертой которого было управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль на данном этапе дополнился прогнозными  оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основе контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все  функциональные планы: производства, маркетинга, снабжения и др., которые затем  объединяются в единый финансовый план. Главная задача менеджера состояла в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.

Третий  этап развития управленской мысли происходил в период 1961-1980 годов и представлен  в литературе как управление на основе предвидения изменений и определения  реакции на них путем выработки  соответствующей стратегии. Для  данного этапа характерны: отход  от экстраполяции оценок; учет изменчивости факторов деятельности; анализ внутренних возможностей предприятия и внешних  факторов; поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей с учетом внешних ограничений  и соответствия имеющихся резервов требованиям внешней среды и  альтернативность решений.

Четвертый этап, с начала 1980-х годов и  по настоящее время, получил название управления на основе гибких экстренных решений или управления в условиях, когда многие важные задачи возникают  настолько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть. Отличительными чертами такой системы управления стали: акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий; децентрализация и демократизация управления; рост значимости интуиции и усиление качественного подхода  в оценках; рассмотрение предприятия  как субъекта активного воздействия  на среду; использование стратегии  в качестве основного инструмента  управления развитием предприятия.

Третий  этап развития управления в настоящее  время иначе называют стратегическим планированием, а четвертый –  стратегическим управлением в реальном масштабе времени. Сочетание последних  двух видов управления все чаще используется и на отечественных предприятиях. Стратегическое планирование заменяет собой долгосрочное планирование и  является периодическим управлением. Управление в реальном масштабе времени  призвано помочь руководителям предприятий  грамотно реагировать на неожиданные  безотлагательные изменения во внешней  и внутренней среде организации.

 

 


Информация о работе Мотивация как функция управления