Понятие конкурентоспособности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ повышения конкурентоспособности региона посредством инновационной деятельности (на примере Республики Башкортостан).
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи.
Во-первых, изучить понятие конкурентоспособности региона, рассмотреть методику ее оценки.
Во-вторых, исследовать влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ ИННОВАЦИЙ 4
1.1 Понятие конкурентоспособности региона 4
1.2 Методика оценки конкурентоспособности региона 5
1.3 Значение инновационной деятельности в повышении конкурентоспособности региона 8
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РБ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 12
2.1 Характеристика Республики Башкортостан 12
2.2. Анализ макроэкономических показателей РБ 13
2.3 Инновационный потенциал Республики Башкортостан 15
2.4 Субъекты инновационной инфраструктуры РБ 23
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РБ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
3.1. Первоочередные меры по развитию инновационной деятельности в Республике Башкортостан 27
3.2. Направления совершенствования инновационной деятельности РБ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ГМУ.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование региональной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций  для регионального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для РБ, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена следующим.

В последнее  время особенно актуальной становится задача повышения конкурентоспособности  России и ее регионов за счет активизации субъектов инновационной деятельности.

Структурными  источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства. В настоящее же время эффективность использования ресурсов в России в два-три раза ниже, чем в промышленно развитых странах, удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке продукции составляет около одного процента.

Это доказывает необходимость радикальной модернизации инновационной деятельности регионов России, успех которой может быть обеспечен только за счет повышения  конкурентных преимуществ самих  регионов.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ повышения конкурентоспособности региона посредством инновационной деятельности (на примере Республики Башкортостан).

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие  задачи.

Во-первых, изучить  понятие конкурентоспособности региона, рассмотреть методику ее оценки.

Во-вторых, исследовать  влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность региона.

В-третьих, охарактеризовать текущее экономическое состояние  РБ, проанализировать инновационный  потенциал республики, рассмотреть субъекты инновационной инфраструктуры, влияющие на эффективность инновационной деятельности РБ, выявить взаимосвязь между ними.

В четвертых, разработать  предложения по повышению конкурентоспособности  РБ, спрогнозировать макроэкономические показатели, как эффект от предложенных мероприятий, и внести разработку рекомендаций по совершенствованию поддержки развития инновационно-активных предприятий, научных организаций, высших учебных заведений Республики Башкортостан.

Объектом исследования является Республика Башкортостан. Предметом исследования является инновационная деятельность Республики Башкортостан.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ ИННОВАЦИЙ

1.1 Понятие  конкурентоспособности региона

 

В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы в последнее время усилилась и успех фирм в состязании с конкурентами зависит, прежде всего, от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.

Данная характеристика относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т.п. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна. Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов, мониторинга.

Общее определение  конкурентоспособности региона  может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым [1, с. 30]: конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

    1.  Методика оценки конкурентоспособности региона

 

Подход к  оценке конкурентоспособности региона  можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером [2]. Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине ВРП на душу населения, а также в его динамике [3]. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

В рамках задачи формирования конкурентоспособности  региона это понятие может  быть определено, как способность  создавать условия для устойчивого  развития региона.

Для оценки факторов формирования конкурентной способности  региона в целом и возможности  воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером [2] для страны. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»:

  • параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.);
  • условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.);
  • родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества).

В свою очередь  каждый из детерминантов анализируется  по составляющим, степени их воздействия  на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Развитие конкурентоспособности  региона, как и страны в целом (по М. Портеру [2]), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням):

 — конкуренция  на основе факторов производства,

 — конкуренция  на основе инвестиций,

 — конкуренция  на основе нововведений,

 — конкуренция  на основе богатства. 

Первые три  стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

Конкурентное  преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1):

  • на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
  • на второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
  • на третей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
  • на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

 

 

Таблица 1.1

Формирование  конкурентного преимущества региона  на разных стадиях экономического развития

 

В современных  условиях целесообразно сделать  упор на стадию инвестиций с последующим  переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование — и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона. 

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики  по пути инновационного развития. Поэтому  в современных условиях повышение  конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

1.3 Значение  инновационной деятельности в  повышении конкурентоспособности  региона

 

Термин «инновация»  происходит от латинского «inovatis» (in-в, novus-новый) и в переводе означает «обновление, изменение». В экономике понятие «инновация» было введено в научный оборот в 90-е годы и подразумевает реализацию изменений через инновации, выступающих в качестве эффективного средства экономического развития.

К инновациям относятся  все изменения, которые впервые  нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается целый ряд нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции;
  • новые или улучшенные услуги;
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии;
  • измененные социальные отношения на предприятии.

Эти виды инноваций  в практике предприятия переплетаются  между собой. В условиях современных  технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения  в производственных процессах  вообще неотделимы друг от друга.

Альтернативный  подход трактует инновацию не только как конечный результат, но и собственно процесс доведения научного открытия или технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который  можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от идеи до конкретного  продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

Таким образом, инновационная деятельность оказывается  включенной в процесс разрешения основного противоречия экономической системы: между растущими потребностями и достигнутым в каждый конкретный период уровнем развития производства материальных и интеллектуальных благ.

Проведение  инновационной деятельности характерно для регионов, имеющих возможность обеспечить сбалансированный и достаточный по ресурсам инновационный потенциал. Анализ инновационной деятельности может различаться в зависимости от инновационного типа региона. В качестве критерия инновационной типологии принята степень концентрации инновационного потенциала в регионе [8]. В зависимости от уровня концентрации регионы могут относиться к одному из трех типов:

– регионы с  многоотраслевой экономикой и высокой  концентрацией инновационного потенциала, который имеет региональное, межрегиональное, федеральное, международное значение;

Информация о работе Понятие конкурентоспособности региона