Принятие решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.

Содержание

Введение
1. Управление как основа принятия решений в организации
1.1 Понятие, сущность управленческих решений
1.2 Методы принятия решений и информационное обеспечение управленческих решений
2. Принципы принятия решений в организации
3. Классификация управленческих решений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Принятие решений в организации.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

Принятие решений  в организации

Управление как основа принятия решений в организации. Виды управленческих решений, методы их принятия, учет неопределенности и  рисков. Уровни решений в зависимости  от творческого вклада менеджеров. Информационное обеспечение управленческих решений.

 Содержание

Введение

1. Управление как основа принятия  решений в организации

1.1 Понятие, сущность управленческих  решений

1.2 Методы принятия решений и  информационное обеспечение управленческих  решений

2. Принципы принятия решений  в организации

3. Классификация управленческих  решений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Принятие решений является составной  частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений  возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками  и аспектами управленческой деятельности.

Ответственность в принятии важных управленческих решений, это тяжелое  моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных  решений. Руководителям различных  предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных  действий для того, чтобы найти  правильное действие для данной организации  в данное время и в данном месте. Для чёткой и эффективной работы организации руководитель должен продумать  серию верных действий из нескольких альтернативных возможностей.

Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции, приказа  и др. Труд по разработке управленческих решений высокопрофессионален, здесь используются теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных ученых, а также накопленный и систематизированный практический опыт.

Важнейшим резервом повышения эффективности  производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается  путем совершенствования процесса принятия решений. Можно выделить два  основных вида процесса принятия решений: ряд последовательных шагов - инициирование  процесса, диагностика, формирование и  выбор альтернатив, реализация и  оценка; учет важнейших факторов - как  правильно принимать решения, межличностные  отношения, выбор времени и обмен  информацией. Каждый компонент может  быть связан с одним или всеми  компонентами.

Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности  в значительной степени зависит  успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное  управление организацией в сложной  экономической обстановке практически  невозможно. В этой связи актуальность, своевременность и перспективность  данной темы не вызывает сомнений.

Цель курсовой работы - рассказать о принципах принятия решений  в организации.

1. Управление как основа  принятия решений в организации

Управление как наука, которая  входит в разряд прикладных наук очень  близко стоит к реальной экономической  практике, вооружая эту практику научными приемами и правилами, в результате чего управление пополняется новыми теоретическими положениями на основе опыта конкретных руководителей.

Управление как искусство, которому можно научиться только через  опыт и которым в совершенстве владеют люди, имеющие к этому  талант.

Выделяются следующие этапы  развития управления (менеджмента):

Первый этап развития менеджмента  начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора  после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой  он впервые рассмотрел научные подходы  и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную  Ф. Тейлором, американские фирмы и  Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние  на развитие экономики. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента  связан с новыми подходами, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально  новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента  стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться  школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами  ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента  относится к периоду 1940 - 1960 гг. В  эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента  на основе достижений психологической  и социологической наук, оказывающих  решающее воздействие на человека в  системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли – происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности.

Шестой этап развития менеджмента  можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным  для многих открытием "организационной  структуры" как мощного механизма  управления, особенно успешно использованного  Японией и другими странами, с  важнейшими по силе воздействия управленческими  методами.

Восьмой этап развития менеджмента  относится к 90-м гг. На этом этапе  просматриваются три основные тенденции:

* возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства;

* создание социальных поведенческих  элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

* усиление международного характера  управления. Переход многих стран  к открытой экономике, участие  в конкурентной борьбе, организации  современной деятельности.

По мнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия на отношения – власть, подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые  ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые  заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и  услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и  покупателя.

1.1 Понятие, сущность управленческих решений

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Поэтому каждый руководитель несет ответственность за выполнение своих обязанностей, которые находятся в его распоряжении, и в случае невыполнения их он может нести определенные убытки.

Классификация управленческих решений  необходима для определения общих  и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность.

Управленческие решения могут  быть классифицированы различными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации: по функциональному содержанию; по характеру решаемых задач; по иерархии управления; по характеру организации  разработки; по характеру целей; по причинам возникновения; по исходным методам  разработки; по организационному оформлению.

Управленческие решения разделяются  по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например: решения плановые; организационные; контролирующие; прогнозирующие.

Обычно такие решения затрагивают  в той или иной мере все функции  управления, однако в каждом из них  можно выделить основное ядро, связанное  с какой-то основной функцией.

Другой принцип разделения связан с характером решаемых задач: экономических; организационных; технологических  и др.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения: единоличные; коллегиальные; коллективные. Предпочтение способа  организации выработки управленческих решений зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации, характера задач, ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые  решения могут быть представлены как: текущие (оперативные); тактические; стратегические.

По причинам возникновения управленческие решения выделяют: ситуационные, связанные  с характером возникающих обстоятельств; по предписанию вышестоящих органов; программные, связанные с включением данного объекта управления в  определенную структуру программно-целевых  отношений, мероприятий; инициативные, связанные с проявлением инициативы системы (например, в сфере посреднической деятельности); эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческих решений: графические, с использованием графоаналитических подходов; математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов; эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения выделяют: жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения; ориентирующие, определяющие направление  развития системы; гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы; нормативные, задающие параметры протекания процессов  в системе.

В процессе управления организацией принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Эти существующие характеристики имеют явное значение в принятии управленческих решений. Тем не менее, существуют некоторые  общие признаки, позволяющие это  множество определённым образом  классифицировать. Такая классификация  представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные - Нетипичные

Значимость цели и длительность действия

Стратегические – Тактические – Операционные

Сфера воздействия

Глобальные – Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные – Краткосрочные

Прогнозируемые последствия  решения

Корректируемые – Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные – Неформализованные

Количество критериев  выбора

Однокритериальные – Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные – Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные – Недокументированные

Характер использованной информации

Детерминированные – Вероятностные

Основания для принятия решения

Интуитивные – Решения на суждениях – Рациональные

Место и функции в процессе управления

Информационные – Организационные – Технологические


Степень повторяемости проблемы. В  зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно разделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся  альтернатив, и нетипичные. Нетипичные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

Информация о работе Принятие решений в организации