Принципы стимулирования персонала. Поощрения и наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:43, реферат

Краткое описание

Человек, стимулирующих других, всегда находился между двух ограничений: с одной стороны - экономическая целесообразность («пряник»); с другой стороны - эффективность наказания («битье гнутом»). В нынешних условиях эта полоса существенно сузилась. И необходимо быть предельно осторожным, чтобы, как говорится, не перегнуть палку.
С одной стороны, различные виды стимулирования в виде премий, бонусов, надбавок, предоставления оплачиваемого отдыха, организации корпоративных вечеринок, не всегда оправданы, экономически затратны. С другой стороны, реакция на конкретные стимулы наказания не одинакова у различных людей

Вложенные файлы: 1 файл

printsipy_stimulirovania.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Принципы стимулирования персонала. Поощрения и наказание

Человек, стимулирующих других, всегда находился между двух ограничений: с одной стороны - экономическая  целесообразность («пряник»); с другой стороны - эффективность наказания («битье гнутом»). В нынешних условиях эта полоса существенно сузилась. И необходимо быть предельно осторожным, чтобы, как говорится, не перегнуть  палку.

С одной стороны, различные  виды стимулирования в виде премий, бонусов, надбавок, предоставления оплачиваемого  отдыха, организации корпоративных  вечеринок, не всегда оправданы, экономически затратны. С другой стороны, реакция на конкретные стимулы наказания не одинакова у различных людей. Сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не меняют свое поведение.

Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним  относятся:

  1. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.
  2. Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
  3. Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
  4. Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, так как действует принцип «Лучше меньше, но быстрее». Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - это сильный мотивационный фактор.
  5. Сочетание моральных и материальных стимулов. И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
  6. Сочетание позитивных и негативных стимулов. В экономически развитых странах преобладает переход от негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к позитивным стимулам (премированию, выплате вознаграждений). Это зависит от традиций сложившихся в обществе или коллективе, взглядов, нравов, а также стиля и методов руководства.

Поощрения

Распространенным является мнение о том, что за одни и те же результаты разные сотрудники должны поощряться одинаково. Современная  наука и практика свидетельствует, что это не всегда верно. Конечно, за достигнутые успехи надо хвалить. Вспомним лишь, ставшую крылатой фразу  Ф. Герцберга: «Успех без признания ведет к разочарованию». При определении меры поощрения необходимо учитывать характер работника, уровень его зрелости и мотивы, побудившие его совершить поступок.

Психологические исследования установили, что неумеренное поощрение  лучших - типично для практики, но оно приводит к завышенной самооценке одних и к заниженной – других, что, в свою очередь, препятствует развитию отношений доброжелательности, доверия и взаимоуважения в трудовом коллективе. Поощрение во всех случаях должно:

1. Объявляться своевременно, то есть, по возможности сразу  же вслед за положительным  поступком, хорошим результатом  в работе и т.д.

2. Быть максимально индивидуализировано,  с учетом особенностей работы  сотрудников, их личных достижений.

3. Быть публичным. Однако  если кто-то добился сравнительно  небольших успехов, хвалить лучше  в частном порядке. Вряд ли  работнику, особенно пожилому  человеку, будет приятно, если  он будет отмечен только за  то, что другие делают также  хорошо).

4. Исходить или от коллектива, или от уважаемого членами  организации авторитетного руководителя. Если же начальник не сумел  завоевать авторитета, конфликтует  с подчиненными, его поощрение  рассматривается как попытка  наладить взаимоотношения путем  задабривания подчиненных. Иногда  следует предоставить работнику  возможность самому выбрать вид  поощрения.

В арсенале руководителя должно быть большое количество различных  видов поощрения. В формулировке поощрения необходимо отразить сущность поступка, указать конкретный факт, за который выносится благодарность  или вручается награда. Нельзя поощрять «за хорошую работу» или «за  высокую дисциплину». Эти показатели – долг любого работника. При неумеренной  похвале работники начинают рассматривать  хорошую работу и примерное поведение  как заслугу, а не как обязанность.

Итак, эффективность поощрения  наиболее высока, когда сам работник ясно осознает, что оно адресовано именно ему и напрямую связано  с его личными успехами в работе. Работников, склонных к переоценке собственных достижений, следует  поощрять очень осторожно, иначе  они могут неадекватно определять свои силы и способности, у них  может развиться зазнайство.

Есть еще один нюанс, связанный  с «перестимулированием» поощрениями. С социально-психологической точки зрения существует феномен ухудшения результатов деятельности при чрезмерном поощрении в виду потери человеком контроля над собой. Ещё в 1940г. Фримен нашел зависимость между уровнем стимуляции и эффективностью деятельности. Так, ухудшение результатов работы вызывается ожиданием высокого вознаграждения и, как следствие, замедлением реакции в задачах, требующих быстроты действий, и неловкостью, когда необходима аккуратность и точность.

Последующие исследования показали, что при легкой задаче сильное  поощрение не вредит, но и не приводит к улучшению деятельности. Показатели ухудшаются тогда, когда чрезмерное поощрение происходит до решения  трудной задачи (требующей самообладания, рациональности или высокой координации  движений).

 

 

 

Наказания

Наказание как вид стимулирования часто создает иллюзию разрешения сложной рабочей ситуации, конфликта. Тезис «ни один проступок не должен оставаться безнаказанным» на практике оказывается неверен. Руководитель, придерживающийся этого принципа, неизбежно  становится надсмотрщиком, портит отношения  с подчиненными, испытывает дефицит  времени, так как большая часть  рабочего часть времени уходит на строгий контроль над деятельностью  коллектива.

Наказание – это применение каких-либо неприятных или нежелательных  мер в отношении человека в  ответ на невыполнение установленных  требований или нарушение принятых норм и правила поведения. Наказание  применяется с целью предупреждения проступков в дальнейшем.

Основа для применения наказания – несоблюдение требований, договоренностей. Однако не при всяком нарушении дисциплины следует наказывать подчиненных. Необходимо учитывать  экономические или технологические  возможности реализации норм поведения  и/или плановых показателей. В учет должна браться ситуация на рынке (пример: объём продаж может не повышаться из-за падения продаж в отрасли  в целом) и наличие у работника  необходимых ресурсов, власти и полномочий.

Наказание, как правило, следует  накладывать на незначительное меньшинство  действительно виноватых и при  обязательном осуждении их проступков большинством. Наказание – сильнодействующее  средство воздействия на нарушителя тогда, когда проступок возмущает  не только руководителя, но и других членов коллектива. Если же сотрудники поддерживает нарушителя, то форму  наказание следует изменить. В  нашей практике бывали случаи, когда  тихий саботаж дружного коллектива не давал возможности даже скорректировать  бизнес-процесс (повлекший значительные экономические потери), из-за страха быть наказанным.

От наказания также  следует воздержаться, если нарушение  обусловлено несовершенством технологических  операций, наверняка может повториться  любым другим членом коллектива.

Мера наказания всегда строго индивидуальна, как индивидуальны  и психические особенности людей  и причины их проступков. Но учитывая, что наказание – мера воспитания коллектива, целесообразно применять  его в присутствии коллег провинившегося. Однако из этого правила есть исключения. За первый проступок лучше наказывать без свидетелей. Замечания лидерам  неформальных групп, особенно холерикам, также лучше делать наедине. Нередко  бывает достаточным ограничиться требованием, шуткой в адрес нарушителей дисциплины, строгим взглядом.

Весомость наказания зависит  от взаимоотношений подчиненного с  руководителем. Даже к мягкому порицанию  авторитетного, уважаемого начальника относятся болезненно. И наоборот, заслуженное наказание со стороны  малоавторитетного руководителя воспринимается как придирчивость и несправедливость, может не иметь воспитательной ценности.

Диапазон применяемых  наказаний должен быть так же, как  и поощрений регламентирован  и описан в уставах и положении  о труде. Неадекватно слабое наказание (как 20 гривен за превышение скорости) обычно не действует. Так же, как  и самое строгое (даже под страхом сталинских лагерей колоски с колхозного поля уносили). И в тоже время адекватное наказание, применяемое не для всех («это мой кум – ему можно») и не всегда (неотвратимость ответственности), влечет за собой обесценивание правил.

Постоянное применение одной  формы наказания притупляет его  силу. Может возникнуть так называемый «эффект затвердевшей мозоли». Учитывая это, иногда лучше вообще отказаться от санкций в тех случаях, когда  работник привык к наказаниям и порицаниям, интуитивно их прогнозирует и легко  переносит. Не стоит также применять  неадекватно сильные меры наказаний, здесь может возникнуть «эффект  панического страха», когда не просто боятся совершить ошибку, а бояться  делать что-либо вообще.

В качестве заключения, сделаем  выводы относительно эффективного применения наказаний.

1. Наказывать целесообразно  не только за результат действия, а в первую очередь за осознанную  недисциплинированность, неряшливость, лень, отсутствие прилежания, аморальные  поступки. Во всех случаях нужно  стремиться наказывать с учетом  мотивов, которые натолкнули работника  на негативный проступок.

2. Разных работников за  одну и ту же ошибку (не регламентированную  и описанную в положении о  труде) следует наказывать по-разному.  При этом следует учитывать  уровень их общей культуры  и знаний, индивидуальные особенности.  Хорошо помнить, что только  около 10% работников глубоко переживают  наказание. Примерно 20% равнодушны  к осуждению их поведения начальством.  Около половины не считают  наказание мерой воспитания, возбуждаются, затаивают злобу на наказавшего.

3. В отличие от поощрения,  наказание часто объявляется  не сразу после совершения  проступка, а через некоторое  время посредством вызова, провинившегося  на определенный час, с тем,  чтобы дать ему успокоиться  и обдумать свое поведение.  Неизвестность для человека всегда  очень неприятна. Ожидание наказания  нередко поучительнее самого  наказания. Оно вызывает переживания,  усиливающиеся нетерпением. Кроме  того, люди способны уже через  короткий промежуток времени  после случившегося критически  оценить свое поведение. В преддверии  разговора с руководителем, человек  оценивает свой проступок, нередко  самокритичен, - что является хорошей  профилактикой дальнейших нарушений.

4. Наказание эффективно  только в случаях, когда руководителя  поддержвает коллектив, и поэтому в большинстве случаев выносится публично, но в ряде случаев целесообразно все же наказывать с глазу на глаз.

5. При вынесении наказания  необходимо делать конкретные  замечания по конкретному поводу. Каждому подчиненному необходимо  предоставлять возможность для  приведения оправдательных аргументов. Важно стремиться к тому, чтобы  осуждение соответствовало степени  вины провинившегося.

Условия, при которых правила  стимулирования не работают (не соблюдаются):

1. Правила описаны, но  не донесены до исполнителя.

2. Правила описаны, донесены, но мера ответственности не  определена (т.е. не известны меры  вознаграждения и санкции за  нарушения).

3. Правила описаны, донесены, мера ответственности определена, но неадекватна.

4. Правила описаны, донесены, мера ответственности определена, но применяются не ко всем  и не всегда.

Общим правилом, регламентирующим использование руководителем поощрений  и наказаний, должно быть следующее:

- поощрение – более  весомая мера воздействия, чем  наказание;

- регулярное и правильное  применение поощрений предупреждает  необходимость вынесения наказаний.

 


Информация о работе Принципы стимулирования персонала. Поощрения и наказание