Понятие и сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:03, реферат

Краткое описание

Менеджер – специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает технологии применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

Содержание

Понятие менеджмента.
Объект и субъект управления.
Функции и роли менеджера.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 20.28 Кб (Скачать файл)

Тема. Понятие  и сущность менеджмента

 

  1. Понятие менеджмента.
  2. Объект и субъект управления.
  3. Функции и роли менеджера.

 

  1. Понятие менеджмента

 

Термин «менеджмент» первоначально  означал умение объезжать лошадей. Английское слово «manage» (управлять) происходит от латинского слова «manus» (рука). Затем этим термином стали называть умение владеть оружием и управлять колесницами.

 

Термин менеджмент является синонимом термина «управление». Но термин управление намного шире, так как он применяется ко всем видам человеческой деятельности.

 

Управление-это вид деятельности человека, возникший в процессе развития совместного труда, его разделения и кооперации. Управление-воздействие.

 

                                                                Субъект ( тот, кто управляет  )

 Управление        воздействие

                                                                 Объект ( тот, кем управляют )

 

  1. Объект и субъект управления

 

Субъект управления - это руководители, осуществляющие свою деятельность на разных уровнях управления. Выделяют три основных уровня в организации:

 

  1. Руководители низового звена – младшие начальники или операционные руководители; они находятся непосредственно над исполнителями. Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование ресурсов (мастер, зав. Отделом, старшая мед. сестра).

 

  1. Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу младших начальников (декан, управляющий сбытом по региону, директор филиала). Они играют в организации роль буфера.

 

  1. Руководители высшего звена – разрабатывают стратегические планы развития организации и решают основные финансовые вопросы(ректор института, вице-президент корпорации, председатель Совета).

 

Объект управления:

  • трудовые коллективы;
  • отдельные работники;
  • факторы производства в виде предметов и орудии труда (вещи);
  • природные ресурсы;
  • сферы деятельности.

 

 

Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде приказа, команды, сигнала, которое  передается объекту управления. Объект управления ,воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом

 

Управляющее воздействие  может быть представлено:

  • заданиями;
  • планами, графиками;
  • нормативами;
  • инструкциями, правилами;
  • материальными и моральными стимулами;
  • решениями приказами постановлениями;
  • технологией чертежами схемами и т д.

 

Обратная связь. О том, что объект выполнил команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию по каналу обратной связи.

В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие  воздействия.

 

Канал обратной связи может  быть:

  • зрительным;
  • слуховым;
  • телефонным;
  • в виде электрических сигналов;
  • в любой другой форме, воспринимаемой субъектом управления.

 

Для летчика – это показания  приборов, для водителя автобуса –  зрительная информация для телефонистки – ответный сигнал абонента для  учителя – наблюдение за поведением учеников, проверка знаний.

 

Обратная связь  – это контроль со стороны субъекта управления за поведением объекта управления.

 

Менеджмент – это система управления предприятием, ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производства товаров и услуг в условиях рыночного хозяйства.

 

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Основная цель менеджмента  – достижение высокого уровня эффективности  производства, качества продукции услуг  при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры.

 

3. Функции и  роли менеджера

 

Принципы менеджмента:

  1. наличие ясной стратегии фирмы и свобода поиска в ее рамках;
  2. интеграция личных интересов и общих целей;
  3. создание определенной системы сбора информации, внешних связей, активного поиска новых идей;
  4. система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, на его соответствии личным интересам, престиже, общественной оценке;
  5. материальное стимулирование, зависящее от конечных результатов.

 

Менеджер – специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает технологии применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

 

Функции менеджеров:

  1. обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  2. проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными подразделениями;
  3. разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющейся внешней среде;
  4. являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;
  5. несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
  6. официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.

 

Роли менеджеров:

  1. роль по принятию решений (определяет направление движения организации, распределяет ресурсы). Менеджер несёт ответственность за принятые решения.
  2. информационная роль (менеджер собирает информацию о внешней и внутренней среде, распространяет эту информацию, разъясняет политику и основные цели организации).
  3. роль руководителя (формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует работников, координирует их, выступает в качестве представителя организации).

 

Виды менеджмента:

  1. Производственный менеджмент – управление производством (определение объёма выпуска продукции, расстановка людей, материально-техническое снабжение, обслуживание и ремонт оборудования, контроль качества).
  2. Управление снабжением и сбытом (заключение договоров поставки и сбыта, организация хранения, изучение рынка, выработка ценовой политики, организация рекламы).
  3. Управление кадрами (подбор, расстановка, обучение работников, улучшение условий труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологического климата).
  4. Управление инновациями (организация процесса научных и опытно-конструкторских работ, использование в производстве новых продуктов и услуг).
  5. Управление эккаунтингом (сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резервов для улучшения работы организации и более эффективного использования потенциала предприятия).

 

Функции управления:

1.Планирование

2.Организация

3.Мотивация

4.Контроль

 

Личные качества менеджера:

1.Профессионализм, творческий  подход к работе 

2.Упорство, уверенность в  себе , преданность делу .

3.Нестандартное мышление, инициативы 

4.Способность влиять на  людей 

5.Коммуникабельность 

6.Эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость

7.Открытость, гибкость 

8.Внутренняя потребность  к саморазвитию 

9.Энергичность и жизнестойкость 

10.Ответственность за  работу и принятые решения

11.Потребность работать  в коллективе и с коллективом

 

Профессиональные  качества менеджера:

1.Способность чётко определять  цели работы

2.Способность решать проблемы  быстро и эффективно

3.Влияние без прямого  давления на окружающих

4.Умелое использование  людских ресурсов

5.Умение помочь другим

6.Поощрять персонал за  хорошую работу и критиковать  когда это необходимо

7.Умение придерживаться  своей принципиальной линии даже  в кризисных ситуациях

8.Способность решать дела  в порядке важности, устанавливать  для себя жесткие нормы времени

9.Неукоснительное соблюдение  правил.

 

Список литературы

  1. Ламбен, Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг [Текст] : учеб. / Ж. Ж. Ламбен ; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2005. - 796 с.
  2. Ермаков, В. В. Менеджмент организации [Текст] : учеб. пособие / В. В. Ермаков ; Российская акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 207 с.
  3. Басовский, Л. Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 215 с.

Зинов, В. Г. Менеджмент инноваций [Текст] : кадровое обеспечение / В. Г. Зинов; Фак. инновационно-технологического бизнеса АНХ при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2005. - 495 с.


Информация о работе Понятие и сущность менеджмента