Общая характеристика индустриализации общества в к.XIX –н.ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 02:32, реферат

Краткое описание

В утверждении капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе, - только в 30 – 40-е гг. XIX в. Связанное с заменой ручного труда машинным, развитие капиталистической мануфактуры, как и во всех странах, прежде всего, происходило в лёгкой промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 21.54 Кб (Скачать файл)

 

Общая характеристика индустриализации общества в к.XIX –н.ХХ вв.

 

В утверждении капитализма в  России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к  началу 1880-х гг. промышленный переворот  в России начался позднее, чем  в Западной Европе, - только в 30 – 40-е  гг. XIX в. Связанное с заменой ручного труда машинным, развитие капиталистической мануфактуры, как и во всех странах, прежде всего, происходило в лёгкой промышленности.

На очереди встала следующая  задача – капиталистическая индустриализация. Однако в течение трёх десятилетий, последовавших за освобождением  крестьян, рост промышленности оставался  в целом довольно скромным (2,5 – 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьёзным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырьё  и оборудование для строительства  железных дорог. Важнейшие шаги на этом пути, связанные с именем графа  С. Ю. Витте, были сделаны с середины 90-х гг. Многие из современников сходились  в том, что как государственный  деятель Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обострённым  «чувством жизни и её потребностей». Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 гг. Он стремился  приблизительно за 10 лет догнать  в промышленном отношении более  развитые страны Европы, занять прочные  позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренного  промышленного развития он предполагал  достичь за счёт трёх основных источников накопления – привлечения иностранных  капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью жёсткой налоговой  политики и таможенной защиты промышленности от западных конкурентов.

«Открытие» России иностранным  капиталом произошло в 50-е гг. XIX в., но тогда экономика России не могла привлечь западноевропейский капитал в большом объёме, ввиду отсутствия рынка свободной рабочей силы. В пореформенную эпоху западных предпринимателей стали привлекать в России огромные сырьевые ресурсы, низкая конкуренция и дешёвая рабочая сила, обеспечивавшие высокую норму прибыли.

Обращение Витте к иностранному капиталу, естественно, привлекло к  серьёзной политической полемике, особенно в 1898 – 1899 гг., между ним и теми деловыми кругами, которые успешно сотрудничали с иностранными фирмами, с одной стороны, и их противниками, опасавшимися поставить Россию в подчинённое положение  по отношению к иностранным вкладчикам и утерять национальную независимость, - с другой. Со своей стороны, Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать запад. Стремление к индустриализации и западнические настроения шли рука об руку. Огромные темпы промышленного роста – самые высокие в мире были обусловлены тем, что Россия, приступая к индустриализации, могла использовать знания, опыт, технический персонал, технику, но в первую очередь – капиталы передовых держав. Таким образом, широкое привлечение иностранного капитала стало важнейшей характерной чертой проведения капиталистической индустриализации в России.

Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 50 – 70 гг. курс рубля снизился до 62 копеек золотом. К 1892 г. государство  находилось на грани финансового  банкротства. Финансовая реформа Витте 1897 г. по накоплению золотого фонда  позволила повысить золотое содержание рубля, в результате чего на рубеже веков он превратился в одну из устойчивых европейских валют.

Ещё одним препятствием приложению иностранного капитала служил низкий таможенный тариф, который позволял свободно ввозить товары и при  котором стимул к развитию отечественной  промышленности отсутствовал. В 1877 г. были введены «золотые» (в золотой  валюте) пошлины, что увеличило их реальную стоимость вдвое. В 1891 г. вступили в силу новые таможенные правила, запретительные для промышленных товаров  иностранного производства.

Если в западной Европе строительство  железных дорог «увенчало» индустриализацию, то в России оно послужило её исходной точкой.

О незамедлительном строительстве  железных дорог впервые заявили  в начале 60-х гг. XIX в. круги, связанные с вывозом хлеба, - помещики-экспортёры и торгово-промышленная буржуазия. В 1865 г. в России насчитывалось всего 3,7 тыс. км железных дорог (тогда как в Англии – 22 тыс. км, в США – 56 тыс. км).

За период с 1861 по 1900 гг. было построено  и введено в эксплуатацию 51,6 тыс. км железных дорог, причём 22 тыс. из них  – в течение одного десятилетия, с 1890 по 1900 гг. Железнодорожная сеть России соединила хлебные районы с промышленными, центр – с  окраинами.

К началу XX в. была создана общегосударственная сеть железных дорог, ставшая важнейшим фактором складывания единой капиталистической системы хозяйства. В Европейской России окончательно формируются 8 основных железнодорожных узлов, охватывающих важнейшие экономические районы. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное строительство железных дорог на окраинах страны – Транссибирская магистраль, Среднеазиатская и др. Железнодорожный транспорт стал важнейшей отраслью капиталистического хозяйства.

Создание в стране развитой транспортной сети позволяло нормально функционировать  крупному машинному производству, на уровне которого в России возникали  не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Рельсовые дороги связывали местные рынки в  единый внутренний рынок, что являлось показателем развития капитализма. Продвигаясь в необжитые места, они открывали новые ресурсы, ещё вчера лежащие втуне, - землю, лес, полезные ископаемые. Они позволили  России выйти на мировой рынок  в сфере зернового хозяйства.

Доходы от хлебного экспорта были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных  отраслей экономики России. Ускорение  грузоперевозок ускоряло и оборот капиталов. Главная роль в строительстве  железных дорог (70% вложенных средств) принадлежала иностранному капиталу. Таким образом, иностранный капитал  опосредованно стимулировал развитие всей российской экономики.

В пореформенные десятилетия наибольшую сложность составляла техническая  перестройка тяжёлой индустрии.

В 1861 г. были приняты Правила для  поощрения машиностроительного  дела в России, затем в правительстве  разработана новая система стимулирования роста собственного сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казённых заказах по повышенным ценам  и денежным премиях. В 1878 г. была учреждена  Особая комиссия для изучения причин, задерживающих развитие горного  и механического дела в России. Одновременно «Общество содействия русской промышленности и торговле»  внесло в правительство ходатайство  о финансовой поддержке исключительно  самостоятельных заводов, изготавливавших  стальные рельсы из металлов отечественного производства. Но результативность мер  оказалась низкой. Внутреннее потребление  машин, металла и каменного угля в 2-3 раза превосходило производство в стране, покрываясь соответствующей долей импорта, общая стоимость которого превышала гигантскую по тем временам сумму в 1 млрд. рублей серебром. Таким образом, Россия дорогой ценой расплачивалась за свою техническую отсталость.

Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии и к 1900 г. стал массовым явлением для  России. В развитии отраслей тяжёлой  промышленности – металлургической, каменноугольной, машиностро-ительной, электротехнической – его доля составила 60%. В целом же с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причём на первом месте была Франция, за ней шли Великобритания, германия, Бельгия. Результаты экономической политики Витте выглядели впечатляющими. Промышленный взлёт 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных промышленных предприятий.

В целом крупная промышленность была неравномерно распределена по территории России и сосредоточивались в  нескольких районах – Московском, Петербургском, Польском, Прибалтийском, Уральском. К концу XIX в. к ним добавились новые районы – Южный угольно-металлургический и Бакинский нефтедобывающий. Центральный регион вокруг Москвы приобрёл ещё большее значение, так же как и район вокруг Петербурга, представленные такими гигантами, как, например, Путиловский завод. Урал же, напротив, пришёл к тому времени в упадок из-за своей социальной и технической отсталости. Место Урала как ведущего промышленного района заняли Украина и юг России.

Особенностью российской промышленности было также то, что машинная индустрия  сразу создавалась здесь как  крупная и крупнейшая. Таким образом, для российской тяжёлой индустрии  была характерна гигантская концентрация производства – на 18% всех промышленных предприятий было занято более 4/5 пролетариата. К 1914 г. промышленный пролетариат в  Петербурге на 70% был сосредоточен на крупных предприятиях.

В 1866 г. европейские финансисты основали «Общество взаимного поземельного кредита», выпускавшее свои закладные  листы через крупнейшие европейские  банки, в частности банк Ротшильда. Хотя первые коммерческие банки России создавались исключительно на русские  деньги, в дальнейшем организацию  коммерческого кредита взял на себя иностранный капитал. Если в 60 – 80-е  гг. преобладает германский капитал, то в 90-е гг. можно видеть определяющее влияние, как уже сказано, французского капитала. К концу 1913 г. из 19 крупнейших банков России 11 было основано на иностранные капиталы (5 из них – на французские).

Экономический подъём в 90-е гг. был  связан и с торгово – промышленной политикой самодержавия – развитием акционерного учредительства: ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришёлся на 1899 г., когда было открыто 156 русских и 37 иностранных компаний.

К началу ХХ века Россия по объёму промышленного  производства приблизилась к Франции, а по темпам его роста – к  Германии и США. Доля России в мировом  промышленном производстве выросла  с 1,72% в 1860г. до 1,88% в 1890 г., а к 1913 г. составила 3,14%, но это не отвечало имевшимся  в её распоряжении возможностям и  современным задачам страны.

С 1870-х по 1890-е гг. внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот – в  четыре раза. Главными торговыми партнёрами России были Англия и Германия. Российский экспорт на 3/4 составляли сельскохозяйственные продукты, а импорт – главным  металл, уголь, машины, хлопок.

Увеличивается сельскохозяйственное производство. Российский хлебный экспорт  вырос в 1860 – 90-е гг. в 5 раз. В конце  XIX в. Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объёму сельскохозяйственного производства. В России соперничали два типа аграрного капитализма – «прусский» с преобладанием помещичьих хозяйств, перешедших на новые методы хозяйствования и применявших прогрессивный наёмный труд, и «американский» с доминирующими крестьянскими хозяйствами американского фермерского типа. «Американский» путь был более прогрессивным – здесь шире применялся наёмный труд, меньше расходов требовалось на содержание штата управления. К началу ХХ в. крестьяне-предприниматели давали около половины товарного хлеба страны. Опорой «американского» пути были окраины, не знавшие крепостного права, - Новороссия, Заволжье, Сибирь.

 


Информация о работе Общая характеристика индустриализации общества в к.XIX –н.ХХ вв