Проблемы применения принципов управления в таможенных органах и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - оценка эффективности управления в деятельности таможенных органов на основе анализа принципов управления в деятельности таможенных органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определение понятия и классификация принципов управления.
2. Определение характера и особенностей применяемых принципов управления в деятельности таможенных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Значение принципов управления в деятельности организации……....…...7
1.1.Понятие и классификация принципов управления в таможенных органах.…..……………………………………………………………………….7
1.2.Влияние принципов управления на эффективность управления…....12
2. Реализация принципов управления в деятельности таможенных органов………………………………….…………………………………....17
2.1.Характер и особенности применяемых принципов управления в деятельности таможенных органов …………………………………….……...17
2.2.Эффективность применения принципов управления………..……….22
3. Проблемы применения принципов управления в таможенных органах и пути их решения ………………………………………………..…………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...5

  1. Значение принципов управления в деятельности организации……....…...7

1.1.Понятие и классификация принципов управления в таможенных органах.…..……………………………………………………………………….7

1.2.Влияние принципов управления на эффективность управления…....12

  1. Реализация принципов управления в деятельности таможенных органов………………………………….…………………………………....17

2.1.Характер и особенности применяемых принципов управления в деятельности таможенных органов …………………………………….……...17

2.2.Эффективность применения принципов управления………..……….22

  1. Проблемы применения принципов управления в таможенных органах и пути их решения ………………………………………………..…………...27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемых источников……………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.

Цель работы - оценка эффективности управления в деятельности таможенных органов на основе анализа принципов управления в деятельности таможенных органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1.       Определение понятия и классификация принципов управления.

2.      Определение  характера и особенностей применяемых  принципов управления в деятельности  таможенных органов.

3.   Оценка эффективности и проблемы применения принципов управления таможенных органах.

Соответственно, работа состоит из 3 глав: в первой главе рассматривается понятийный аппарат настоящей работы, а именно дается определение принципов управления, приводится их классификация и содержание.

Во второй главе рассматривается характер и особенности применяемых принципов управления в деятельности таможенных органов и эффективность применения принципов управления.

В третьей главе рассматриваются основные проблемы применения принципов управления втаможенных органов и пути их решения.

Предмет исследования в представленной работе – таможенный орган, объект исследования – управление деятельностью таможенного органа.

В ходе исследования использовались учебные пособия по менеджменту, таможенному делу, нормативные акты в области таможенного дела, материалы интернета (официального сайта ФТС) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

1.1. Понятие и классификация принципов управления в таможенных органах

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. "Отдельный скрипач, — писал К. Маркс, — сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".1

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.2

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы (табл. 1.1).3

 

Таблица 1.1.

Классификация принципов управления4

Принципы управления

 

общие принципы

 

частныепринципы

организационно-технологическиепринципы

- научность,

- системность,

- обратной связи,

- информационной достаточности,

- оптимальности,

- соподчиненности и др.

- законности,

- централизации в сочетании с разумной децентрализацией,

- непрерывности,

- оперативности,

- гибкости,

- ответственности,

- преемственности,

- нацеленности на конечный результат и др.

- единоначалия,

- конкретности,

- разделения труда,

- скалярный,

- иерархии,

- единства распорядительства и одного начальника,

- делегирования полномочий,

- диапазона управления и др.


 

Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Принцип научности. Научный подход требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, последующего применения полученных знаний в практике управления. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

Системность — один из ведущих принципов управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.

Большое значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия.5 Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой — установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой;наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав;в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.6

Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом большое значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле.7

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это — необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

1.2 Влияние принципов  управления на эффективность  управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными. Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития.

Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. К числу основных принципов управления могут быть отнесены: 1) научность; 2) системность и комплексность; 3) единоначалие и коллегиальность; 4) демократический централизм; 5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.8

Информация о работе Проблемы применения принципов управления в таможенных органах и пути их решения