Принципы, функции, методы и стиль управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:49, реферат

Краткое описание

Современный руководитель в своей повседневной деятельности выполняя управленческие функции, использует различные принципы и методы управления, придерживаясь определенного стиля управления. Принципы управления по сути представляют собой определенные правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления.
На разных этапах развития управления принципы управления менялись. В условиях административно-командной системы управления ведущими принципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общественным, централизация управления и др.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент контрольная.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

 

ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ 
 
Современный руководитель в своей повседневной деятельности выполняя управленческие функции, использует различные принципы и методы управления, придерживаясь определенного стиля управления. Принципы управления по сути представляют собой определенные правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. 
 
На разных этапах развития управления принципы управления менялись. В условиях административно-командной системы управления ведущими принципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общественным, централизация управления и др. В настоящее время по мнению ведущих специалистов в области управления ведущими принципами являются: 
 
- лояльность к работающим; 
 
- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента; 
 
- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали; 
 
- атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников организации; 
 
- установление долевого участия каждого работника в общих результатах деятельности; 
 
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой; 
 
- умение слушать окружающих: покупателей, поставщиков, подчиненных, руководителей; 
 
- непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы; 
 
- честность и доверие к людям; 
 
- этика бизнеса; 
 
- опора на фундаментальные основы менеджмента; 
 
- своевременная реакция на изменения в окружающей среде; 
 
- четкое представление о перспективах развития организации. 
 
Методы управления 
 
Большое значение для эффективного управления имеет оптимальное сочетание различных методов управления. 
 
Методы управления представляют собой способы и совокупности приемов воздействия на коллективы людей или отдельных работников в процессе их трудовой деятельности. 
 
Методы управления делятся на три основные группы: 
 
1. Административные. 
 
2. Экономические. 
 
3. Социально-психологические. 
 
Административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой. 
 
В управлении здравоохранением используется достаточно большое число способов административного воздействия, в том числе: 
 
а) стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности.

 

Научные основы управления здравоохранением 

К стабилизирующим методам относятся: Положения (об учреждении здравоохранения, о подразделении ЛПУ, о комиссиях ЛПУ и т.д.), нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.; 
 
б) распорядительные методы направлены на решения конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами. 
 
Следует отметить, что в управлении могут использоваться две формы реализации распорядительного метода: документальная и устная. Так, директивы и постановления оформляются только документально, а приказы, распоряжения и указания могут быть даны и устно, и письменно; 
 
в) дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое соблюдение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской. Административные методы обычно быстро дают результаты в отличие от экономических и социально-психо-логических способов воздействия, результаты которых, как правило, проявляются с определенным «шагом времени» (то есть с определенной задержкой). Однако, в современных условиях жесткое администрирование, игнорирование мотиваций коллектива и отдельных работников нередко приводит к ухудшению социально-психологического климата в медицинском учреждении (подразделении), снижению качества медицинской помощи, созданию отрицательного имиджа ЛПУ. 
 
Экономические методы управления можно представить как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий. 
 
Они основаны на применении экономического стимулирования производственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют путем активизации экономических интересов объекта управления ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя). 
 
Широкое применение экономические методы управления получили в период внедрения в практику здравоохранения принципов нового хозяйственного механизма. В новых условиях хозяйствования развивались прогрессивные формы организации и оплаты труда: бригадный, коллективный и арендный подряд. Оплата труда кажюго работника была увязана не только с объемом, но и со сложностью и с качеством выполненной работы. 
 
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов. 
 
Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы: 
 
— прямые методы; 
 
— косвенные методы. 
 
Прямые методы социально-психологического воздействия включают: 
 
а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека); 
 
б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств); 
 
в) подражание (воздействие на основе личного примера);


Глава  
г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов); 
 
д) принуждение (применение авторитета и власти руководителя); 
 
е) побуждение (повышение морально-общественной значимости 
 
предстоящей работы). 
 
Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа. 
 
Это опосредование может осуществляться: 
 
1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности, степени нагрузки. 
 
Так, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень нагрузки обеспечивается распределением потока больных работниками регистратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, организацией доврачебного кабинета, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.; 
 
2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования; 
 
3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе. 
 
Стиль управления 
 
Под стилем управления понимается система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений. 
 
Стиль управления формируется и под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления. Принято выделять 3 основных стиля: 
 
1. Авторитарный (автократический) стиль управления характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Менеджеры, придерживающиеся этого стиля исходят из теории X Мак—Грегора. Преобладают административные методы управления. Деятельность подчиненных строго регламентируется. 
 
2. Либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем. 
 
3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении основаны на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями. Менеджеры полностью доверяют своим подчиненным. Основной мотивацией является возможность вознаграждения, поощрения. Персонал во всех подразделениях чувствует реальную ответственность за цели организации. Существует множество коммуникативных связей и большие возможности для коллективной деятельности. Менеджеры этого стиля исходят из теории Y Мак—Грегора, в управлении преобладают социально-психологические и экономические методы. Организации, где такой стиль доминирует, характеризуются высокой степенью децентрализации, активным участием сотрудников в принятии решений.

Научные основы управления здравоохранением 
17 
Важно также подчеркнуть, что в медицинских учреждениях авторитарный стиль управления с преобладанием административно-командных методов управления в современных условиях, характеризующихся отсутствием необходимых средств для обеспечения лечебно-диагностического процесса и низким уровнем заработной платы, наименее эффективен. К тому же, в лечебно-профилактических учреждениях нередко возникают ситуации, когда требуется выполнить какие-то дополнительные виды работ, больший их объем (например, выполнение квартирных вызовов с другого участка, прием больных с участка врача, работающего в другую смену), и вряд ли использование принудительных методов воздействия в этих случаях уместно. 
 
Функции управления 
 
Основными функциями управления являются: 
 
1. Планирование. 
 
2. Организация. 
 
3. Координация и регулирование. 
 
4. Стимулирование и мотивация. 
 
5. Контроль. 
 
Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. 
 
Функция планирования имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование, программирование. 
 
Первым этапом планирования является прогнозирование, то есть метод научно-обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Так, при планировании открытия офиса общеврачебной практики в составе территориальной поликлиники заранее нужно предусмотреть изменение распределения потоков больных между ВОП и врача-ми-специалистами, изменение потребностей в различных видах исследований и т.д. 
 
Важной подфункцией планирования является и моделирование различных ситуаций и состояний системы в течение планируемого периода. Например, для успешной реализации Программы реструктуризации коечного фонда и его дифференциации по степени интенсивности лечения и ухода, необходимо прежде всего создать модели новых типов стационарных учреждений: больницы интенсивного лечения, больницы для долечивания и восстановительного лечения, больницы длительного пребывания больных, больницы сестринского ухода, хосписы. 
 
Задачей третьей подфункции планирования является программирование перевода системы в новое заданное состояние. Данный этап включает разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбор научных средств и методов управления. 
 
Планирование может быть долгосрочным (15—20 лет), среднесрочным (обычно на 5 лет) и краткосрочным или текущим (обычно на год). Текущее планирование является необходимым элементом управленческой деятельности в любой организации. В последние годы некоторые медицинские учреждения (в первую очередь с негосударственной формой собственности) составляют бизнес-планы, позволяющие решать следующие задачи: 
 
— определить долговременные и краткосрочные цели учреждения (фирмы), стратегию и тактику их достижения; 
 
— определить конкретные направления деятельности учреждения, его место на рынке медицинских услуг;

12 
Глава  
- выявить соответствие ресурсов поставленным целям и направлениям развития ЛПУ; 
 
- сформулировать перечень маркетинговых мероприятий учреждения по изучению рынка медицинских услуг и т.д. Важной функцией управления является организация работ, включающая следующие элементы: 
 
- разработка структуры управления; 
 
- определение рациональных форм разделения труда; 
 
- распределение работ среди подразделений и отдельных работников; 
 
- регламентация функций, подфункций, работ, операций, выполняемых работниками; 
 
- установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; 
 
- подбор и расстановка кадров. 
 
Чрезвычайно значима эта функция при проведении реорганизации учреждений здравоохранения, подразделений и отдельных служб. Эффективность управленческой деятельности тесно связана с функцией регулирования и координации. 
 
Регулирование — это деятельность по поддержанию в динамической системе заданных параметров. Целью данной функции является сохранение состояния упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. 
 
Координация — это обеспечение согласованности действий во времени ив пространстве всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. В свою очередь, коммуникация — это процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри организации и при обмене ею с внешней средой. Посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения — их исполнителям. Для успешного достижения целей организации необходимы активизация и стимулирование работников. Стимулирование — это побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов. Стимулирование может быть материальным и моральным. Мотивация — это создание у работников внутреннего побуждения к труду. Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения. 
 
Контроль как функция включает выявление соответствия процесса плановым показателям или естественному ходу процессов. 
 
В функцию контроля входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей. 
 
Существует множество классификаций видов контроля. Прежде всего, выделяют стратегический, связанный со стратегическим планированием и тактический или административный контроль за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов. 
 
На разных этапах выполнения управленческих решений осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль. 
 
В соответствии с функциональным подходом выделяют: финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества. 
 
Независимо от вида контроля он должен включать три основных этапа: 
 
1) установление норм (стандартов); 
 
2) измерение соответствия выполнения работ этим нормам;

Информация о работе Принципы, функции, методы и стиль управления