Природа и причины стрессов. Методы снятия стрессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс

Вложенные файлы: 1 файл

Природа и причины стрессов.docx

— 22.43 Кб (Скачать файл)

Природа и причины  стрессов. Методы снятия стрессов. 
    Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс

Небольшие стрессы — это  довольно обычное и часто встречающееся  явление (повышенная раздражительность  или бессонница перед ответственным  событием и т.п.). Незначительные стрессы  неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает  большие проблемы для каждого  человека и, соответственно, организаций. В связи с этим важно научиться  различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой  стресс, который характеризуется  чрезмерным психологическим или  физиологическим напряжением. Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье. 
    Основной причиной стрессов являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставлять работу. 
    Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации; реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде. 
   Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса. 
   Типичные симптомы стресса 
   По мере того как менеджеры учатся справляться со своей собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая вероятность возникновения стрессовых ситуаций в коллективе. Конечно, разные люди по-разному будут реагировать на каждую ситуацию, поэтому менеджеры должны пытаться так спроектировать свое рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему самому, так и всей организации. 
 
Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (табл. 1). 
 
Таблица 1. Факторы, вызывающие стресс

 
Организационные

 
Личностные

 
Перегрузка

 
Уход на пенсию

 
Конфликт ролей

 
Свадьба (развод)

 
Неопределенность ролей

 
Привлечение по суду

 
Неинтересная работа

 
Увольнение с работы

 

 
Наказание (выговор)

 

 
Смерть близкого

 

 
Переход на другую работу

 

 
Потеря вложенных в банк средств  и т.п.


 
 
 
Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь. 
 
Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, то есть бывают такие ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения. 
 
Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие. 
 
Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. 
 
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы — из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п. 
 
Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс. 
 
Чтобы управлять другими и достигать при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, необходимо: 
    оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы; 
   разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, надо объяснить им, почему она имеет такое важное значение, и установить приоритеты в их работе.  

   четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию; 
  использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации; 
 
     обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу; 
      выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развививать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Методы снятия стресса 
Стрессы нельзя копить в себе. Стрессы старят, глупят, толстят, ускоряют развитие целлюлита и образование морщин, а главное, сильно снижают иммунитет с всеми вытекающими последствиями. Стрессы надо уметь снимать. Причем даже на работе - в условиях, когда не подходят такие методы, как медитация, релаксация, ароматерапия, транквилизаторы и активные гимнастики.  
 
Снимать стрессы на работе категорически нельзя перекурами, пирожными или крепким кофе. Можно применить только жевательную резинку, таблетки с мятой или маленький квадратик шоколада, причем не жевать его, а рассасывать. 
    Эффективный метод снятия стресса в любых производственных условиях - это маленький незаметный антистресс - фитнес. Приятная сиюминутная разминка на рабочем месте - вот что спасет от последствий нагрянувшего стресса. Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой способ борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами. Не зарядка, не гимнастика, а просто произвольно помахать. Можно даже агрессивно - весь вас никто не видит.  
    Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью. 
    Итак, успокоились, слегка подзарядились и возвращаемся к работе с новыми ощущениями, хорошим настроем и умными мыслями. Вы в отличной рабочей форме!                                                                     Организация взаимодействий с сотрудниками

Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.

Очень важная,.но не очень заметная сторона устройства организаций — это взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий путем делегирования полномочий и ответственности.

Делегирование в теории управления означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач  среди сотрудников, выполнить которые  необходимо для достижения целей  всей организации. Если важная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять  ее сам. Но в большинстве случаев  это просто невозможно, так как  время и способности руководителя ограничены. Делегирование, по сути, превращает человека в руководителя.

Несмотря на свое значение, делегирование  часто неправильно понимаемая и  неправильно используемая концепция  управления. Не понимая сущность и  необходимость делегирования, многие предприниматели терпели неудачу, когда организации, создаваемые  ими, становились более крупными.

Ответственность представляет собой  обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимают то, что от человека ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда  он занимает определенную должность  в организации. Человек заключает  контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в  обмен на получение определенного  вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем руководителем, который передает ему полномочия.

Организационные полномочия. Если кто-то примет ответственность  за удовлетворительное выполнение задачи, то организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство  осуществляет это путем делегирования  полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой  ограниченное право использовать ресурсы  организации и направлять усилия некото рых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются . должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Когда человек меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий человеку.

Две концепции  полномочий. Согласно классической концепции, полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Например, на российском предприятии чаще всего руководитель расчетного отдела получает свои полномочия от главного бухгалтера, а тот — от генерального директора. Это и есть концепция делегирования полномочий руководителями своим подчиненным.

Преодоление проблем. Руководители могут  создать систему контроля, необходимую  для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным. Они могут также  определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства

и оказания влияния. Большую часть  неуверенности подчиненных можно  устранить, оказывая им больше доверия, а не резко критикуя, чтобы указать на недостатки в работе.

Четкий обмен информацией, принцип  соответствия и положительные стимулы  весьма важны для эффективного делегирования. Если подчиненный не выполняет свои задачи так, как требует руководство, причиной может быть неправильная передача информации. Подчиненный может не решиться задать вопросы из-за боязни глупо выглядеть или из-за того, что слишком торопится приняться  за работу. Понятное изложение подчиненным  их обязанностей, задач и пределов полномочий обеспечивает эффективность делегирования.

Весьма важно соответствие между  полномочиями и ответственностью. Руководство  должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это и есть принцип  соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность  только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. Например, управляющий, получивший задание  увеличить сбыт пейджеров, может  принять ответственность и выполнить это задание, только если получит полномочия провести рекламную кампанию и использовать мотивационные стимулы по отношению к коммерческим агентам.

Большая ответственность означает больше работы и больше риска для  лица, принимающего ее. Люди в основном не считают привлекательными эти  дополнительные обязанности, а во многих организациях желание расширить  ответственность подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие этого бремени. Исследования показывают: работники имеют меньшую  мотивацию к работе, если считают, что дают организации больше, чем  получают от нее. Эти вознаграждения могут выступать в форме дополнительной оплаты, повышения по службе, необычного звания, благодарности, особого статуса  или более комфортных условий  работы. Важно создать также систему  стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации.


Информация о работе Природа и причины стрессов. Методы снятия стрессов