Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:28, контрольная работа
Методики производства отдельных видов экспертных исследований, характеризующиеся сочетанием в себе необходимых требований, являются основой качества и скорости решения задач экспертизы.- В связи с этим их изучение и разработка принимают важнейшее значение в научно-исследовательской и практической деятельности.
Методика, в общем понимании, представляет собой «совокупность методов обучения или практического выполнения чего-либо». Конкретизация данного понятия, применительно к экспертной деятельности, вносит в него определенную специфику и уже в этом ракурсе под методикой экспертизы понимается «система предписаний по выбору и применению в определенной последовательности и в определенных существующих или создаваемых условиях методов и средств решения экспертной задачи».
классификация
методик экспертного исследования
В зависимости
от того, каким уровнем общности характеризуется
экспертная методика, выделяют родовую
(видовую), типовую и конкретную (частную)
методики.
Родовая (видовая) экспертная методика
отражает перечисленные выше элементы
структуры, конкретизированные на уровне
рода или вида экспертного исследования.
Проще говоря, этот вид методик отражает
в себе алгоритм проведения рода или вида
экспертизы и специфику стадий данного
алгоритма, проявляющуюся в связи с ее
предметом и объектами.
Типовая экспертная методика
- более конкретизированный вид методики,
представляющий собой результат обобщения
практического опыта разрешения типовых
экспертных задач в рамках определенных
родов и видов экспертиз.
Эти два вида методик, как правило, отражаются
в методических руководствах, пособиях
и рекомендациях и несут в себе рекомендательный
характер.
В случаях, если перед экспертом поставлена
типичная, наиболее часто встречающаяся
задача, то применяются типовые методики,
использование которых в полной мере позволяет
эксперту провести квалифицированное,
проверенное практикой исследование.
Однако когда возникает потребность в
разрешении нетривиальных экспертных
задач, у эксперта появляется необходимость,
либо, используя как фундамент типовую
методику, видоизменить ее с учетом определенной
специфики, либо разработать свою собственную.
В любом случае эксперт добивается решения
данных задач на основании специальных
знаний и практического опыта, полученного
в результате разрешения нетипичных задач.
Причем особую важность принимает наличие
способностей эксперта к творческому
подходу в исследовании, а также инициативность
и подвижность его мышления, выражающаяся
не в выполнении механических операций,
а в возможности и желании использовать
нестандартные подходы к разрешению сложных
экспертных задач.
Метод Дельфи — многоэтапный метод, предусматривающий первоначальное изолированное вынесение экспертами своих суждений и дальнейшую многократную их корректировку на базе ознакомления каждого эксперта с суждениями других экспертов до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее устанавливаемого желаемого интервала варьирования оценок.
Получаемые посредством данных методик оценки носят статичный и одноразовый характер, в результате чего возникает необходимость повторного обращения к экспертам при составлении прогноза доли рынка на последующие периоды. Кроме того, метод внутреннего и внешнего экспертного прогнозирования характеризуется определенной степенью субъективности.
Надежность метода "Дельфи" считается высокой при прогнозировании на период как от 1 до 3 лет, так и на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 150 экспертов.
Организация экспертизы проводится в несколько этапов:
1.Определение целей и задач экспертизы.
2.Выбор процедуры проведения экспертизы.
3.Отбор и формирование группы экспертов.
4.Организация самой процедуры экспертизы;
5.Обработка информации.
6.Принятие решения по результатам экспертизы.
Экспертный опрос
Организаторы проведения экспертизы выбирают процедуру осуществления экспертизы. Известны различные подходы к этому вопросу. Можно проводить
-индивидуальный или групповой опрос,
-очный или заочный;
-открытый или закрытый.
Индивидуальный опрос заключается в интервьюировании эксперта и позволяет максимально использовать способности и знания каждого эксперта.
Групповой – при этом методе эксперты могут обмениваться мнениями, могут учесть упущенный момент каждым из них, скорректировать свою оценку. Недостаток группового мнения заключается в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения, психологической несовместимости некоторых участников экспертизы.
Численная оценка (пример)
номер эксперта |
коэффициент самооценки |
уровень спроса -индивидуальная оценка эксперта |
1 |
10 |
90 |
2 |
8 |
100 |
3 |
10 |
75 |
4 |
7 |
80 |
5 |
8,8 |
90 |
6 |
10 |
100 |
7 |
6,6 |
80 |
8 |
8,5 |
80 |
9 |
7,4 |
60 |
10 |
9,9 |
80 |