Педагогический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:39, реферат

Краткое описание

Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным. В целом - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Понятие педагогический менеджмент……………………………..…4
Глава 2. Принципы педагогического менеджмента………………………..….6
Глава 3. Функции педагогического менеджмента…………………………….13
Вывод……………………………………………………………………..…....…14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 67.35 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..…...3

Глава 1. Понятие педагогический менеджмент……………………………..…4

Глава 2. Принципы педагогического менеджмента………………………..….6

Глава 3. Функции педагогического менеджмента…………………………….13 
Вывод……………………………………………………………………..…....…14 
Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 
Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет  неполным. В целом - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.

 

Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации  и созданию эффективной системы  управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует  рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию.

 

Вхождение педагогического менеджмента  в образовательный процесс заставил изменить ортодоксальные взгляды педагогов  на свою педагогическую деятельность, наконец, получить новое качество и  удовлетворение в педагогическом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «педагогический менеджмент»

 

Англоязычное слово «management»  имеет три смысловых аспекта:

· совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного  бизнеса;

· социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

· научная дисциплина, изучающая  технико-организационные, социальные аспекты управления производством  и другие сферы общественной жизни.

 

В русском языке его синонимом  принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств  и форм руководства предприятием или учреждением.

В теории управления особое место  занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере  бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его  постулаты и теоретические позиции  пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление»  и «менеджмент» практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком  подходе, предполагающем не прямолинейное  воздействие, а создание условий  для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном  достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к  нему самому, строит свои отношения  с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для  его достижения всеми.

 

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

- процесс постановки и достижения  целей посредством мобилизации  труда людей, их интеллекта, мотивов  поведения, а также финансовых  и технических ресурсов;

- управление бизнесом через  филигранную работу с людьми;

- специальный вид управленческой  деятельности, вращающейся вокруг  человека;

- умение руководителя добиваться  поставленных целей, используя  труд, интеллект и мотивы поведения  подчиненных; 

- функция, вид деятельности по  руководству людьми в самых  разнообразных организациях;

- область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять  управленческие функции. 

 

Из приведенных определений  можно заключить, что в науке  менеджмент рассматривается и в  значении «вида деятельности», и  в значении «области знания».

Наиболее подходящее и полное определение  менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный  американский теоретик менеджмента  П. Друкер, считавший, что современный  менеджмент – это специфический  вид управленческой деятельности, вращающийся  вокруг человека, с целью сделать  людей способными к совместному  действию, придать их усилиям эффективность  и сгладить присущие им слабости, ибо  человеческая способность вносить  вклад в общество столь же зависит  от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и  отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

 

1) Сплотить людей вокруг общих  целей предприятия, - иначе никогда  из толпы не создать коллектива).

 

2) Развивать в каждом сотруднике  предприятия его потребности  и по возможности их удовлетворять.

 

3) Ни на минуту не останавливать  развитие людей.

 

4) Поскольку навыки и профессиональная  подготовка людей, работающих  на предприятии, различны, и сотрудники  выполняют разнообразные виды  работ, постольку их производственная  деятельность должна строиться  на основе коммуникации между  работниками и на их индивидуальной  ответственности.

 

5) О предприятии нельзя судить  только по объему выпуска продукции  и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие  схоже с человеком: так же, как  ему необходимы разнообразные  средства для оценки здоровья  и деятельности, такие же различные  средства требуются и для оценки  функционирования предприяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы педагогического  менеджмента

 

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при  внедрении идей педагогического  менеджмента в практику образовательных  учреждений.

 

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие  управленческие принципы:

- принцип уважения и доверия  к человеку;

- принцип целостного взгляда  человека;

- принцип сотрудничества;

- принцип социальной справедливости;

- принцип индивидуального подхода  в управлении;

- принцип обогащения работы  педагога;

- принцип личного стимулирования;

- принцип консенсуса;

- принцип коллективного принятия  решения;

- принцип целевой гармонизации;

- принцип горизонтальных связей;

- принцип автономизации управления;

- принцип постоянного обновления.

 

Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.

 

Принцип уважения и доверия к  человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического  коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его  поведение, и насквозь пронизывающий  жизнедеятельность педагогического  коллектива и всей школы.

Требования этого принципа:

 

уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие  права и возможности;

 

уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также  присутствует человек;

 

предоставляйте личности когда  это возможно, свободу выбора;

 

доверяйте человеку; его потенциальные  возможности неисчерпаемы;

 

создавайте атмосферу доверия  на основе взаимоуважения;

 

уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

 

создавайте обстановку, в которой  человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

 

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти  себя в коллективе;

 

поощряйте достижения и личный вклад  каждого в дела образовательного учреждения;

 

гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в  коллективе.

 

Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция  в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает  каждого члена педагогического  коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог  рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как  личность во всем многоцветии ее качеств  и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

 

стройте свои отношения с педагогом  не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;

 

не ограничивайте отношения  с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир  и стремления, иначе каждый педагог  неизбежно будет чувствовать  отчужденность;

 

помните, что жизнь педагога и  ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном  учреждении, - она гораздо шире и  богаче;

 

общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;

 

управленец должен быть причастен  к образу жизни членов педагогического  коллектива, он должен понимать, в чем  состоят общие их потребности;

 

встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

 

Принцип сотрудничества предусматривает  перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход  от коммуникации к общению, от субъектно-объектных  к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

 

считайтесь с человеком как  с активным фактором, а не с пассивным  элементом педагогической системы;

 

знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую  высокопродуктивную атмосферу в  образовательном учреждении;

 

цените в педагоге гуманное отношение  к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что  вам требуется не подчиненный, а  сотрудник, человек дела;

 

создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости  участия в процессе управления образовательным  учреждением;

 

бережно относитесь к проявлению любой  педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и  требуйте от них того же и по отношению  к педагогам;

 

основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического  коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;

 

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения  – вот основа сотрудничества.

 

Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается  в создании атмосферы дружного коллективного  сотрудничества, при сочетании всеми  признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением  самой широкой инициативы сотрудников  учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает  такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится  в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его  средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

 

стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно  и постепенно включая их в социальную структуру;

 

создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим  звездочкам», но и всем педагогам;

 

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых»  возможностей;

 

всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие его  трудовые достижения и их общественное признание;

 

помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое  освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

 

руководитель должен учитывать, что  уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его  в целом и по отдельным параметрам;

Информация о работе Педагогический менеджмент