Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 07:29, реферат
Приемная офиса - это центр работы фирмы, ее сердце. Самый талантливый и умный руководитель не сможет справиться с работой, если плохо организована работа приемной. Главное же лицо в приемной - это секретарь. Все чаще должность секретаря даже объединяют с должностью офис-менеджера.
Организация рабочего места секретаря
Приемная офиса - это центр работы фирмы, ее сердце. Самый талантливый и умный руководитель не сможет справиться с работой, если плохо организована работа приемной. Главное же лицо в приемной - это секретарь. Все чаще должность секретаря даже объединяют с должностью офис-менеджера.
Качество работы приемной напрямую связано с грамотной организацией внутрифирменного пространства в целом и пространства приемной в частности. От того, где расположена приемная, как она оснащена, каков дизайн ее интерьеров, зависит и скорость решения вопросов и общее впечатление от фирмы у ее клиентов, заказчиков, партнеров по бизнесу.
Современный офис должен отвечать требованиям экономичности, что особенно важно при высоких ценах на офисную площадь, высокой технической оснащенности, органичного дизайна и безопасности с точки зрения как защиты информации, так и личной безопасности сотрудников фирмы. Именно поэтому вопросы организации офисного пространства сейчас волнуют всех думающих руководителей.
Большое значение имеет рациональная организация рабочего места секретаря.
Рабочее место секретаря - референта - это зона его трудовой деятельности, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей.
Общая площадь приемной, где находится секретарь - референт, должна быть в пределах 12-16 кв.м. При выборе размеров площади необходимо учитывать следующие факторы:
1) подходы к мебели и оборудованию;
2) расстановку мебели и оборудования;
3) потребность - в отдельных случаях - особых условий;
4) возможность установки вспомогательного оборудования.
Организация рабочего места - это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению. Кроме того, организация рабочего места предполагает учет антропометрических данных исполнителя и обеспечение соответствующих нормам условий труда.
Поскольку секретарь - "лицо учреждения", то и его рабочее место должно быть образцом правильной организации, показателем высокой культуры труда. Ведь от того, как выглядит рабочее место секретаря, нередко судят о работе всего учреждения.
Планировка рабочего места секретаря должна обеспечить максимальные удобства при выполнении возложенных на него обязанностей и в то же время отвечать требованиям экономии площади помещения:
- рабочее место секретаря
в приемной обычно
- в помещении приемной
должны находиться только
- мебель для посетителей должна находиться в зоне, хорошо просматриваемой секретарем, удобной для ее размещения.
Рабочее место секретаря
традиционно включает три зоны: основная,
где находится его рабочее
место (стол с приставками и необходимой
оргтехникой), зона обслуживания посетителей
и вспомогательная зона, где располагаются
шкафы, копировальный аппарат, факс
и другое вспомогательное оборудование.
Учитывая насыщенность трудового процесса
секретаря-референта
Рабочий стол секретаря должен быть расположен удобно, так, чтобы был большой обзор и секретарь видел всех входящих, сидя к ним лицом. В то же время важно, чтобы ему не надо было часто вставать за отдельными предметами. Учитывая этот фактор, к основному столу секретаря всегда ставятся дополнительные столы-приставки.
Высота рабочего стола
рекомендуется в пределах 68-73 см,
столешница должна быть твердой и
гладкой, преимущественно из дерева.
Покрытие поверхности стола должно
быть матовым (серого, зеленого, коричневого
цвета с коэффициентом
Располагать принадлежности на рабочем и приставном столах следует компактно, систематизировав по видам работ.
Важным элементом рабочего стола является внутренняя организация отделений рабочего стола, зависящая от его конструкции, вместимости, характера обрабатываемых документов. В рабочем столе также должен быть строгий порядок. Большой ящик лучше приспособить для вертикального хранения материалов, в остальных ящиках должны быть различные специальные приспособления - для карточек, малой оргтехники, канцелярских принадлежностей. Целесообразно выделить один ящик для хранения личных вещей. Все ящики должны легко выдвигаться, даже если они тяжело нагружены.
Дела и папки, хранящиеся как в столе, так и в шкафах, на полках, должны иметь яркую маркировку различной расцветки с кодовыми отметками, номерами дел по номенклатуре, что поможет быстро найти нужное дело или документ.
Может показаться преувеличением, но такой простой вид мебели, как стул, играет большую роль в организации рабочего места управленческого работника. От выбора стула в немалой степени зависит эффективность труда - неудобная поза утомляет, делает человека менее работоспособным. У секретаря - референта стул должен быть вращающимся и иметь спинку, передвигаемую в вертикальном и горизонтальном направлениях, что позволит подогнать его под любой рост. Сиденье стула должно быть слегка закругленным с краев, чтобы не затруднять кровообращение бедер, и с несколько вдавленным сиденьем в месте размещения центра тяжести. Для управленческих работников изготовляют стулья и кресла с подлокотниками, для работы на компьютере - без подлокотников, чтобы не стеснять движения. Сиденье стула должно быть покрыто латексом толщиной около 1 см, сверху которого накладывается влагонепроницаемый материал (меланжевая ткань, натуральное волокно). Кроме стола с приставками, в состав рабочей мебели секретаря-референта входит также стул для посетителя.
Как известно, основной способ
повышения производительности любого
труда, в том числе управленческого
- его механизация, а сегодня и
автоматизация. Учитывая многообразие
функций секретаря, автоматизации
и механизации его рабочего места
придается особое значение. Эти средства
позволяют значительно
Выделяют следующие виды (классы) средств труда:
- средства составления
документов: пишущие машинки (ручные
и электрические), диктофоны, средства
копирования и размножения
- средства обработки и
оформления документов: резальное,
скрепляющее и склеивающее
- средства хранения и
группировки документов: средства
скрепления документов (сшиватели,
специальные папки с зажимами),
разного рода картотеки,
- средства выполнения
вычислительных операций: счетно-справочные
линейки, микрокалькуляторы
- средства обеспечения
оперативной связи: телефонная
связь,радиосвязь, директорские коммутаторы,
позволяющие вести разговор (проводить
совещания) с несколькими
- специальная служебная мебель: мебель и оборудование для рабочих мест в служебных помещениях.
Современное место секретаря не мыслимо без компьютера и средств связи. Компьютеры с плоским (ТРТ) экраном стали занимать значительно меньше места на рабочем столе. Но все-таки и монитор, и системный блок, и клавиатуру лучше вынести на специальный стол-приставку, освободив площадь основного рабочего стола для документов. Рядом с компьютером обычно ставится многофункциональное устройство (копир/принтер/сканер/факс) для персонального использования.
Как правило, компьютер секретаря
связан с компьютером руководителя,
подключен к локальной сети фирмы
(учреждения), а в случае выполнения
секретарем функции приема-передачи
электронной почты - и к сети Интернет.
Доступ к сети Интернет необходим
секретарю и для подбора
Секретарю в качестве личного
средства оргтехники нужны: быстрый
и тихий лазерный принтер, шредер
для оперативного уничтожения конфиденциальной
информации. При больших объемах
печатных и/или копировально-
На рабочем столе или
на отдельной приставке
Необходимо отметить, что при рациональной планировке рабочего места необходимо соблюдать следующие правила:
- на рабочей поверхности стола не должно быть ничего лишнего;
- каждый предмет и средство
труда должны иметь свое место,
- канцелярские принадлежности
следует хранить в органайзере
или ящике стола со
- все средства коммуникационной
техники (телефон и др.) надо
располагать слева или на
- документы, с которыми
работает секретарь,
- документы и средства
труда располагаются так,
- движения работника должны
быть оптимальными, т.е. более
короткими и экономными с
- секретарь не должен
загромождать в приемной
Соблюдение данных правил позволит секретарю экономно расходовать физические усилия.
На столе у секретаря
должен быть календарь (еженедельник),
настольный органайзер с ручками, карандашами
и другими канцелярскими
Четкая организация рабочего места позволит без лишних затрат времени найти нужный документ, навести любую справку, выполнить любую операцию с документами и значительно больше успеть за день.
Рядом с основной и вспомогательными частями рабочего места секретаря должен быть журнальный столик и одно-два удобных кресла. На столик следует положить свежие газеты и журналы, чистую бумагу, карандаши или ручки. Нецелесообразно, чтобы мебель для посетителей занимала слишком много места и отличалась от общего стиля мебели, используемой в фирме. Именно поэтому специалисты не рекомендуют ставить в приемной мягкую мебель. Она занимает много места, быстро пачкается и деформируется. В то же время использование стульев и обычных столиков на колесиках позволит быстро изменить предназначение приемной, использовав ее как комнату для совещаний и т.п.
В том случае, если в фирме нет специального гардероба, в приемной должна быть или вешалка, или шкаф для одежды, где посетители могли бы повесить верхнюю одежду.
Грамотное обеспечение сотрудников
и посетителей наглядной
В холле и приемной офиса
отечественные и зарубежные специалисты
в области информационного
- информационный стенд для посетителей;
- стенд с рекламной информацией;
- демонстрационную витрину;
- информационные автоматы;
- информационные листки.
Информация, содержащаяся на стендах, должна быть конкретной, оперативной, обладать избирательностью воздействия. Естественно, необходимо внимательно следить, чтобы среди представленной информации не было сведений, составляющих коммерческую тайну фирмы.
Инициативу по созданию системы наглядной информации в фирме может и должен проявить секретарь, естественно, поставив в известность руководителя. А руководитель не сможет не оценить всех плюсов, которые даст эта система. К числу этих плюсов относится не только экономия рабочего времени секретаря, руководства и сотрудников, но и увеличение числа клиентов фирмы, объемов сделок и др. Оперативно получив необходимую информацию об услугах, ценах, порядке оплаты, ответственных должностных лицах и др., клиент быстрее и качественнее решит свой вопрос и, безусловно, при необходимости не только сам снова обратится в вашу фирму, но и рекомендует ее своим партнерам по бизнесу. Именно на эти положительные аспекты организации информационного пространства в фирме секретарю следует обратить внимание руководителя.