Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:18, реферат
Карьера требует активного управления, иначе велики шансы, что вы не особенно в ней преуспеете. В современной России сотрудник по большому счету верен только самому себе, своим навыкам и, отчасти, профессии, но никак не своему временному работодателю.
Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования.
ВВЕДЕНИЕ
Цели планирования
Этапы развития карьеры
Планирование и развитие карьеры
Типы карьеры в современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Карьера требует активного управления, иначе велики шансы, что вы не особенно в ней преуспеете. В современной России сотрудник по большому счету верен только самому себе, своим навыкам и, отчасти, профессии, но никак не своему временному работодателю.
Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования.
Карьера — более широкое понятие, чем просто продвижение по служебной лестнице в процессе работы на одном предприятии. Современная карьера включает в себя серию различных работ, выполняемых в результате перемещения между различными организациями. Карьера требует активного управления, иначе велики шансы, что вы не особенно в ней преуспеете. В современной России, как и во множестве других стран, сотрудник по большому счету верен только самому себе, своим навыкам и, отчасти, профессии, но никак не своему временному работодателю. Значительная часть современной рабочей силы весьма динамична.
Каждому индивиду, чтобы преуспеть в сверхконкурентной среде, нужно выработать свою персональную стратегию развития карьеры. Осознав ее, вы можете принять правильное решение, например, если вам не нравится то, что вы делаете, перестаньте это делать сейчас. Откладывать переход от постылого дела к любимым занятиям на потом — это все равно что откладывать секс на преклонные пенсионные годы.
Планирование развития карьеры всегда было важно, но сегодня аналитики западных стран говорят, что оно приобрело особенное значение, и сам характер управления карьерой сильно изменился. Для России изменения особенно очевидны. В период социалистического строительства существовала тенденция пропагандировать, что особенно хороша карьера, если человек работает в одной организации в течение 20-30 лет: вершина успеха — в течение 30 лет закручивать одну и ту же гайку на конвейере. Теперь все большее число людей осознает, что карьера может охватывать широкий диапазон работ, организаций, отраслей и профессий.
Учитывая тенденции модернизации отношений между менеджерами и сотрудниками, на персонал возлагается все больше ответственности. Организация не является полностью ответственной за управление вашей карьерой. Ситуация осложняется тем, что во многих случаях уходит в прошлое традиционное представление о продвижении вверх как единственном способе развития карьеры. Сегодня путь карьеры больше характеризуется горизонтальным и диагональным перемещением по организации, и вы имеете больше вариантов выбора, причем не только управленческих должностей.
Существуют различные классификации и способы структуризации различных этапов развития карьеры. Возможно, например, выделить преобладающую эмоциональную составляющую в отношении своей работы в любой организации.
1. Исследование. Люди готовятся к вступлению в ряды наемных работников и делают акцент на приобретении требующихся для этого навыков.
2. Вступление в организацию. Индивидуум
готов выбрать работу из
3. Упрочение положения. Оно происходит,
когда индивидуумы определяют
предпочтительное для себя
4. Поддержание. На этой стадии
происходит переоценка целей
в середине карьеры. Индивидуумы
анализируют свои таланты и
определяют потребность
5. Расставание. На этой стадии акцент делается на подготовке к уходу из организации или выходу на пенсию.
Планирование карьеры достаточно тесно связано с определением главных жизненных целей, которые, в свою очередь, имеют возрастные особенности. Схематично специфику мироощущения и основные направления рационализации своих усилий можно сформулировать следующим образом.
20 лет. Вы учитесь или собираетесь
учиться. Мир представляется вам
переполненным возможностями, а
ваше понимание его сути —
полным и всеобъемлющим. Постарайтесь
трансформировать
25 лет. Трудовая деятельность
30 лет. Может быть, вы достигли многого из того, что хотелось, может быть, пребываете в кризисе развития. А может быть, и то и другое одновременно. Думайте, учитесь всему, чему можете, на работе и в свободное время. У вас же есть образование, определенные знания и навыки. Не упускайте возможность повысить квалификацию. Делайте ставку на то, что вам нравится. Развивая свои сильные стороны, вы превосходно справитесь с последующими задачами. Формируйте свой дом. Неважно, кто вы — мужчина или женщина, в любом случае без понимающего вас спутника жизни вы будете значительно менее успешны в своей деятельности.
35 лет. С кризисом развития вы
уже справились, поднимаетесь по
ступенькам карьеры
40 лет. Это первые шаги среднего
зрелого возраста. Вы начали оглядываться
назад и рассуждать, замечаете, что
не так быстро бегаете и
не так хорошо видите. Кто-то
в это время разводится, снова
женится, меняет работу. Начинается
обзор результатов и ответов
на вопросы: «Об этом ли я
мечтал?» Оглядываясь назад, не
забывайте планировать будущее.
Именно в ближайшие годы вам
предстоит создать наследие
45лет. Вы вступили в настоящую
зрелую жизнь. Возможно, ваша работоспособность
стала несколько ниже, а память
хуже, но это с лихвой
50 лет. Это переходный этап, когда
могут основательно меняться
ценности, представления о времени,
любви, здоровье, состоянии гармонии.
Для многих годы пятого-
60 лет. Если вам уже 60 и вы читаете этот материал, то весьма вероятно — перед вами еще пара десятков лет для того, чтобы жить в свое удовольствие. Хотя подобная практика в России еще весьма редка: встречаются лишь отдельные хорошо обеспеченные индивиды в возрасте за 60. Однако должна же такая практика начать формироваться в массовом порядке, и именно вы можете попытаться делать то, что нравится, без многих ограничений, действовавших ранее. Вы наконец-то можете полностью отдаться самореализации.
| ||||||||||||||
Развитие рынка труда в современных условиях по целому ряду причин приводит к высокому уровню безработицы среди молодых специалистов – выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Это требует от них высокого уровня личностной зрелости и готовности действовать в сложных экономических обстоятельствах. Осознание целей своей профессиональной деятельности, планирование карьеры и желание реализовать свой потенциал – важные условия успешной стратегии поведения на рынке труда. Рынок труда в современных экономических условиях характеризуется высокой конкуренцией и предъявляет к человеку жесткие требования: наличия не только соответствующей квалификации, но и опыта работы, коммуникабельности и новаторского мышления. Все это усложняет процесс трудоустройства даже для высококлассных профессионалов. В области государственной политики на рынке труда в ближайшие годы должны быть решены проблемы роста безработицы и нехватки квалифицированных кадров. С одной стороны, в результате экономических реформ в транспортной сфере, электроэнергетике и реструктуризации основных отраслей производства рабочие места ежегодно теряют сотни тысяч человек. С другой стороны, предприятия и организации, внедряющие современные технологии, не могут найти профильных специалистов. Высшие учебные заведения страны слабо переориентируются на подготовку молодых специалистов востребованных профессий. За последние четыре годы уровень безработицы снизился с 13 до 7% экономически активного населения и составляет около 5 млн человек. Однако Министерство труда и социальной политики считает, что существующий уровень занятости не отражает происходящие в экономике процессы, а является следствием недостаточной производительности труда и низкого качества рабочей силы. Лишь 5% экономически активного населения в России может быть отнесено к категории специалистов с высшей квалификацией. Для сравнения: в ФРГ доля таких специалистов составляет 56%, в США – 43%. При этом в одних секторах экономики имеется много свободных рабочих мест, а в других секторах избыток рабочей силы. Дело в том, что система подготовки в вузах и системе среднего специального образования не отвечает потребностям экономики. Более 40% выпускников ПТУ не могут найти работу по специальности. В ближайшие годы Минтруда прогнозирует рост числа безработной молодежи и с высшим образованием. Другая причина неравномерного распределения рабочей силы – выраженная дифференциация уровня оплаты труда по отраслям. Размер заработной платы в сельском хозяйстве, сфере образования и медицины ниже прожиточного минимума. Самый высокий уровень заработной платы сегодня имеют сотрудники добывающих компаний и работники сферы коммуникаций. Создать финансовые стимулы для роста занятости в «непрестижных» секторах правительство не может. Доходы бюджета не позволяют даже в обозримой перспективе приравнять размер минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Потому главной задачей в сфере трудовых отношений правительство объявило приведение системы подготовки и переподготовки кадров в соответствие с потребностями экономики. По прогнозам Минтруда, потребности экономики будут серьезно меняться в ходе структурных реформ. Производительность труда возрастет, и предприятия станут избавляться от кадрового балласта. Если за ближайшие три года валовой внутренний продукт вырастет на 21%, то армия безработных увеличится до 5,8 млн человек и составит 8,1% экономически активного населения. Еще один современный аспект рынка труда – это сохраняющаяся разница в уровне заработной платы у специалистов одного и того же уровня квалификации. Если раньше этот разброс больше всего определялся формой собственности организации (государственная или коммерческая), то теперь к этим критериям добавились и такие, как величина организации, сфера деятельности и т.д. Перечисленные тенденции развития рынка труда предъявляют особые требования к выпускникам вузов – вы должны быть готовы заявить о себе как о гибкой и хорошо адаптируемой личности – такой, которая готова принять вызов складывающейся ситуации и выстроить оптимальный карьерный путь. Динамичная карьера в настоящее время считается одним из ключевых показателей делового успеха и ощутимым результатом профессиональной деятельности человека. Карьера – закономерный результат успешной профессиональной деятельности, направленной на максимальную реализацию делового и личностного потенциала сотрудника и связанной с системой его жизненных ценностей. Традиционный подход к описанию профессионального развития сотрудника в организации предполагает выделение этапов карьеры по критерию возраста, однако этап профессионального роста не всегда связан с возрастом. Важно разделять временной период развития личности и фазы развития профессионала. Современный подход к характеристике этапов карьеры позволяет выделить следующие периоды, которые можно рассматривать как фазы становления профессионала:
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации, фиксирующий оптимальное развитие работника для занятия им определенной позиции, представляет собой карьерограмму – формализованное представление о том, какой путь может пройти сотрудник, если он мотивирован на карьерный рост, планирует карьерный путь и обладает карьерным потенциалом. Например, применительно к системе
высшей школы служебную карьеру можно
представить в виде последовательного
замещения различных должностей профессорско- ассистент → старший преподаватель → доцент → профе Представленная карьерограмма преподавателя высшей школы отражает традиционную модель карьерного продвижения и предполагает должностной рост «по вертикали» от младших должностей к старшим, в процессе которого работник осваивает необходимые знания, умения, навыки, накапливает профессиональный опыт. В то же время существует и поливариативный тип карьеры, при котором работник может развивать и совершенствовать свои способности в пределах не одной, а нескольких профессиональных сфер. Так, преподаватель может переходить с педагогической работы на административную (например, с должности старшего преподавателя на должность главного специалиста учебного или учебно-методического отдела, с должности доцента на должность начальника отдела и т.д.) или совмещать оба вида деятельности. Выбор человеком того или иного типа карьерного продвижения зависит от интересов, профессиональных установок и мотивов профессиональной деятельности. Одним из известных исследователей деловой карьеры Э. Шейном выделено семь основных карьерных стратегий («якорей»), с помощью которых можно характеризовать карьерные устремления человека и место карьеры в системе его жизненных ценностей. 1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с поиском человеком признания своих способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). В случае, если работа не позволяет их развивать, быстро теряется интерес к ней. 2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на должность, позволяющую управлять организацией дела: объединять усилия других людей и нести полноту ответственности за конечный результат. 3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. 4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. 5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». 6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. 7. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Выделенные Э. Шейном карьерные ориентации легли в основу предложенной автором методики «Якоря карьеры». В третьем разделе пособия приводится текст методики для проведения самодиагностики карьерных устремлений. В течение своей профессиональной жизни работники могут выбрать различные варианты карьерного продвижения: 1 – продвижение по служебной лестнице в одной организации в рамках одного вида деятельности; 2 – продвижение по служебной лестнице в одной организации со сменой вида деятельности; 3 – переход в другую организацию в рамках того же вида деятельности; 4 – переход в другую организацию со сменой вида деятельности. Мотивация выбора того или иного варианта карьерного продвижения связана, с одной стороны, с мотивами профессиональной деятельности, с другой – с приверженностью организации, кроме того, на мотивы выбора оказывают влияние объективные и субъективные факторы, способствующие карьерному продвижению. Среди факторов, так или иначе влияющих на мотивацию карьерного роста, выделяются социально-политические, организационные, гендерные, личностные. Современные социологические исследования по проблеме карьеры показывают, что среди факторов, влияющих на профессиональную и должностную карьеру, респонденты на первое место ставят собственные усилия, накопленные знания, умения и профессиональный опыт. Подобный взгляд на карьеру противоположен бытовавшему в советский период мнению о том, что на должность назначают «сверху» и тогда, когда сочтут нужным, и отражает современную позицию, при которой карьера рассматривается как результат реализации собственного профессионального и личностного потенциала и зависит прежде всего от усилий самого человека. В число ведущих факторов карьеры входит также желание повысить уровень жизни, улучшить свое материальное положение при занятии более высокой должности, то есть материальные стимулы являются одними из определяющих в мотивации к карьерному росту. Довольно большую значимость имеет такой фактор, как честолюбие. Таким образом, наличие у вас здоровых карьерных амбиций, наряду с оптимальной оценкой своих возможностей и направленностью на развитие своего потенциала, может обеспечить вашу должностную и профессиональную карьеру. На деловую карьеру человека оказывает влияние гендерный фактор – принадлежность к мужскому или женскому полу. Так, гендерный анализ результатов социологических исследований выбора карьерных стратегий показывает, что в карьерных установках опрошенных мужчин и женщин существуют различия, которые касаются таких карьерных установок, как «менеджмент», «стабильность» и «вызов». У мужчин по сравнению с женщинами более выражены карьерные ориентации на менеджмент и вызов. У женщин в сравнении с мужчинами более выражена карьерная установка на стабильность. Это говорит о том, что для мужчин более действенным мотивирующим фактором карьеры является управление людьми, их прежде всего интересует возможность объединять усилия других людей, полнота ответственности за конечный результат. Наряду со стремлением руководить, доминирующей карьерной мотивацией мужчин является преодоление препятствий, решение трудных задач. Рутинная, ежедневная работа может привести к демотивации, потере трудового энтузиазма. Для женщин ключевую роль при выборе карьерной стратегии играет стремление работать в организации, в которой обеспечивается достаточно длительный срок занятости, стабильно выплачивается заработная плата. Гендерно не детерминированы такие карьерные стратегии, как «профессиональная компетентность», «автономия», «служение» и «предпринимательство». Карьера человека будет успешнее тогда, когда его карьерные устремления совпадают с системой жизненных ценностей. Жизненные ценности реализуются в различных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, в которой осуществляется деятельность человека. Важнейшими жизненными ценностями для человека, как правило, являются сохранение индивидуальности и саморазвития, что отражает переход от коллективистских установок в общественном сознании к акцентированию внимания на индивидуальном развитии и самореализации личности, а также ценности, связанные с достижением профессиональных успехов и вознаграждением по результатам деятельности. Известно, что одним из условий эффективной организации труда является вознаграждение, адекватное затраченным усилиям и полученным результатам. То, что достойное вознаграждение за достойный труд попадает в число ведущих ценностей людей, свидетельствует о понимании и принятии законов рыночной экономики. | ||||||||||||||
|
Показатели сравнения | |||
Скорость продвижения |
Последовательность занимаемых должностей |
Перспективная ориентация |
Личностный смысл продвижения | |
Суперавантюрный |
Очень высокая. |
Пропуск значительного числа ступеней. |
Дальнейшее продвижение. |
Различный. |
Авантюрный |
Достаточно высокая. |
Пропуск 2 должностных уровней. |
Различная. |
Личная преданность. |
Традиционный или линейный |
Определяется способностями человека, его связями и др. |
Возможны пропуск 1 ступени или непродолжительное понижение. |
Различая. |
Различный. |
Последовательно-кризисный |
Определяется способностью к адаптации. |
Определяется скоростью адаптации. |
Невозможность адаптации ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции. |
Личные интересы. |
Прагматичный или структурный |
Довольно высокая. |
Изменение сферы деятельности или организации. |
На вышестоящие должности, но в пределах одного класса управления. |
Личные интересы. |
Отбывающий |
Карьера завершена. |
На борьбу за удержание должности. |
Личные интересы. | |
Преобразующий |
Достаточно высокая |
Изменение сферы деятельности или реализация выдающейся идеи. |
Целеустремленность в будущее. | |
Эволюционный |
Зависят от процесса развития организации. |
На вышестоящие должности. |
Совмещение общественных и личных интересов. |
Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства, особенностей конкретной организации. Исследование типов управленческой карьеры в современной России, показало, что 59% директоров крупных хлебопекарных заводов имеют традиционный тип карьеры, 25% – отбывающий, по 8% – авантюрный и прагматичный. В то же время в одном из ведущих банков России 33% работников высшего звена центрального аппарата присущи суперавантюрные типы карьеры.