Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:49, реферат

Краткое описание

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

 

6.Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления. 
 
Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления. 
 
Можно выделить две схемы, характеризующие цикл управления фирмой: 
 
01. Вариант западных учёных (Мескон, Альберт, Хедоури). Планирование - Организация - Мотивация - Контроль (схема-цикл закольцована). 
 
02. Вариант, предложенный российскими учёным (для осуществления цикла управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании). 
 
Анализ возможностей - Планирование - Организация - Мотивация - Диспетчирование - Контроль - Регулирование (схема-цикл - закольцована). 
 
Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким. Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура распределения прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами. Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с этими целями. 
 
Этапы управления по целям представлены: выработка целей - планирование действий - корректирующие меры - проверка и оценка работы (схема закольцована). 
 
Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо четко определить, что такое эффективность корпорации, как объединения различных коммерческих структур, а также уметь измерять значение эффективности функционирования. Для измерения эффективности функционирования корпорации необходимо определить эффективности предприятий-участников. Эффективность функционирования предприятия, прибыль/выловые активы. 
 
Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования: 
 
Цели достигнутых результатов 
 
Соответствие процесса функционирования системы объекта требующие к его созданию организации и результатам. 
 
Принципами корпоративного управления являются: 
 
Соблюдение баланса интересов различных групп 
 
Права акционеров 
 
Равноправие акционеров 
 
Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией 
 
Раскрытие информации и прозрачность 
 
Обязанности совета директоров 
 
Права акционеров: Надежность регистрации права собственности; Отчуждение или передача акций; Получение необходимой информации; Участие в собрание акционеров; Участие в выборах правления; Доля прибыли в корпорации 
 
Корпоративное управление основано на стратегии и методах: 
 
Корпоративные ценности 
 
Четко сформулированная стратегия 
 
Внутренний контроль 
 
Стимулирование 
 
Наличие и анализ информации.

 

  1. Анализ возможностей корпорации. Анализ продукции, внутренней структуры, внешнего окружения. 
     
    Анализ возможностей - это комплексное исследование, которое проводится с целью определения основных аспектов функционирования корпорации. Результаты анализа позволяют судить о текущем финансово-экономическом состоянии, отсечь начальные точки для определения эффективности. В целом анализ возможностей корпорации позволяет руководству определить тактику, в соответствии с которой корпорация будет функционировать. Анализ возможностей включает в себя исследование трех составляющих: анализ продукции, анализ внутренней структуры, анализ внешнего окружения корпорации. 
     
    Цель анализа продукции (производят предприятия-участники корпорации) - определить направления выхода на рынок, стратегию продвижения видов продукции, оценить объемы покупательного спроса и количество продукции, производимое в рамках корпорации на момент анализа. Это позволяет сгруппировать предприятия в организационные модули для последующего планирования технологических цепочек. Организационный модуль представляет собой совокупность предприятий-участников ТЦ, продукция которых имеет одинаковое производственное или коммерческое назначение в интересах корпорации. Продукция предприятий модуля может быть использования для следующих целей: 
     
    во-первых, другими предприятиями-участниками ТЦ для изготовления конечной продукции в рамках ТЦ; 
     
    во-вторых, внешними потребителями конечной продукции. 
     
    В этой связи продукция, производимая в рамках корпорации, может быть разделена на две части в соответствии с целями использования: 
     
    1. Технологическая продукция (полуфабрикаты). Оценивается качество и ассортимент. Оценивается как сама продукция, так и спрос на неё. 
     
    2. Коммерческая продукция (Оценивается объем платежеспособного спроса на продукцию, если производство эффективно, руководство корпорации принимает решение об организации технологической цепочки.). 
     
    Анализ внутренней структуры корпорации проводится для выявления тех внутренних резервов, которые могут быть использованы для повышения эффективности функционирования и обеспечения выпуска требуемого количества коммерческой продукции. Для проведения анализа внутренней структуры необходимо оценить потенциал предприятий-участников корпорации. Оценку потенциала предприятия целесообразно проводить по нескольким разделам: 
     
    01. Производство (объём, структура, темпы производства; ассортиментная номенклатура продукции предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента; обеспеченность сырьём и материалами, уровень запасов, скорость их использования; экология производства; местонахождение производства и наличие инфраструктуры и т.д.). 
     
    02.Распределение и сбыт продукции (Транспортировка продукции, транспортные возможности и оценка расходов; хранение товарных запасов; возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров; продажа и т.д.). 
     
    03. Организационная структура и менеджмент (организация и система управления; количественный и профессиональный состав работников; стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда; уровень менеджмента; фирменная культура). 
     
    04. Маркетинг (исследование рынка, канала, товаров сбыта; стимулирование сбыта и реклама, ценообразование; нововведение; коммуникационные связи и информация; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы). 
     
    05. Финансы (финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность; собственные и заёмные средства и их соотношение). 
     
    Информация для укрупненного анализа возможностей предприятия может содержать данные об: местонахождении предприятия; степени известности; производственном потенциале; технологическом оборудовании; длительности изготовления вида продукции; качестве продукции; персонале; уровне расходов. 
     
    Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей конкретного предприятия со среднекорпоративными показателями и показателями других предприятий-участников корпорации. Для изучения каждой из выше перечисленных составляющих внутренней структуры предприятия используется ряд показателей. Для удобства сопоставления, расчет некоторых показателей производится в стоимостном выражении. 
     
    Показатель местонахождения (позволяет сравнивать транспортные расходы предприятий-участников корпорации и более грамотно планировать процесс функционирования) =сумма цен доставки от предприятия до i-того транспортного узла/ количество транспортных узлов, на которые может быть доставлена продукция предприятия для последующей отправки потребителям. 
     
    Показатель степени известности (позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя СИ равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции) = количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием/ количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием. 
     
    Качество продукции определяется коэффициентом возврата (Квозврат) и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену продукции, возвращенной потребителями, как некачественной, и общей суммы отгруженной продукции. 
     
    В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с предприятиями поставщиками сырья и потребителями продукции корпорации. Изучение поставщиков сырья проводится с целью выявления наиболее выгодных по критерию "цена на складе предприятия-участника корпорации". Это связано с тем, что отпускные цены у различных производителей отличаются одна от другой. Но выбирать сырье только по отпускной цене ошибочно, поскольку она существенно увеличивается за счет стоимости транспортировки от склада поставщика до склада предприятия-участника корпорации. Таким образом, повысить эффективность производства можно за счет формирования четкой снабженческой политики. 
     
    При проведении анализа внешнего окружения также изучаются поставщики сырья, поставщики энергоресурсов, другие контрагенты, а также те аспекты деятельности корпорации, которые в основном зависят от внешних по отношению к корпорации воздействий. 
     
    Результаты трех составляющих анализа возможностей используются на следующих этапах управления. В частности результаты оценки потенциала предприятий-участников корпорации применяются на этапе планирования, информация о доле рынка используется при постановке задачи на создание ТЦ. Таким образом, анализ возможностей корпорации - это начальный этап цикла управления, в соответствии с результатами которого вырабатывается корпоративная стратегия деятельности.

 

  1. Тактика слияний и поглощений в системе корпоративного управления. Особые понятия и определения. 
     
    Слияние (зарубежный подход) - любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица. 
     
    Слияние (российское законодательство) - реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Новая компания берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства компаний, после чего последние прекращают своё существование. 
     
    Поглощение - взятие одной компанией другой под свой контроль, управление её с приобретением абсолютного или частичного права собственности на неё. Осуществляется часто путём скупки всех акций предприятия на бирже. 
     
    Под деятельностью по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но так же и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. 
     
    Цель - увеличение благосостояние акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. 
     
    Виды слияний: 
     
    01.горизонтальные (объединение компаний одной отрасли, производящих одно и тоже изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства). 
     
    02.вертикальные (объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукций, т.е. расширение корпорацией покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя). 
     
    03.родовые (объединение корпораций, выпускающих взаимосвязанную продукцию). 
     
    04.конгломератные (объединение корпораций различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние корпораций одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся не поставщиком, не потребителем, не конкурентом. 
     
    Различают: 
     
    041.слияние с расширением продуктовой линии - объединение неконкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства). 
     
    042.слияние с расширением рынка - приобретение дополнительных каналов реализации продукции. 
     
    043.чистые конгломератные слияния - не предполагающие никакой общности. 
     
    В зависимости от национальной принадлежности: 
     
    01.национальное (в границах одного государства). 
     
    02.транснациональное (слияние компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах). 
     
    В зависимости от отношения управленческого персонала корпорации к сделке слияния или поглощения: 
     
    01.дружественные. 
     
    02.враждебные. 
     
    В зависимости от способа объединения потенциала: 
     
    01.корпоративные альянсы (объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированные на каком-то отдельном направлении бизнеса). 
     
    02.корпорация (объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм). 
     
    В зависимости от того, какой потенциал объединяется в ходе слияния: 
     
    01.производственные. 
     
    02.финансовые. 
     
    Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (50Х50). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что это является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением. Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а так же от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. 
     
    Выделение бизнеса как составная часть корпоративной стратегии, так же может осуществляться за счёт использования механизма слияния и поглощения. Для этих целей компания может проводить отпочковывание и продажу отдельных подразделений. 
     
    Отпочковывание - создание из имающегося отделения компании отдельного юридического лица. 
     
    Продажа отделения компании (дивестирование) - продажа подразделения третьему лицу.
  2. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы. 
     
    Основной задачей при построении отношений с инвесторами является максимальное сокращение несоответствия между ожиданиями инвесторов и последующими результатами деятельности корпорации. Это достигается путём налаживания между ними непрерывного потока достоверной информации. Результат - снижение степени риска в глазах инвесторов и одновременное установление максимально выгодных цен для корпорации на протяжении длительного времени. Корпорации разрабатывают коммуникационные программы, предусматривающие публикации, презентации, личные визиты и проведение телефонных совещаний чтобы общаться с акционерами, специалистами по ценным бумагам, биржевыми брокерами. Для формирования программы отношений с инвесторами необходимо создать точный и постоянный образ корпорации. 
     
    Необходимо оценить, что же корпорация предлагает акционерам и инвесторам: высокий доход по акциям, стабильность, высокую прибыль, рост, работу на определённом сегменте рынка, выход на мировой рынок. 
     
    Необходимо определить тип акционеров, инвестиционные цели которых совместимы с тем, что корпорация может им предоставить. 
     
    В целях повышения эффективности корпоративного управления целесообразно обеспечить публичное раскрытие следующей информации: 
     
    01.струткура совета директоров (состав и проф. квалификация членов совета, комитеты). 
     
    02.структура менеджмента (обязанности, подотчётность, квалификация и опыт работы). 
     
    03.организационная структура управления корпорацией. 
     
    04.информация об используемой системе материального поощрения. 
     
    05.характер и объём операций с аффилированными лицами и связанными сторонами (материнские и дочерние компании, юридические лица под общим контролем, партнёры по бизнесу и т.п.).
  3. .Разработка и совершенствование корпоративных норм. Корпоративный климат. Корпоративная культура. 
     
    Общие признаки корпоративных норм: 
     
    01.Регулирование типичных ситуаций, отношений, имеющих место в корпорации 
     
    02. Многократная повторяемость, при однократном применении, в дальнейшем также действуют при аналогичных ситуациях 
     
    03. Общий характер - распространение сферы действия на многих лиц, а не на одного или нескольких человек. 
     
    Субъект корпоративной нормы имеет точную количественную характеристику: коллектив наёмных работников корпорации, ограниченный штатным расписанием, определённое количество акционеров. Качественные характеристики могут изменяться: приём на работу, увольнение, вступление в членство, купля-продажа акций. Сфера действия корпоративных норм не определяется территорией корпорации, а ограничивается членством и принадлежностью субъекта к коллективу по различным основаниям. 
     
    Корпоративный нормативный акт - документ, изданный органами управления корпорацией, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива, содержащий корпоративные нормы. Признаки: 
     
    01.правотворческий характер (устанавливает, изменяет или прекращает действие норм), 
     
    02.издаются органом управления в пределах своей компетенции, 
     
    03.имеют документальную форму, 
     
    04.отсутствие противоречий законодательству и корпоративным актам, имеющим большую юридическую силу. 
     
    Корпоративные нормы: 
     
    01. Несоциальные (воздействие человека на технические средства и предметы) - технические, санитарно-гигиенические, физиологические, биологические. 
     
    02. Социальные (реализуют отношения между участниками корпоративных отношений) - корпоративные обычаи, корпоративные традиции, нормы корпоративной этики, эстетические нормы, корпоративные деловые обыкновения, корпоративные деловые нормы. 
     
    Принципы построения корпоративных норм: 
     
    01. Демократизм 
     
    02. Гуманизм 
     
    03.Равноправие 
     
    04.Законность 
     
    05. Научность 
     
    Корпоративный климат - особенности восприятия сотрудниками приоритетных задач корпорации, успех которой зависит от стимулирования сотрудников и стратегических целей корпорации. Он представляет собой функцию неизмеримого многообразия накопленного опыта. Многообразный опыт, на основе которого формируется представление сотрудниками о степени благоприятствования корпоративного климата, включает: 
     
    01.способ структурирования деятельности. 
     
    02.характер формальных и неформальных межличностных отношений. 
     
    03.процедуры, согласно которым распределяются вознаграждения, включая материальное поощрение. 
     
    Корпоративная культура включает перечень проблем, составляющих основу убеждений и ценностей руководства. Корпоративная культура - совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной корпорации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей. 
     
    Корпоративные ценности - все окружающие корпорацию и находящиеся внутри нее объекты, в отношении которых члены корпорации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями корпорации. 
     
    Организационные нормы - общепринятые в данной корпорации шаблоны поведения. 
     
    Классификация корпоративных культур: 
     
    01.индивидуалистская (субкультура, основанная на ценностях личного достижения и связанная с целями-ориентациями). 
     
    02.коллективистская (ориентирована на групповую деятельность, её ценности и нормы связаны с идентификацией индивидов с организацией или своей группой в организации). 
     
    По характеру властных отношений: 
     
    01.демократичная (наличие доверительных и мягких отношений между руководителями и подчинёнными). 
     
    02.авторитарная (наличие норм прямого регулирования и жесткого контроля). 
     
    На корпоративную культуру влияют следующие факторы: 
     
    Идеальные цели 
     
    Господствующие идеи и ролевые модели 
     
    Принятые стандарты и правила 
     
    Неформальные каналы коммуникаций 
     
    Корпоративную культуру отличают следующие свойства: всеобщность, неформальность, устойчивость. 
     
    Наиболее полно корпоративную культуру характеризуют ее следующие функции: 
     
    Охранная 
     
    Интегрирующая 
     
    Регулирующая 
     
    Заменяющая 
     
    Адаптивная 
     
    Образовательная и развивающая 
     
    Ориентирующая на клиентов и партнеров 
     
    Управление качеством.

Информация о работе Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления