Организация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

На правительственном уровне утверждается, что в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к мерам экономическим. Однако в Беларуси существуют негласные правила жесткого административного ограничения импорта в страну и протекционистской поддержки госсектора.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация труда.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

На правительственном  уровне утверждается, что в процессе государственного регулирования внешнеэкономической  сферы происходит постепенный отказ  от применения административных мер  и переход к мерам экономическим. Однако в Беларуси существуют негласные  правила жесткого административного ограничения импорта в страну и протекционистской поддержки госсектора.

Как экономическое понятие  протекционизм (в предельно обобщенном виде) означает защиту национальных производителей и вытеснение импортной продукции. При этом он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин и интенсивность количественных ограничений. Что интересно, протекционизм исторически является первым типом внешнеэкономической политики любого государства. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли – таможенные тарифы и нетарифные барьеры.

Взвешенная оценка политики протекционизма позволяет определить как его плюсы, так и минусы.

Положительными сторонами  протекционизма является то, что он позволяет уравновесить торговый баланс, защитить национальное производство от демпинга, поддержать молодые отрасли, снизить уровень безработицы, стимулирует  рост национального производства.

В развивающихся странах  распространена такая точка зрения, что протекционистская модель экономического роста более реалистична. Такой  подход аргументируют тем, что имеются  более широкие возможности защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции. Это проще, чем заставить развитые страны снизить свои барьеры для товаров из развивающихся стран.

Многие экономисты и политики считают, что протекционизм дает возможность опираться на уже  сложившийся рынок и сформировавшуюся структуру спроса, что доказывается импортом товаров, который предполагается ограничить. Наконец, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что протекционизм в торговой политике стимулирует иностранные фирмы создавать на территории развивающейся страны «тарифные фабрики», т. е. заниматься прямыми инвестициями, цель которых – преодолеть торговые барьеры.

Однако у протекционизма есть целый букет отрицательных  свойств. И именно эту модель применяет  правительство Беларуси, которое, судя по всему, еще находится на распутье. С одной стороны нам необходимо открывать экономику – это поможет быстрее выйти из кризиса, реструктуризировать экономику и увеличить темпы роста. Ведь подъем особенно важен в послекризисный период, т. к. больше всего страдают закрытые, антирыночные экономики. К которым, увы, относимся и мы.

В настоящее время одним  из важнейших секторов национальной экономики Беларуси является внешняя  торговля. Именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. В этой связи существует необходимость  в создании условий для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения.

Вместо этого в настоящий  момент правительство Беларуси как  регулировало, так и продолжает активно регулировать внешнеэкономические связи. Основным рычагом, применяемым в целях защиты внутреннего рынка страны, является таможенно-тарифное регулирование.

Наряду с этим применяются  меры нетарифного регулирования: установление количественных ограничений (квотирование и лицензирование импорта отдельных  товаров); регистрация контрактов на импорт отдельных видов товаров; установление отдельных форм контроля (контроля качества ввозимых товаров); установление исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами; меры по защите экономических интересов в отношении импорта товаров; установление особого режима осуществления внешней торговли товарами.

Прямым последствием подобного  протекционизма является снижение эффективности  производства, рост цен при уменьшении выбора товаров. Не используются преимущества международного разделения труда и  подрываются возможности экспорта. Собственно все это мы сейчас и наблюдаем.

В чем причина таких  крайне несовременных и непопулярных шагов – вопрос риторический. С  одной стороны хорошо известно, что  во времена экономических кризисов правительства большинства государств прибегают к протекционизму, увеличивая тарифы на импорт. С другой – получая краткосрочный эффект в форме сохранения рабочих мест, в среднесрочном плане применение практики протекционизма приводит к ухудшению реструктуризации экономики, необходимой для выхода из кризиса.

Более того, по мнению большинства экономистов протекционизм является вредным. Подтверждение тому – факт, что ни одна из 153 стран не вышла из ВТО, а неучаствующие в деятельности организации стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО (базирующегося на принципах свободной торговли) в целом не препятствует реализации их национальных интересов. Наоборот – способствует их достижению.

В наше время большинство  современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось. В послевоенной экономике в 1950–1960-х годах преобладали тенденции к либерализации, в 1970-х и первой половине 1980-х годов более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. Так в 1980-х годах США установило квоты на импорт автомобилей из Японии. В результате цены на автомобили американского производства повысились на $ 400, японского на $ 1 000. А импортные квоты на сахар, введенные в США, привели к повышению цены в четыре раза против мировой. В противовес, история изобилует примерами, когда уменьшение пошлин значительно увеличивало производительность в целом.

Также руководству страны необходимо учитывать, что отрицательные  эффекты при отмене протекционизма наступают практически немедленно, а положительные – с течением довольно длительного периода времени. А расчет экономических последствий протекционизма (или его отмены) объективно невозможен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод либерализации своей внешней торговли. Имеющиеся подходы к оценке эффектов достаточно спорны и слишком общи.


Информация о работе Организация труда