Понятие личности в организации и ее основные свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение личности в организации, выявление характеристик и свойств личности, а также изучение поведения личности в пределах организации.
Предметом данного исследования является поведение работников как проявление их личностных характеристик.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава I. Понятие личности и ее свойства…………………..……………..5
1.1 Понятие личности и условия ее формирования.................................5
1.2 Характерные особенности и свойства личности................................6
1.3 Типология личности............................................................................10
1.4 Измерение личностных характеристик..............................................12
Глава II. Теория поведения личности в организации…………………15
2.1 Поведение и влияющие на него факторы...........................................15
2.2 Типы поведения личности в организации..........................................18
Заключение.........................................................................................................20
Список использованной литературы.......................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая орг пов.docx

— 50.62 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АЗЕРБАЙДЖАНА

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА


 

Факультет

«Управление бизнесом»

 

 

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Акперовой Айдан

 

 

Руководитель

Оруджева Мансума

 

 

 

Баку – 2013

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава I.  Понятие личности и ее свойства…………………..……………..5

1.1 Понятие личности и условия ее формирования.................................5

1.2 Характерные особенности  и свойства личности................................6

1.3 Типология личности............................................................................10

1.4 Измерение личностных  характеристик..............................................12

Глава II. Теория поведения личности в организации…………………15

2.1 Поведение и влияющие  на него факторы...........................................15

2.2 Типы поведения личности  в организации..........................................18

Заключение.........................................................................................................20

Список использованной литературы...........................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Организация представляет собой сложную систему, в которой переплетаются интересы личности и гpупп, стимулы и ограничения, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой имидж, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Сущность организаций не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят такие измерители как: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели. И здесь особую роль начинают играть отдельные личности, с из индивидуальн6ыми характеристиками, потребностями, способностями. Естественно для достижения целей организации и выполнения, стоящих перед ней задач, каждого работника на предприятии следуют воспринимать как личность, и знать основные черты его характера, которые влияют на производственный процесс. Возможности успешного включения работника в организационное окружение и поведение человека в организации зависят в равной мере от характеристик как этого окружения т.е организации, так и от характеристик самой личности.

Менеджеры организации, как отдельные личности, должны совершенствовать свои способности, а также направлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи. Поскольку личность подвержена внешнему влиянию, меняется, совершенствуется, в тех или иных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может приобрести негативные черты и свойства, в конце концов разрушается. Принимая во внимание вышесказанное, на организации необходимо создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию и совершенствванию положительных черт личности. Поэтому тема настоящей курсовой актуальна, так как на современном этапе развития  поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

Целью данной работы является изучение личности в организации, выявление характеристик и свойств личности, а также изучение поведения личности в пределах организации.

Предметом данного исследования является поведение работников как проявление их личностных характеристик.

Методы исследования - анализ учебной и специальной литературы, интернет-источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие личности и ее свойства

1.1 Понятие личности

Личность — это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде.

В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается с точки зрения поведения работника, способов общения в процессе труда. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.

Личность человека формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения: семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы. Все это формирует в человеке профессиональные и личные качества.

 Человек — существо  общественное, в нем есть индивидуализм  и коллективизм. Само общество  создает условия, в которых развивается  и формируется личность. Социально-экономические отношения являются существенными факторами, в которых формируются отдельная личность и ее окружение.

 По мере участия  в процессе труда, человек активно  совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага. Личность подвержена влиянию извне, меняется, совершенствуется, в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может приобрести негативные черты и свойства, в конце концов разрушается.

Уровень развития личности характеризуют такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и физическое совершенство. При первом знакомстве с человеком мы по его внешности, одежде, походке, культуре речи и другим внешним проявлениям можем составить себе некоторое представление о том, какой человек перед нами. Для более глубокого познания сущности личности необходимо длительное время, иногда годы, что связано с проявлением внутренних свойств и качеств человека.

Таким образом:

1) свойства человека, приобретенные  им от природы и генетически  наследуемые, развиваются под воздействием  внутренних и внешних условий  его жизни;

2) сама сущность личности  представляет собой совокупность  мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств  человека в процессе его жизнедеятельности;

3) для менеджеров важно  знать и учитывать все стороны проявления личности человека и особенно те, которые оказывают влия­ние на деятельность организации в целом.

Личность — это всегда продукт данного общественного и политического строя. Разрыв между отдельными слоями нашего общества ведет к росту антагонизма в отношениях между ними. Все работники одинаково подвержены воздействию социально-экономических факторов и условий, сложившихся в обществе. Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным.

 

1.2 Характерные  особенности и свойства личности

 

Возможности успешного включения человека в организационное окружение, поведение человека в организации зависят в равной мере от характеристик как этого окружения т.е организации, так и от характеристик самой личности.

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

Любая личность характеризуется:

  • общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);
  • специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать); элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.); сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными; т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);
  • подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);
  • направленностью (ориентированностью социальной активности, возникшей под воздействием социальных моментов
  • интересов, стремлений, идеалов, убеждений);
  • определенным складом характера;
  • биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);
  • психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);
  • психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

В качестве основополагающих начал поведения человека можно выделить следующие: способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.

Способности. Люди различаются наиболее наглядно по своим индивидуальным способностям, присущим человеку качествам. У одних людей больше способностей к музыке и пению, у других к компьютерному Программированию у третьих к составлению письменных отчетов. Различия в интеллектуальных Способностях и физических данных частично объясняются наследственностью частично - обучением и опытом,

Организации почти всегда пытаются воспользоваться различиями в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник. Выбор человека, Который лучше других способен выполнять определенную работу, является средством увеличения выгоды от специализации,

Предрасположенность, одаренность - это потенциал человека, в отношении выполнения Конкретной работы. Являясь результатом сочетания врожденных качеств и приобретенного опыта, одаренность становится талантом, открывающимся в определенной области. Руководители, в частности, должны уметь оценивать возможности людей, Предрасположенность к управлению очень. важна при выборе кандидатов на обучение менеджменту.

Потребности  - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Основными считают физиологические потребности в пище, питье, тепле, а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу, группе людей. Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но эта может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации.

Ожидания. Люди, основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение. Если работник ожидает, что его дополнительные усилия будут вознаграждены, то, вероятно, он будет их прилагать. При отсутствии таких ожиданий трудно рассчитывать на дополнительные усилия со стороны работника.

Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение. Для практических целей можно определить восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Все события влияют на поведение только в той мере, в какой воспринимаются самим человеком. Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.

Отношение можно определить как-то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют на поведение, Примерами могут служить разные предрассудки. Люди, которые придерживаются точки зрения, что женщины некомпетентны как работники и уступают мужчинам, стремятся преувеличивать все ошибки, которые делают женщины, и не могут оценить и воспринять доказательства, что они так же компетентны.

Ценности - это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности, как и многие другие индивидуальные черты, приобретаются посредством обучения. Им обучают в школах, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в других социальных контактах и даже через средства развлечения и досуга. Конкретные ценности руководителей, в особенности высшего звена, часто отражаются в целях и политике организации.

Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей: Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Организация стремится иметь свою собственную мораль и обычаи.

Эти выводы имеют очень большое значение, потому что они указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для организации.

Руководители должны совершенствовать свои способности направлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, но и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Рабочая среда - это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации. Существует внутренняя и внешняя среда предприятия.

1.3 Типология личности

Личность как научная категория является предметом исследования различных отраслей знаний: психологии, медицины, социологии, управления и т.д.. В организационном поведении ориентируются на концепции личности, имеющие существенное значение для эффективного управления человеческими ресурсами в экономических системах.

По признаку концентрации внимания и получения энергии различают:

- экстравертов (концентрируют  внимание на внешнем мире, других  людях и происходящих событиях, направляют свою энергию вовне  и получают ее из внешних  источников, через впечатления; лучший  способ обучения для них практика  и обсуждение; они разносторонне  интересны, склонны говоритъ, потом  обдумывать сказанное, общительны, инициативны)

Информация о работе Понятие личности в организации и ее основные свойства