Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:58, статья
Одним из популярных инструментов в стратегическом планировании развития организации является SWOT-анализ. Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Статья на тему: Проблемы применения SWOT анализа
Одним из популярных инструментов в стратегическом планировании развития организации является SWOT-анализ.
Данная методология
Аббревиатура SWOT может быть представлена визуально в виде таблицы:
Таблица 1
Положительное влияние |
Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли) |
Weaknesses (свойства, ослабляющие проект) |
Внешняя среда |
Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели) |
Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели) |
Источник: Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: Альпина Паблишер, 2012
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.2
В современном SWOT-анализе можно выделить 3 основных этапа:
1) выявление перечня факторов, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду объекта;
2) оценка и ранжирование выявленных факторов;
3) формулирование стратегий
развития объекта на основе
пересечений пар факторов SWOT.
Поле «Сильные стороны – Возможности» показывает, какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде.
Поле «Слабые стороны – Возможности» показывает, за счет каких возможностей внешней среды организация сможет преодолеть имеющиеся слабости.
Поле «Сильные стороны – угрозы» показывает, какие силы необходимо использовать организации для устранения угроз.
Поле «Слабые стороны – Угрозы» показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Однако объектами SWOT-анализа также могут быть, например:
Хотя использование SWOT-анализа достаточно распространено и популярно, в настоящее время он все чаще подвергается критике. Разными авторами выделяется ряд проблем, связанных с использованием SWOT-анализа, среди которых самыми распространенными являются:
Президент Mekka Consulting, член Американской маркетинговой ассоциации, преподаватель в бизнес-школах Репьев Александр Павлович в книге «Маркетинговое мышление» упоминает о некоторых фактах: «Опрос 212 менеджеров из компаний, включенных в перечень Fortune 1000, показал, что SWOT пагубно сказывается на показателях. По мнению некоторых, процесс настолько ошибочен, что настало время «отозвать продукт». Один эксперт сказал, что предпочитает расшифровывать SWOT как “Significant Waste of Time” (напрасная трата времени)».7
Таким образом, мы приходим к выводу, что SWOT анализ, хотя и является одним из наиболее важных составляющих стратегического планирования, не может дать подробный анализ компании и ситуации, в которой она находится, и с помощью данного метода нежелательно делать какие-либо критичные выводы и формулировать только на его основе стратегии и планы. Желательно использовать SWOT анализ только для упорядочения вопросов и фактов с тем, чтобы получить быструю оценку ситуации.
Список литературы:
1 Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 144 с., с. 41
2 Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 144 с., с. 41
3 Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами //Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2013. - №1 (21). – С. 151 - 157
4 Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами //Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2013. - №1 (21). – С. 151 - 157
5 “Scorecard – business intelligence,бизнес аналитика, интеллектуальная обработка данных”
6 С. Газинури, А, Измаил Задэ и А. Мемариани. Нечеткий SWOT анализ//Журнал интеллектуальных и нечетких систем – 2007 - № 18 – с. 99-108
7 “E-xecutive – бизнес-сообщество”, 12.10.10