Нематериальные методы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Стоит отметить, что слово нематериальные в названии методов не должно вводить в заблуждение. Очень многие из рассматриваемых ниже методов требуют затрат, и не малых. Суть их нематериальности состоит в том, что сотрудник напрямую не получает материальных благ или получает их как символ успеха, достижений и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Стоит отметить, что слово  нематериальные в названии методов не должно вводить в заблуждение. Очень многие из рассматриваемых ниже методов требуют затрат, и не малых. Суть их нематериальности состоит в том, что сотрудник напрямую не получает материальных благ или получает их как символ успеха, достижений и т. п.

ВИДИМЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ  ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

К видимым вознаграждениям можно отнести, например, предоставление сотруднику отдельного кабинета, оснащение рабочего места престижной мебелью и оборудованием, выделение организацией служебного (для использования в рабочих целях) или личного автомобиля, предоставление мобильной связи, места для парковки собственного автомобиля сотрудника. Эта разновидность вознаграждений близка по сути к льготам и компенсациям, но отличается тем, что в меньшей степени привязана к профессиональной деятельности сотрудника, а в большей – к его личности. Поскольку подобные вознаграждения часто используют для поощрения сотрудников, внесших большой вклад в развитие организации, то они содействуют формированию приверженности (преданности) организации.

Публичные вознаграждения, используемые в организациях, весьма разнообразны. Наиболее быстродействующим является, пожалуй, вынесение благодарности в приказе илиотправление личного благодарственного письма за достижения в работе или за участие в ликвидации форс-мажорной ситуации в организации. Дальнейшим развитием системы публичных вознаграждений является введение в организации почётных званий, например, Лучший работник месяца (квартала, полугодия, года), присваиваемых или по подразделениям и видам деятельности или по организации в целом.

Вывешивание фотографий лучших сотрудников на Доску Почёта, занесение их имён в Книгу Почёта организации также достаточно распространённая, хотя кое-где незаслуженно забытая форма публичного вознаграждения. Если организация достаточно развита, чтобы выпускать собственную корпоративную газету, целесообразно и её использовать, чтобы отметить разовые или систематические, коллективные или индивидуальные успехи сотрудников.

Встречаются и такие своеобразные формы публичного вознаграждения как  обед или посещение театра совместно  с руководителем компании.

Большинство перечисленных  публичных вознаграждений, хоть и  увязываются с успехами в работе, всё же больше нацелены, скорее, на поддержание  и развитие преданностиорганизации, чем на повышение результативности и эффективности работы.

Особой разновидностью вознаграждений являются призы за победы в соревновании и конкурсах. Соревнование практикуется, как правило, между сотрудниками или подразделениями, занимающимися продажами. Победители соревнования обычно получают и материальное вознаграждение (премию, бонус), обусловленное системой материальной мотивации. Однако разница в размерах этого вознаграждения между победителями соревнования и всеми остальными обычно не настолько велика, чтобы обеспечить тот уровень мотивации, который создаётся в ходе соревнования.

Реже встречается такая  разновидность соревнования как конкурс. Конкурс в организации может объявляться в разовом порядке. В этом случае целью конкурса может быть решение конкретной проблемы организации. Конкурс может быть и постоянно действующим, направленным на поощрение любых идей, нацеленных на развитие организации. По итогам конкурса, так же как и по итогам соревнования, обычно выплачиваются денежные премии, однако и в данном случае не они оказывают основное влияние на мотивацию сотрудников, участвующих в конкурсе. В целом, конкурс как средство мотивации способствует, в первую очередь, повышению результативности и эффективности работы сотрудников, но в определённой степени, поддерживает их преданность организации.

Привлечение к  обучению других сотрудников, наставничеству является своеобразной формой поощрения наиболее квалифицированных и опытных сотрудников, широко используемой за рубежом (особенно, в Европе и Японии). К сожалению, в России далеко не всегда и не все сотрудники воспринимают подобное поручение организации как почётное, скорее как дополнительную непрофильную функцию.

ПОДАРКИ

Ещё один из видов нематериального  поощрения (однако нередко обходящийся организации в значительные суммы) – подарки. Примером наименее затратного подарка является предоставление возможности сотруднику при необходимости иногда укорачивать рабочий день с сохранением полной оплаты. Довольно распространены в российских организациях подарки к дням рождения, юбилеям, важным событиям (свадьба, рождение ребёнка).

Более современным и уже  широко распространённым в западных компаниях является такой вид  подарков как акции компании или  опцион (право) на покупку акций компании. Обычно данный вид подарков используется для поощрения руководителей  и ключевых специалистов, ориентируя их на улучшение показателей организации, долевыми собственниками которой они  становятся при получении акций.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Ещё одним важным видом  нематериальной мотивации является социальное вознаграждение, проявляющееся, в частности, таких формах как  поздравления с юбилеями и днями  рождения. Эти виды социального вознаграждения воздействуют, прежде всего, на удержание сотрудников и воспитание их преданности. А такой приём как публичная похвала по поводу успехов в работе мотивирует сотрудников на повышение результативности работы.

На уровне повседневного  общения руководителя со своими подчинёнными социальным вознаграждением может  являться словесное или невербальное признание или похвала, просьба  высказать мнение, просьба дать совет, даже элементарная улыбка при встрече.

РЕЗЮМЕ

Нематериальные методы мотивации  персонала весьма многообразны. Они  включают в себя видимые вознаграждения, отчасти подобные льготам и компенсациям, и публичные вознаграждения: благодарности  в приказе, почётные звания и т. п. Среди публичных вознаграждений стоит особо выделить призы за победы в соревновании и конкурсах. Ещё одним важным видом нематериальной мотивации является социальное вознаграждение, проявляющееся, в частности, таких формах как поздравления с юбилеями и днями рождения.

Неотъемлемой частью системы  мотивационных факторов в любой  организации являются факторы, определяемые организацией и условиями труда  на рабочих местах сотрудников. Традиционно  наибольшее внимание уделяется условиям труда на рабочем месте. Однако современные  исследования показывают, что на мотивацию  сотрудника влияет уровень таких  характеристик работы как разнообразие навыков, однозначность рабочего задания, значимость рабочего задания, автономность, обратная связь. Наконец, всё большее  внимание организации уделяют обучению и развитию сотрудников, что помимо непосредственного влияния на улучшение  работы повышает и мотивацию сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм за трудовые успехи, изобретательство, а  также за особые условия труда (например, работа в ночь или выездные банкеты). В фонд дополнительной заработной платы  входят доплаты, надбавки, гарантийные  и компенсационные выплаты, предусмотренные  законодательством, премии за выполнение производственных заданий и функций. Например, надбавки за квалификационное мастерство, за знание иностранного языка, за повышенный разряд, поварам бригадирам за руководство бригадой; премии за выполнение и перевыполнение производственных заданий, за выполнение аккордных заданий в срок, за уменьшение простоев оборудования; вознаграждения за выслугу лет, оплата разовых работ на предприятии; оплата труда студентов во время прохождения производственной практики; оплата за работу в выходные и праздничные дни; затраты, связанные с оплатой жилья работникам предприятия и др.

Иные поощрительные и  компенсационные выплаты — это  выплаты в форме вознаграждения по итогам работы за год, премии по специальным  системам и положениям, компенсационные  и иные выплаты либо не предусмотренные  законодательством, либо превышающие  нормы, установленные законодательством. В частности, сюда относятся суммы  оплаты вынужденных отпусков по инициативе администрации с частичным сохранением  заработной платы; оплата простоя не по вине работника, выплаты работникам, которые принимали участие в  забастовках; вознаграждение по итогам работы за год; вознаграждения за разработку новых блюд, рационализаторские предложения; одноразовые поощрения, материальная помощь; выплата социальных и трудовых льгот работникам , доплаты к государственным пенсиям, оплата за обучение в учебных заведениях детей работников предприятия; стоимость путевок для лечения и отдыха или суммы компенсаций вместо путевок; суммы прибыли, направленные на приобретение акций для работников трудового коллектива; средства, направленные на выкуп имущества предприятия членами трудового коллектива, за счет средств предприятия и др.

Но необходимо отличать заработную плату от вознаграждения, предусмотренного гражданско-правовыми договорами подряда, поручения и др. Заработная плата  представляет собой оплату затрат живого труда в процессе общественного  производства, а вознаграждение по гражданско-правовым договорам —  оплату конечных результатов труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Хотим выразить  огромную благодарность администрации  и обслуживающему персоналу ресторана  "Монако", в подготовке и  проведении нашего праздника.  Всё было на очень высоком  уровне. Отдельное спасибо хотим  сказать официанту Алексею, который  обслуживал наш столик в этот  вечер. Без его внимания не  остался ни один гость нашего  вечера. Хотим пожелать процветания  и успехов вашему уютному заведению!"

 

Кленкова Ольга "Уважаемые руководители, сотрудники ресторана. В "Монако" мы пришли впервые в знаменательный для нас день - 30-летие моей сестры. Приятно провели время в компании близких людей. Нам было очень комфортно. Нам очень понравилось оформление зала, сервировка стола, внимательное отношение персонала, вкусное приготовление блюд. Обязательно станем вашими постоянными клиентами. Особую благодарность выражаем Диане, которая работала с нами на протяжении всего вечера. Очень понравилась работа Ильи. Он поёт с душой. Спасибо."

 

Виталий и Лилия "Мы, Виталий и Лилия, заказывали у вас банкет по поводу нашего бракосочетания. В связи с этим хотим выразить благодарность администратору Ольге Антоновне и официанту Олегу за шикарное ненавязчивое обслуживание (на высшем уровне!!!). Также огромная благодарность поварам, администраторам (Ольге) и всему персоналу ресторана. С уважением, Виталий и Лилия."

 

Гарина И.И. "Выражаю огромную благодарность за проведение свадьбы моих друзей. Великолепная кухня, украшение стола, зала, прекрасное обслуживание. Молодцы! Так держать!"

 

Жители Германии (сестра и мама жениха) "Выражаю благодарность за квалифицированное, вежливое, профессиональное обслуживание. Очень благодарны Елене, Олегу, Александру и всему обслуживающему персоналу. Большое спасибо!! К нашим пожеланиям присоединяются все присутствующие гости. Спасибо!!!"

 

Нижний Новгород "Вкусная еда, отличный сервис. Официантке Юлии огромное спасибо! Хорошее сочетание цена-качество."

 

"Так очень  всё вкусно...блюда такие же как на Востоке...Япония, Корея и Китай... Девушки сама любезность - только подумаешь, а уже пиво есть... МОНАКО 5+++++. PS: Девушки очень хорошие и красивые."

 

"Уважаемые Любовь Фёдоровна и Наталья! Вот уже почти как 2 года я с регулярностью вкушаю блюда - плоды вашего творчества и таланта. С огромным удовольствием я поглощаю и уху, и окрошку, и форель речную (царскую) и многие другие блюда, приносящие мне и моим друзьям радость и положительную энергетику. Сегодняшняя "мраморная говядина" также обалденна как и многие другие блюда "Монако", ставшие для меня любимыми. Спасибо вам большое. Удачи и благополучия."

 

Симаков "Прошу руководство ресторана "Монако" объявить благодарность обслуживающему персоналу, который обслуживал мероприятие, связанное с 60-летием прекрасной женщины Татьяны Алексеевны. Прекрасные блюда, которые были приготовлены на торжество вызывают восхищение и восторг со стороны посетителей - родственников. Надеюсь, что обслуживающий персонал не останется без материального вознаграждения. Спасибо! Ждём семейных торжеств в вашем ресторане."

 

"Спасибо за  вкусную японскую кухню! Особенно  понравились спайс суши!!! Благодарим  приветливый и внимательный персонал."

 

"Спасибо большое  за время, которое мы провели  в вашем ресторане. Вы молодцы  и очень весело. Кухня бесподобна!!! желаем вам процветания."



Информация о работе Нематериальные методы мотивации персонала