Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:01, контрольная работа
На современном этапе сильно и повсеместно поменялось отношение к самой первой производительной силе общества – труду человека. Роль людей в процессе экономического развития постоянно увеличивается. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Происходят изменения в ценностной и мотивационной структурах, то есть в осознании людьми того, для чего им необходимо жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно другие мотивы и ценности, чем экономика социалистического общества.
Введение…………………………………………………………………….... 3
1. Теоретическая часть:
Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду………………………………………….. 4
2. Практическая часть…………………………………………………… 13
Заключение ………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы………………………………………. 16
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ) |
FINANCIAL UNIVERSITY AT GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (FINUNIVERSITY) |
Уфимский филиал Финуниверситета
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
вариант 10
Исполнитель: |
Шакирьянова Э.И. |
Специальность |
Менеджмент |
Группа |
14БМ 1гр. |
Номер зачетной книжки: |
100.28/120397 |
Руководитель: |
Мухамадеев Р.Р. |
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду………………………………………….. |
4 |
|
13 |
Заключение ………………………………………………… |
15 |
Список использованной литературы………………………………………. |
16 |
Введение
На современном этапе сильно и повсеместно поменялось отношение к самой первой производительной силе общества – труду человека. Роль людей в процессе экономического развития постоянно увеличивается. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Происходят изменения в ценностной и мотивационной структурах, то есть в осознании людьми того, для чего им необходимо жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно другие мотивы и ценности, чем экономика социалистического общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации, конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда.
Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду
На современном
этапе развития общества для эффективной
деятельности организации требуются
ответственные и инициативные работники,
высокоорганизованные и стремящиеся
к трудовой самореализации. Обеспечить
эти качества работника только с
помощью традиционных форм материального
стимулирования и строгого внешнего
контроля, зарплаты и наказаний невозможно.
Сотрудники, которые осознают смысл
своей деятельности и стремятся
к достижению целей организации,
могут обеспечить получение, как
собственных высоких
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что побуждает его к активной деятельности?
Итак, мотивация трудовой деятельности – система действий по активизации мотивов трудовой деятельности работников организации, для достижения целей организации.
Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Под мотивом (лат. movere — побуждать, приводить в движение) мы будем понимать психологические причины побуждающие людей к активным действиям. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Другими словами мотив - это то, что активизирует поведение либо поддерживает и направляет его.
В целом процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа.
1. Возникновение
потребности (голод, жажда,
2. Разработка стратегии
и поиск путей удовлетворения
потребностей (купить пищу или
пообедать в кафе, познакомиться
с тем, кто вызвал интерес
и симпатию или загасить
3. Определение тактики
деятельности и поэтапное
4. Удовлетворение
потребности и получение
Потребности - это
нужда в чем-то, объективно необходимом
для поддержания
Различают биологические и социальные потребности. Биологические потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и/др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии. Социальные потребности - это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный – обеспечивает выживание; нормальный - поддерживает у работника способность трудится с должной отдачей; уровень роскоши – удовлетворение потребности становиться целью или средством демонстрации высокого общественного положения.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского stimulus - буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, - и имеет как раз обратное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.2
1. Принуждение. История
свидетельствует о широком
2. Материальное
поощрение. Сюда относятся
3. Моральное поощрение.
Стимулы, направленные на
4. Самоутверждение.
Внутренние движущие силы
Таким образом, задача менеджера обеспечить мотивирование, т.е. создание среды обогащенной стимулами и возможностями, в которой человек актуализирует свои мотивы, удовлетворяет свои потребности, и при этом достигаются цели организации. Изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследования поведения человека в труде дают некоторые общие объяснения мотивации и позволяют создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Первоначально теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика "кнута и пряника". "Кнутом" раньше чаще всего был страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя, короля или князя, а "пряником" выступало богатство ("полцарства") или родство с правителем ("принцесса"). Эта теория мотивации широко использована в сказках и преданиях народов мира. Политика "кнута и пряника" подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели, кстати не всегда четко формулированной правителем ("сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"). Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и др.) и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.
В содержательных теориях мотивации делается упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. В основе теорий X», «У» и «Z», описывающих типы работников, лежит отношение человека к труду. Теория «X» была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). «X», «У» и «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, менеджер должен применять различные стимулы к труду. Рассмотрим эти теории более подробно.
Ключевыми положениями теории Х являются:
• в мотивах человека преобладают биологические потребности;
• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;
• по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;
• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;
• качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.
Для данной теории естественным является применение в качестве главного стимула принуждение, а вспомогательного, материальное поощрение.
Теория «У» является антиподом теории «X» и ориентирована совсем на другую группу людей. Ключевыми положениями теории «У» являются:
• в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;
• физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;
• нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;
• внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;
• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;
• обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому;
• многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.
Модель по теории «У» отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории «У» располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик - по данным многочисленных исследований, от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.