Проблема как предмет исследования систем управления: определение, распознавание, формулировка и постановка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 00:04, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях развития экономики качество решений, прини¬маемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследователь¬ского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их ис¬токи и последствия.

Содержание

Введение
1.Проблема в методологии исследования систем управления
2. Анализ организации предприятия и разработка мероприятий по повышению его эффективности
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Сущность, понятие и критерии производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.3. Финансовое состояние предприятия
2.4. Уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ИСУ.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)


2

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине: Исследования систем управления

на тему: «Проблема как предмет исследования систем управления: определение, распознавание, формулировка и постановка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

3

1.Проблема в методологии исследования систем управления

 

5

2. Анализ организации предприятия и разработка мероприятий по повышению его эффективности

13

2.1. Общая характеристика предприятия

13

2.2. Сущность, понятие и критерии производственно-хозяйственной деятельности предприятия

15

2.3. Финансовое состояние предприятия

17

2.4. Уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия

18

2.5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия

19

Заключение

 

25

Список использованных источников

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.

Научно-техническая революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным образом приводят к появлению проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг и др. [2, С. 32]

В современных условиях развития экономики качество решений, прини­маемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследователь­ского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их ис­токи и последствия.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления - процессах развития фирмы или предприятия, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и совершенствование которого сегодня уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.

Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

• распознание проблем и проблемных ситуаций;

• определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и раз­вития;

установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе прак­тического управления);

• нахождение путей, средств и возможностей ис­пользования новых знаний о данной проблеме;

• разработка вариантов решения проблем;

• выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности. [4, С. 29]

Проблемой принято называть критическое рассогласование в желаемых и наблюдаемых результатах и(или) характере, условиях деятельности.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.

Предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.

Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом. [2, С. 35]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы не можете решить проблему,

пока не признаете, что она у вас есть.

 

X. Маккей [10]

 

1. Проблема в методологии исследования систем управления

 

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. [7, С. 57]

Объект исследования - система управления.

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются «вечными», другие - преходящими или созревающими.

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий не решения и возможностей решения и пр.

Проблема - это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого - либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

                       отделение реальных проблем от псевдореальных;

                       отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

                       отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

                       выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы; б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; в) никогда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.

Качество проблемы - это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.

Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения, постановки центрального вопроса; контрадикции, т. е. фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; финитизации - предположительного описания предполагаемого результата.

Построение проблемы, представленное операциями стратификации - расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализации - ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации - выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кондификация - выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация - проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация - выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление - нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация - отнесение проблемы к определенному типу.

Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции - установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализации - приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментации - выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрации - объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.

Обозначение проблемы, состоящее в экспликации понятий - перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации - выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определения проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими, например стратификация и вариантификация; некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация понятий и уподобление.

Информация о работе Проблема как предмет исследования систем управления: определение, распознавание, формулировка и постановка