Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:45, контрольная работа
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума [1;35].
Введение
Для достижения максимальной
эффективности специалист
Общение играет огромную
роль в жизни общества. Без
него немыслимы процесс
Специалист социальной работы служит посредником между человеком и государственными учреждениями. Поэтому специалисту социальной работы должен обладать навыками профессионального, компетентного общения, которое будет необходимо и для психологического или юридического консультирования и для решения каких-либо проблем клиента.
РАЗДЕЛ 1. Принципы консультирования в социальной работе
Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие специалиста социальной работы с индивидом или некой общностью людей. Очевидно, что основные задачи специалиста социальной работы в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи [5;97].
Профессиональная деятельность специалиста социальной работы может включать множество аспектов социально-правового и психологического планов. Основным способом взаимодействия специалиста социальной работы с клиентом становится консультирование. Для того чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов:
1. Принципы организации консультирования в социальной работе:
- анализа подтекста,
- отказа от конкретных рекомендаций, направленного на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого - либо одного способа поведения и деятельности. специалист социальной работы должен предложить некоторый определённый спектр возможностей.
- системности, позволяющий специалисту социальной работы при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.
- уважения личности клиента, направленный на пресечение любых попыток специалиста социальной работы «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствие с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах [3;69].
2. Принципы осуществления консультирования в социальной работе:
- компетентности и
- доверительности и
- конфиденциальности, гарантирующей, что полученная специалистом социальной работы в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий [2;124].
- результативности, направленной на то, чтобы усилия специалиста социальной работы либо помогли клиенту решить возникшую у него проблему, либо создали для этого необходимые условия. При этом ведущая роль в оценке результативности работы специалисты принадлежит клиенту.
Таким образом, реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, специалист социальной работы всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении специалиста социальной работы – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача специалиста социальной работы состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.
РАЗДЕЛ 2. Задачи консультирования в социальной работе
Консультирование обязательно должно включать научение клиента видению своих проблем, психологических комплексов и недостатков. Для этого нужно привнесение в его жизнь новых ценностей, ставящих перед ним необходимый для достижения идеал; альтернативных ракурсов видения жизни, выявляющих «падшее» состояние клиента; способности вырабатывать решения собственных проблем, опираясь на качественные методы реализации решения и реализовать их на практике. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства, т.е. приближенного равенства поставленному идеалу. Задачи развития – это основные задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Принцип совершенствования в духовной, морально-нравственной и интеллектуальной сферах своей внутренней жизни можно назвать одним из основных принципов жизни, вносящих огромный смысл в остальную деятельность человека [2;48].
Можно выделить несколько
универсальных задач
- способствовать изменению
поведения, чтобы клиент мог
жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность
жизнью, несмотря на некоторые
неизбежные социальные
- развивать навыки преодоления
трудностей при столкновении
с новыми жизненными
- обеспечить эффективное
принятие жизненно важных
- развивать умение завязывать
и поддерживать межличностные
отношения: общение с людьми
занимает значительную часть
жизни и у многих вызывает
трудности из-за низкого
- облегчить реализацию
и повышение потенциала
Таким образом, в консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта, состояния гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что главная задача консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.
Заключение
Таким образом, реализуя принципы консультирования в практике своей профессиональной деятельности, специалист социальной работы всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении специалиста социальной работы – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача специалиста социальной работы состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.
В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта, состояния гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что главная задача консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособие / Г. М. Андреева. - М.: «Наука», 1994. - 215 с.
2. Атватер, И. Я вас слушаю / И. Атватер. – М., 1988.
3. Колпачников, В. В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование / В. В. Колпачников. – М., 1998,- 201 с.
4. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М., 2009. – 272 с.
5. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа» / Л. В. Сафонова.- Москва: Академия, 2008.- 223 с.
6. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. – М., 2002. – 192 с.
7. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.
8. Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. Пособие / Л. Б. Шнейдер – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 352 с.
Информация о работе Принципы консультирования в социальной работе