Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 10:33, доклад
Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует.
И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.
Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует.
И, конечно,
тех, кто всем этим руководит. Существует
множество причин, которые сделали необходимым
возникновение социального управления.
1. Одна из основных причин — разделение
труда. На ранних этапах человеческой
истории выполнение любого процесса изготовления
какого-либо материального блага в целом
зависело от одного человека, который
проводил его от начала до конца. С развитием
производства это положение кардинально
изменилось. Те функции, которые раньше
выполнял один человек, были распределены
между членами коллектива; наиболее ярким
проявлением этого процесса является,
например, конвейерное производство, разработанное
одним из основателей менеджмента Генри
Фордом.
2. Разделение труда тесно
3. Усложнение структуры
производства привело к тому,
что перед руководством
Современный этап развития производства характеризуется тем, что важную роль стали играть очень крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов.
Управление имеет такую
же длительную историю, как и человеческая
культура. И действительно, культура связана
если не с государственностью, то, по крайней
мере, с общественной жизнью, а следовательно,
культура всегда предполагает хотя бы
элементарные зачатки управления. Если
обратиться к истории древних государств,
можно найти множество примеров более
или менее сложных систем, в которых осуществлялось
управление.
Однако как самостоятельная
наука менеджмент зародился на рубеже
XIX—XX вв. Именно в этот период появились
первые работы, посвященные управлению
хозяйственной деятельностью. Почему
проблема управления стала настолько
важным объектом внимания, что ей посветили
самостоятельную дисциплину? Во многом
это было предопределено потребностями
капиталистического общества.
Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея
менеджмента как особой специализации,
особой профессии была высказана, по-видимому,
в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном.
Таун выступил на собрании американского
общества инженеров-механиков с докладом,
в котором говорил о необходимости подготовки
специалистов-управленцев.
Школа научного менеджмента
(школа научного управления) исходила
из предположения, что оптимальная организация
производства может быть создана на основе
точных знаний о том, как действуют люди.
Сторонники данного направления полагали,
что при помощи логики, наблюдений, анализа
и расчетов можно организовать производство
таким образом, что оно будет максимально
эффективным. Кроме того, со школой научного
менеджмента связано также представление
о том, что управление — это особая функция,
которая отделена от фактического выполнения
работы.
Основателем
школы научного менеджмента принято считать
Фредерика Тейлора (1856—1915) — американского
инженера, который известен тем, что разработал
первую целостную концепцию управления,
которую в его честь называют «тейлоризмом».
Тейлор присутствовал на собрании, во
время которого читал свой доклад Таун.
Идея Тауна вдохновила Тейлора на создание
собственной концепции менеджмента. Свои
идеи он сформулировал в книгах «Цеховой
менеджмент» (1903) и «Принципы и методы
научного менеджмента» (1911).
Тейлор
получил образование инженера-механика
и работал в сталелитейной компании, в
которой и были воплощены основные идеи
тейлоризма. Необходимо отметить, что
во времена Тейлора свой расцвет переживал
монополистический капитализм. Предприятия
очень быстро росли, а это требовало унификации
и стандартизации производства, более
эффективного использования материальных
ресурсов, времени и рабочей силы.
А потому основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели с точки зрения Тейлора было можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она недостаточно учитывала личность рабочего.
По мнению
Тейлора, имеется четыре основных принципа
научной организации труда:
1) администрация
предприятия должна стремиться
к внедрению научно-
2) администрация
должна брать на себя роль
отбора рабочих и обучения
их специальности (до Тейлора
этого не делалось и рабочий
самостоятельно выбирал
3) администрация
должна согласовывать научные
принципы производства с
4) ответственность
за результаты труда
Среди последователей
Тейлора можно назвать Генри Ганта, а также
супругов Фрэнка и Лилиан Джилбер-тов.
Так же, как и Тейлор, они стремились к
усовершенствованию трудового процесса
путем выработки четких инструкций, которые
основывались на логическом анализе. Гант,
например, разработал методы календарного
планирования деятельности предприятия,
а также сформулировал основы оперативного
управления. Кстати, именно сторонники
научного менеджмента первыми стали использовать
в своих исследованиях фотоаппараты и
кинокамеры.
Далеко не все
знают, что Генри Форд, который известен
прежде всего как основатель американской
автомобильной промышленности, является
также крупной фигурой в истории научного
менеджмента. Успех, которого он достиг
в бизнесе, во многом зависел от его теории,
получившей название «фордизм». По его
мнению, задачу промышленности нельзя
видеть только в удовлетворении потребностей
рынка (хотя без этого никакая промышленность
существовать не может): необходимо так
организовывать производственный процесс,
чтобы, во-первых, можно было снизить цены
на продукцию, а во-вторых, повысить оплату
труда работников.
Форд полагал,
что правильная организация производства
предполагает
1) замену ручного труда машинным,
2) заботу о работниках,
заключающуюся в создании
3) повышение качества продукции
4) развитие сети сервисного обслуживания.
В своей практике Форд стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило ему снизить себестоимость продукции.
Недостатком
научного менеджмента является то, что
он во главу угла ставит технические средства,
при помощи которых якобы можно решить
любые проблемы. Технические средства
действительно помогают решать проблемы
управления, однако далеко не все, а лишь
некоторые из них. Эту односторонность
положений научного менеджмента попытались
преодолеть представители школы человеческих
отношений и школы человеческого поведения.
В то же
время опора на практические исследования
дала возможность установить реалистичные
требования относительно продолжительности
выполнения рабочих операций. Другими
словами, стандарты и нормы, которыми руководствовались
сторонники научного управления, в большей
степени соответствовали возможностям
человека. Это позволило также объективно
оценивать вклад каждого рабочего в производство
и по достоинству оценивать труд каждого
из них.
Административная
школа управления. Анри Фай-оль (1841—1925)
— еще один выдающийся представитель
менеджмента первой четверти XX века, разработавший
основы административного подхода к управлению.
Он, как и его единомышленники (Л. Урвик,
Дж. Муни), имел опыт работы в качестве
руководителя высшего звена на крупном
предприятии. Именно этот опыт позволил
Фай-олю сформулировать основы науки об
управлении исходя из общих характеристик
организации и закономерностей, которым
она подчиняется. Административную школу
называют также классической.
С
точки зрения Файоля, эффективность производства
может быть повышена не только за счет
совершенствования приспособлений труда
и операций, которые должен выполнять
работник, но и за счет правильной организации
работы целого предприятия. Следовательно,
роль администрации с точки зрения концепции
Файоля заметно возрастала. Под эффективным
административным управлением Файоль
понимал такое управление предприятием,
которое позволяет извлечь максимум возможного
из имеющихся в распоряжении ресурсов.
Административная функция рассматривалась
Файолем как одна из функций управления
(наряду с производственной, коммерческой,
финансовой, кредитной и учетно бухгалтерской
функциями).
Кроме того, Файоль показал, что административная
функция реализуется на всех уровнях организации.
Файоль выделил 14 принципов управления:
1) разделение труда, благодаря которому
удается повысить его производительность;
2) равновесие между полномочиями и ответственностью;
3) дисциплина;
4) единоначалие, при котором работник
подчиняется только одному руководителю;
5) единство направления движения всех
подразделений организации;
6) главенство общих интересов над личными;
7) достойное вознаграждение как условие
верности работников;
8) равновесие между централизацией и децентрализацией;
9) иерархичность организации;
10) порядок во всем;
11) справедливость, представляющая собой
сочетание доброты и правосудия;
12) стабильность персонала и недопустимость
текучки кадров;
13) инициативность в построении и выполнении
плана;
14) корпоративный дух — ощущение себя
членом команды.
Представители
этой школы выделяли три основные функции
бизнеса: финансы, производство и маркетинг.
Они полагали, что это разделение может
лечь в основу оптимального деления организации
на подразделения.
Школа
человеческих отношений. Во второй трети
XX века ведущие позиции в менеджменте
как науке занимает школа человеческих
отношений, которую также называют неоклассической
школой (Г. Мюнстерберг, М. Фолетт, Э. Мейо
и др.). Формирование этой школы было обусловлено
тем, что принципы тейлоризма не могли
удовлетворить потребности развивающегося
капитализма: они не учитывали личности
человека.
Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Они исходили из того неоспоримого факта, что деятельностью человека управляют не экономические силы, а разнообразные потребности, причем деньги далеко не всегда способны эти потребности удовлетворить.
Конечно, этот
подход является крайностью, поскольку
процесс управления сочетает в себе самые
разные аспекты. Однако эта крайность
была закономерной: она представляла собой
ответ на чрезмерный интерес к технологии,
свойственный научному менеджменту.
Представители школы человеческих
отношений исследовали процессы
управления при помощи методов, разработанных
в социологии и психологии. В частности,
именно они первыми стали применять
тесты и особые формы собеседования при
приеме на работу.
В результате
проведенных исследований Э. Мэйо пришел
к выводу, что такие факторы, как логичные
трудовые операции и высокая заработная
плата, высоко оцениваемые сторонниками
научного менеджмента, далеко не всегда
влияют на повышение производительности
труда. Он установил, что производительность
труда в не меньшей степени зависит и от
отношений с другими работниками. По этой
причине представители школы человеческих
отношений утверждали, что эффективным
управление может быть только в том случае,
если руководители в достаточной степени
знают личностные особенности своих подчиненных,
их сильные и слабые места. Только в этом
случае руководитель может полно и эффективно
использовать их возможности.
Заслуги
сторонников школы человеческих отношений
очень велики. До них психология практически
не располагала данными о том, как психика
человека связана с его трудовой деятельностью.
Именно в рамках данной школы были проведены
исследования, которые существенно обогатили
наши представления о психической деятельности.