Принципы и процесс диагностики систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт. Для этого проводится диагностика деятельности предприятия в частности диагностики системы управления.

Проведение своевременной диагностики деятельности предприятии позволяет выявить ее слабые стороны, причины и устранить их для достижения наиболее высоких показателей деятельности организации.

Содержание

Содержание

Введение
Диагностика деятельности организации
Цель, предмет и задачи диагностики
Основные концепции диагностики
Виды диагностики
Диагностика компании «Альфа»
Цели и задачи анализа
Краткая характеристика группы компаний и стратегий группы
Краткая характеристика бизнес-процессов и функций
Выводы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк менеджмент.docx

— 66.25 Кб (Скачать файл)

Принципы и процесс  диагностики систем управления

Содержание

Введение

  1. Диагностика деятельности организации
    1. Цель, предмет и задачи диагностики
    2. Основные концепции диагностики
    3. Виды диагностики
  2. Диагностика компании «Альфа»
    1. Цели и задачи анализа
    2. Краткая характеристика группы компаний и стратегий группы
    3. Краткая характеристика бизнес-процессов и функций
    4. Выводы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Время от времени любые  организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить  собственный опыт. Для этого проводится диагностика деятельности предприятия в частности диагностики системы управления.

Проведение своевременной  диагностики деятельности предприятии  позволяет выявить ее слабые стороны, причины и устранить их для  достижения наиболее высоких показателей  деятельности организации.

В данной работе мне хотелось бы рассмотреть ряд вопросов, в первую очередь, что представляет собой диагностика систем управления, ее главные цели и задачи и рассмотреть пример диагностики реального предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диагностика деятельности организации
    1. Цель, предмет и задачи диагностики

Диагностика систем управления — это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Основная конечная цель любого коммерческого предприятия —  получение прибыли, но в некоторых  случаях цели предприятия могут  быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, —  тогда диагностика ориентирует  усилия предприятия в направлении  этих целей, хотя конечная цель та же —  получение прибыли.

Основная цель диагностики  — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед  предприятием. Для этого диагностика  обеспечивает выполнение следующих  задач:

  1. Координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  2. Информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;
  3. Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  4. Обеспечение рациональности управленческого процесса.

Зaдaчaми диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являютcя:

    1. Идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa;
    2. Иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми;
    3. Выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe;
    4. Уcтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния;
    5. Пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.

Пpeдмeтoм диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являeтcя aнaлиз пpoизвoдcтвeнныx и экoнoмичecкиx peзyльтaтoв, финaнcoвoгo cocтoяния, peзyльтaтoв coциaльнoгo paзвития и иcпoльзoвaния тpyдoвыx pecypcoв, cocтoяния и иcпoльзoвaния ocнoвныx фoндoв, зaтpaт нa пpoизвoдcтвo и peaлизaцию пpoдyкции (paбoт, ycлyг), oцeнкa эффeктивнocти.

Объeктoм диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являeтcя paбoтa пpeдпpиятия в цeлoм и eгo cтpyктypныx пoдpaздeлeний (цexoв, бpигaд, yчacткoв), a cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть opгaны гocyдapcтвeннoй влacти, нayчнo-иccлeдoвaтeльcкиe инcтитyты, фoнды, цeнтpы, oбщecтвeнныe opгaнизaции, cpeдcтвa мaccoвoй инфopмaции, aнaлитичecкиe cлyжбы пpeдпpиятий.

Необходимость совершенствования  диагностики в настоящее время  объясняется следующими причинами:

  1. Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:
    1. Смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
    2. Увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления;
    3. Необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации;
    4. Необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости организации и избеганию кризисных ситуаций;
  2. Усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления;
  3. Информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  4. Общекультурное стремление к синтезу интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные концепции диагностики

 

В современных условиях можно  выделить следующие концепции диагностики (таблица №1):

Основные концепции диагностики                                           Таблица №1

Ориентация концепции

Сущность и основные задачи диагностики в рамках данной концепции

На систему учета

Переориентация системы  учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием  и контролем деятельности предприятия

На управленческую информационную систему

Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции  единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков

На систему управления:

 

 с акцентом на

планирование и контроль

Планирование и контроль деятельности структурных подразделений  предприятия

с акцентом на координацию

Координация деятельности системы  управления предприятием (управление управлением)


 

Стоит отметить, что эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему стала популярной в 1970—1930-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды диагностики

 

Современный менеджмент разделяет  цели организации на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому  диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическую диагностику и оперативную диагностику.

Стратегическая диагностика несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы.

Цели стратегической диагностики:

  1. Обеспечение выживаемости системы;
  2. Проведение антикризисной политики;
  3. Поддержание потенциала успеха.

Главные задачи стратегической диагностики:

  1. Участие в установлении количественных и качественных целей системы;
  2. Ответственность за стратегическое планирование;
  3. Разработка альтернативных стратегий;
  4. Определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
  5. Определение узких и поиск слабых мест;
  6. Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
  7. Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
  8. Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).

Основные направления  стратегической диагностики:

  1. Анализ внешней среды:
    1. Анализ рынка капитала;
    2. Анализ рынка сырья и материалов;
    3. Анализ возможностей конкурентов;
    4. Анализ экономико-политической сферы;
    5. Анализ рынка технологий;
    6. Анализ рынка труда;
    7. Изучение экологических проблем;
    8. Изучение социально-политической сферы.
  2. Анализ внутренней среды:
    1. Анализ маркетинга;
    2. Анализ людских ресурсов;
    3. Анализ технических и технологических ресурсов;
    4. Анализ проведения НИОКР;
    5. Анализ выпускаемой продукции;
    6. Анализ существующей организационной структуры;
    7. Анализ финансового состояния организации;
    8. Оценка территориального расположения.

Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического  управления прогноз изменений внешних  условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, рассмотренные ранее.

Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько  обоснованно она выбрана и  насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и  отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему  контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.

Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы.

Цель оперативной диагностики  — обеспечение прибыльности и  ликвидности предприятия.

Главные задачи оперативной  диагностики:

  1. Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  2. Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  3. Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  4. Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  5. Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов.

Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики:

  1. Рентабельность капитала;
  2. Производительность;
  3. Степень ликвидности.

Систему оперативной диагностики  используют для поддержания оперативных  решений по недопущению кризисного состояния.

Диагностика не тождественна контролю: контроль занимается фиксированием  и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика  нацелена на перспективу опережающий  контроль, а также оперативное  отслеживание текущих событий.

В зависимости от объекта  диагностику подразделяют на диагностику  финансово-хозяйственного состояния  организации и организационную  диагностику.

Информация о работе Принципы и процесс диагностики систем управления