Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:05, реферат
Целью данной работы является изучение основных компетенций менеджера.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия «менеджер» и «компетенция»;
- изучить список требований к менеджерам разных уровней;
- кратко осветить основные компетенции менеджера.
Введение 3
Раздел 1. Основные понятия 4
1.1 Кто такой менеджер 4
1. 2 Определение компетенции 5
Раздел 2. Основные компетенции менеджера 7
2.1. Требования к менеджеру 7
2.2. Специфика труда менеджера 8
2.3. Основные компетенции менеджера 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО Российский
государственный
Кафедра профессиональной педагогики
Реферат на тему:
Основные компетенции менеджера
Выполнил: |
А.Д. Аникина студентка гр. ИА-303 |
Проверил: |
Е.Ю. Зимина к.п.н., доцент |
Екатеринбург
2013
Содержание
В современном мире профессия менеджер является одной из самых распространенных, востребованных и престижных, соответственно, многие люди стремятся заполучить такую должность, зачастую не имея ни малейшего представления о том, что же она собой представляет. В итоге, получается, что желающих работать много, а настоящих специалистов – мало.
На самом деле, не так-то просто стать настоящим профессионалом в данной области, ведь настоящий менеджер – это руководитель, следовательно, на нем лежит огромная ответственность не только за персонал, подвластный ему, но и за всю фирму. Таким образом, к менеджерам тоже предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать, чтобы доказать свою компетентность и подтвердить соответствие занимаемой должности.
Целью данной работы является изучение основных компетенций менеджера.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия «менеджер» и «компетенция»;
- изучить список требований к менеджерам разных уровней;
- кратко осветить основные компетенции менеджера.
Менеджмент как сфера деятельности включает в себя не только методы и способы управления, но и людей — менеджеров, профессионально осуществляющих свои управленческие функции.
В зарубежной практике менеджерами обычно называют исполнительных руководителей, тогда как директивное звено, включая собственников, именуют президентами, боссами, директорами и т. д.
В российском обиходе менеджерами принято считать людей, работающих с клиентами, торговых агентов, специалистов в некоторых офисах, работников кадровых служб и др. Однако, следуя традиции, сложившейся в научной литературе, вернее полагать, что менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную штатную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
По существу, термин “менеджер” может быть применен к администратору любого уровня управления, организующему работу конкретных исполнителей в соответствии с современными положениями теории и практики менеджмента.[5]
В зависимости от уровней управления выделяют три категории менеджеров: высшего, среднего и низового звена.
Менеджеры низового звена непосредственно управляют рабочими и другими «неуправляющими». Основная часть менеджеров начинает свою управленческую деятельность с этого звена. Они непосредственно контролируют выполнение производственных заданий.
Менеджеры среднего звена координируют и организуют работу менеджеров низового звена. Они часто возглавляют крупное подразделение или отдел в организации. Например, руководитель отдела сбыта координирует работу ведущих и главных менеджеров.
Высшее звено менеджеров — самое малочисленное, даже в крупной организации их несколько человек. Они принимают важнейшие решения для организации, определяют ее задачи и стратегии. Независимо от уровня управления менеджеры должны обладать определенными профессиональными качествами.
В практике работы менеджера различают три сферы деятельности: внутреннюю, промежуточную и внешнюю.
Внутреннюю среду любой
Промежуточную среду организации определяют посредники между ней и обществом: поставщики товаров, сырья и материалов, покупатели, банки, юридические организации, общественные организации, учебные заведения, конкуренты.
Внешнюю среду составляют: экономика государства, экология, политико-правовая среда, уровень жизни, образование и культура и т. д.
В современных условиях стать менеджером, предпринимателем, руководителем может далеко не каждый. Чтобы стать руководителем, отвечающим всем требованиям менеджмента, человек должен соответствовать целому ряду требований, т.е., обладать определенными компетенциями.[4]
Прежде всего, нам следует выяснить, что означает понятие «компетенция». Предлагаем обратиться к определениям разных авторов.
По словам Р.А. Исаева, компетенция — рациональное сочетание знаний, навыков, способностей, рассматриваемых в определенный период, которыми обладает менеджер. Составляющими компетенции являются: знания как результаты образования; навыки как результаты опыта работы; способы взаимодействия как умение интегрироваться в группе и общения с людьми для достижения поставленной цели.[5]
В своем учебнике по менеджменту В.А. Абчук определяет компетенцию немного иначе, у него компетенция – это объём полномочий.[1]
Представители научно-академического сообщества полагают, что компетенция – это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а с точки зрения бизнес-практиков, профессиональные компетенции – это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями.
Обобщая вышесказанное, следует определить компетенцию как измеримую характеристику человека, которая позволяет ему быть эффективным в определённом виде деятельности. Набор необходимых компетенций формирует профессиональную компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки для выполнения деятельности в определенных областях.[7]
В большинстве фирм к менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Так, менеджер должен:
И всё же важнейшее требование к менеджеру любого уровня – умение управлять людьми. Здесь менеджер должен:
В менеджере должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо изменять взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы. Все исполнительские, организационные и административные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низовым ступеням должностной иерархии, вспомогательным подразделениям, функциональным службам.
Из сказанного можно
сделать вывод, что управление совместной
деятельностью людей и составля
Современная отечественная теория управления в списке компетенций руководителя особо выделяет:
Эффективное целеполагание − персональная и корпоративная самоидентификация, выявление смысла жизни и смысла существования компании, формирование ценностной основы деятельности компании. Создание ценностной основы деятельности компании позволяет сформировать ее корпоративную культуру, которая и представляет собой систему ценностей и проявлений, присущих сообществу компании, которая отражает его индивидуальность и восприятие себя и других в рыночной и социальной среде и проявляется в поведении и взаимодействии с заинтересованными сторонами рынка. Смысл корпоративной культуры заключается в том, чтобы ценности компании и ее сотрудников совпадали поскольку, если цели и ценности совпадают, сотрудник для достижения своих целей и во имя своих ценностей «потащит» вперед всю компанию. В свою очередь, компания для достижения своих рыночных целей создаст все условия для профессионального развития и личностного роста сотрудника.
Анализ повседневной деятельности топ-менеджеров крупных корпораций выявил любопытный факт: от 70 до 90% рабочего времени они проводят во взаимодействии с другими людьми как внутри организации, так и за ее пределами. Появился даже специальный термин: «прогуливающийся менеджмент». Таким образом, профессиональная деятельность топ-менеджера осуществляется посредством коммуникаций.
Коммуникативная компетентность топ-менеджера формируется двояко: с одной стороны, это повышение эффективности управления коммуникациями как бизнес-процессом взаимодействия компании с заинтересованными сторонами рынка; с другой стороны, это развитие персональной коммуникабельности, умения слушать, убеждать и воздействовать на собеседника. У руководителя должно быть четкое понимание структуры собственных деловых коммуникаций: с кем ему необходимо общаться, для чего и как.
Умение планировать свое время таким образом, чтобы успевать решать наиболее важные, приоритетные для компании задачи, умение систематизировать и структурировать работу, мотивировать себя на выполнение сложных, объемных, порой весьма неприятных задач и т.д. Но необходим не только персональный, но и корпоративный тайм-менеджмент − умение грамотно и «бескровно» внедрить в компании «правила игры», оптимизирующие затраты времени всех сотрудников компании. Однако это весьма непростая задача, ибо еще в 1920 г. директор Центрального института труда А. К. Гастев убедительно доказал, что заставить людей повышать свою личную эффективность практически невозможно. Но их можно воодушевить, «заразить» этой идеей, и тогда люди сами, без какого бы то ни было принуждения начнут оптимизировать затраты своего времени. А. К. Гастев даже ввел термин «организационно-трудовая бацилла», который спустя 80 лет был взят на вооружение создателями российского тайм-менеджерского сообщества и преобразован в «тайм-менеджерскую бациллу».